Русский язык, 1 класс. Тема урока: Письмо заглавной буквы Д
план-конспект урока (1 класс)

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: учить писать заглавную букву Д, развивать графические навыки; развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь, фонематический слух, зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность, опрятность, чувство коллективизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 1 класс.

Тема урока: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: учить писать заглавную букву Д, развивать графические навыки; развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь, фонематический слух, зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность, опрятность, чувство коллективизма

Ожидаемые результаты:

Предметные:  научить писать заглавную букву Д , выполнять звуко-буквенный анализ слов, писать слова с буквой Д прописной

Метапредметные:

Личностные УУД – проявлять интерес к изучению темы; оценивать результат собственной деятельности; уметь выполнять самооценку на основе критерия успешной деятельности, учиться уважительному отношению к чужому мнению

Регулятивные УУД – уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом, выполнять учебное задание с взаимопроверкой,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД – уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт;   ориентироваться в тетради, делать выводы в результате совместной деятельности

Коммуникативные УУД – уметь оформлять свою мысль в устной форме,  слушать и понимать речь других, договариваться друг с другом при работе в паре, следовать правилам поведения и общения в школе

• Оборудование: рабочая тетрадь (пропись № 3),    карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки, бумажные цветы.

• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

·         умение находить элементы в новых буквах

·         самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы

·         вычленять из ряда правильно написанную букву

• Содержание урока:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

Сначала садятся те ребята, чьи имена начинаются с гласного звука. Теперь присядут те мальчики и девочки, чьи имена начинаются с твердого согласного, и наконец, те ребята, у кого в начале имени слышится мягкий согласный звук. Все расселись? Хорошо, что всем нашлось место.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. За работу!

2. Речевая разминка

Упражнения для этапа “подключение к работе”:

Подключаемся к работе:

- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);

- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);

- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа); 

- Включаем щеки (потереть щечки);

- Включаем губы (дотронуться до губ);

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно

Артикуляционная гимнастика + фонетическая зарядка

1.“Язык путешествует”. Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, потянись язычком к носу, затем – к подбородку.

2. – змеиный слышен свист - С-С-С

– шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш

– шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж

– моторы тарахтят - Р-Р-Р

  • Как в дудочку дудят? ду-ду-ду


Звучит сказочная музыка и начинается сказка

Дюймовочка
Еле-еле я бреду
Ой, сейчас я упаду.
Я уже два дня в пути.
Больше не могу идти.
Кажется, что здесь живут.
Может, мне дадут приют?

Дюймовочка стучится к мышке в норку

Мышь
Это кто ко мне стучится?
Кто пожаловал ко  мне?
То не зверь стучит, не птица
В этой зимней тишине.
Боже! Девочка стоит
И как лист сухой дрожит!
Заходи скорее в норку.
Дам тебе я хлеба корку.
Обогрею я тебя.
Ах, бедняжка ты моя!
Вот возьми, поешь скорее,
А не то ты заболеешь.

Дюймовочка
Я вам очень благодарна. Как у вас уютно, славно!
Может чем вам помогу? Вашу норку приберу.

Мышь
Вижу – любишь ты трудиться. Это в жизни пригодится.
Я живу совсем одна. Мне помощница нужна.
Так что ты не собирайся, зимовать тут оставайся.
Будешь в доме прибирать и меня развлекать.

Волшебница
Так осталась жить у мышки Дюймовочка-малышка.
Не сидит она без дела, выполняет всё умело:
Вяжет, шьёт и убирает,
И готовит, и стирает.

Мышь
Завтра в гости на обед к нам пожалует сосед.
Это важный чёрный крот, что за стенкою живёт.
У него добра не счесть, у него запасы есть.
Дорогую шубу носит, и руки твоей он просит.
Будешь ты ему женой и хозяйкой молодой.
Под землёй в норе по праву заживёшь теперь на славу!

(под музыку входит крот)

Познакомься-ка с соседом, с очень умным домоседом
Только помни, он не любит солнце и цветы
Потому что не выходит он из темноты.
От рождения слепой
крот – сосед мой дорогой.

