Конспект урока обучения грамоте "Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб"
план-конспект урока (1 класс)

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_telegina_1v.docx360.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 05.11.2024

Школа: МАОУ «СОШ № 152»

Класс: 1 «В»

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30 Кабинет: 214

Студент: Телегина Виолетта Максимовна

Группа: 45

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками [б] [б,], буквой Бб, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение выделять звуки в словах;

2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов;

3) формировать умение составлять модели предложений;

4) учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Бб»;

2) учиться выполнять звуковой анализ слов;

3) учиться составлять модели предложений;

4) учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Максимовна и сегодня я проведу у вас урок и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, назовите буквы, которые вы уже изучили.

- Сейчас вы разделитесь на 3 группы и будете читать (1, 2 и 3 ряд):

1. нсу

клн

кан

2. сук

сум

нос

3. усн

кон

нак

- Ребята, скажите, это слова или слоги?

- Верно, это слоги. А есть ли среди этих слогов слова? Назовите их.

- В какие слоги можно добавить буквы, чтобы получилось слово? Назовите слог и слово которое получится.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

- а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з.

- Слоги.

- Да. Сук, нос.

- Кана, сумка, конь.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Хотите познакомиться с новой буквой и звуками?

-  Кто может сформулировать тему урока?

Тема урока: «Буква Б, б. Звуки [б], [б']»

- Поставим цель урока.

Познакомиться…

Учиться…

Учиться…

Учиться…

1. Выдвигают варианты         формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- Познакомиться со звуками [б], [б’]

Учиться отличать звуки [б], [б’] от других.

Учиться характеризовать звуки.

Учиться читать.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

- Рассмотрите иллюстрацию стр. 96. Что на ней изображено?

- Иллюстрация к какой сказке здесь помещена?

- Кто автор данной сказки?

- Верно, Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века.

- Назовите слово с буквой «Б».

- Теперь прочитаем стихотворение, сначала буду читать я, потом вы.

- Дома вы будете учить наизусть отрывок сказки.

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как вы думаете, что изображено под иллюстрацией?

- Давайте произнесем слово «белка» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«бел-ка» по схеме.

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «бЕл-ка