Крот
Вот и я! Соседка, здравствуй! Знаю, шёл я не напрасно.
Где невестушка моя? Познакомлюсь с нею я!
Слышал, кушаешь ты мало. Это славно, очень славно!
Мы в моей норе вдвоём очень дружно заживём!
Я пойду готовить свадьбу, а невеста пусть шьёт платье.
Праздник состоится вскоре, и кроты все будут в сборе.

(под музыку крот удаляется)

Дюймовочка
Неужели, я в норе буду жить теперь в земле?
Не увижу солнца боле? Это ведь не жизнь – неволя!

Мышь
Не болтай ты ерунды. Лучше принеси воды.
Жениха как наш сосед в целом свете больше нет.
И красив он, и богат. Не жених, а просто клад!

(Дюймовочка идёт за водой и находит замёрзшую Ласточку)

Дюймовочка
Птичка на земле лежит. Неужели птичка спит?
Ой, холодная, какая! Может птичка неживая?
Так и есть – окоченела, а ведь летом песни пела!
Я укрою эту птичку, эту птичку-невеличку.
Может птичка оживёт, снова песни запоёт?
Кажется, сердечко бьётся. Жизнь вернётся к ней, вернётся!

Ласточка
Я тебя благодарю за заботу за твою
И за добрые слова.
Я согрелась, я жива!
Скоро мне пора в дорогу. Лишь окрепну я немного
В тёплый край я полечу

Дюймовочка
Я с тобой лететь хочу,
Но нельзя мне улетать, мышь-старушку покидать.
Помогать я ей должна – одинокая она.
Так что, ты сама лети. Что ж, счастливого пути!

Ласточка
А тебе желаю я быть счастливою всегда.
Ты меня не забывай, а весной опять встречай.

(Дюймовочка печально возвращается к мыши)

Мышь
Как я рада за тебя! Наш сосед идёт сюда!
Вместе с ним идут сваты — все богатые кроты!
Будет свадьба, будет пир.
Я уже достала сыр и лепёшек напекла.
Ну, иди скорей сюда!

(Дюймовочка подходит, мышь надевает на неё фату, наряжает. В это время под музыку входят состоятельные кроты)

Кроты
Мы богатые кроты к вам пришли из темноты.
Мы не любим белый свет. Нам не нужен он! Нет! Нет!
Мы живём в сырой земле, в темноте и тишине.
Роем длинные ходы. Мы очень важные кроты.

Мы день и ночь всё трудимся – богатства добываем.
В свои хоромы никого чужого не пускаем.
Пришли на свадьбу мы сейчас.
Встречайте нас, встречайте нас!

Крот
Где невеста молодая? Почему она рыдает?
В честь нашего венчанья исполню я одно её желанье.

Дюймовочка
Позвольте мне в последний раз наверх подняться
И с тёплым солнышком навеки попрощаться.

Крот
Какое глупое желание! Хи-хи!
Но раз уж обещал – иди, невестушка, иди!

(Дюймовочка идёт наверх)

Дюймовочка
Прощай тёплое солнце, и небо прощай,
И тучи, что мчатся в неведомый край.
Прощайте деревья, цветы и трава.
Вас в жизни своей я увижу едва.

Ласточка
Почему ты, детка, плачешь? Почему печальна ты?
Почему грустят с тобою деревья и кусты?

Дюймовочка
Милая, Ласточка, я плачу
потому, что в жизни нет удачи.
Сейчас я прощаюсь с миром. Его я навеки покину.
Жить буду теперь под землёй. Сегодня я стану крота женой.

Ласточка
Не грусти, не печалься, детка. Ведь ты пока ещё не в клетке.
Улетаю сегодня я  в далёкие и тёплые края.
Хочешь, я тебя с собою захвачу?

Дюймовочка
Конечно, Ласточка, я очень этого хочу!

(Дюймовочка и Ласточка улетают)

Ласточка
Вот и тёплые края! Запою здесь песню я!
Ну, а ты, моя малышка, выбирай себе домишко.
Посмотри, цветок прелестный! Заживёшь ты в нём чудесно!

(Появляются эльфы и принц)

Эльфы
Чудо чудное пред нами! Гостья с дивными чертами
Ты откуда прилетела? Стань же нашей королевой!

Принц
Девочка, ты такая прекрасная, словно звёздочка в небе ясная!
Ты такая милая, нежная, как морская волна прибрежная!
Ты такая изящная, тонкая, будто птичья песня звонкая!
Я дарю тебе крылья волшебные. Будешь с нами летать по небу ты!
Будешь песни петь солнцу ясному, небу чистому и прекрасному!

1.А вы догадались как зовут эту девочку?

Как какой звук мы слышим в начале слова?

Какой этот звук?

Придумайте мне слова с твердым звуком д.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

2.Дюймовочка принесла вам задания на урок.

Первое задание: какой ряд соберет быстрее слова.(разрезанные слова)

САД                                                     ДЫНЯ                                              

ДЕТИ                                                  ВОДИЧКА                                    

  • С какой буквы пишутся эти слова?
  • А с какой буквы пишется имя нашей  героини, Дюймовочки?
  • Дюймовочка просит тоже её  научить писать  заглавную букву Д. Поможем?( Работа в прописи, написание заглавной буквы Д )

Сколько   элементов в данной букве?

- Ставлю ручку на середину вспомогательной строки, веду вниз наклонную линию до нижней границы рабочей строки, укороченная петелька влево, задерживаемся, поднимаюсь до наклонной, пишу полуовал, плавно закругляю линию, опускаюсь, перехлёст с верхней линией, затем с наклонной линией до середины рабочей строки.

– Запишите букву в воздухе.

– Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–ой строчке.(Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, напоминает правила посадки и положения тетради).

- Считаем себе при записи Д: - раз и – два.

Работа в прописи написание слогов  с буквой Д

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. 
(Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
 (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
 (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
 (Дети садятся.)

Второе задание: найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

 дом                   доска                  Дима         дорога

  • Почему вы так считаете?
  • Письмо 3 строки в тетради  - прописи  слова Дима

 3.Третье задание:  -Вставь в слова скороговорки первые буквы. Подумай! Где необходима Д или д ?

.ед     .одон  на дуде дудел,а    .емид    мёд ел  .

      ( Дети, работая в парах, вставляют нужную букву. После этого читают, что у них получилось и доказывают, почему вставили букву Д или д. )

(В слово Дед вставляю заглавную букву Д, потому что это начало предложения. В слово Додон вставляю заглавную букву Д, потому что это имя собственное и т. д. )

  • Прочитайте скороговорку и проговорите ее четко и быстро.
  1. Физминутка для рук и для глаз

…....

Для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ). Открыть. Посмотреть вдаль ( считая до 5 ). Повторить 4-5 раз.

  1. Не поворачивая головы, глаза повернуть – направо, налево, вверх, вниз.
  2. Пальчиковая гимнастика
  1. Работа в прописи написание имен  с буквой Д:  Денис
  2. Четвертое задание:  Игра «Поймай звук»
  • Если в слове мягкий согласный нужно поднять зеленый квадрат, если твердый согласный синий.

Дверь, дед, дом, день, дорога,друг, Дюймовочка, дочь.

 

  1. Рефлексия деятельности

- Мы сегодня познакомились с буквой …..

-Мне было трудно ……………

-Мне было интересно …………

- Сравните настроение с тем, какое было в начале урока.

- Какую букву научились писать?

- Что понравилось на уроке?

- Довольны ли вы своей работой?

- Оцените свою работу на уроке.

Давайте мы с вами тоже побудем немножко волшебниками и превратим нашу доску в полянку цветов для этого каждый из вас подойдет и приклеит свой цветочек сначала это сделают девочки ,затем мальчики.

Дождь из лепестков роз!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Рабочий лист по русскому языку по теме "Употребление прописной (заглавной) буквы."

Рабочий лист содержит упражнения  по теме "Употребление прописной (заглавной) буквы. Задания  даны Дим Димычу из мультфильма  "Фиксики", а  мультгерои ему должны пом...

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....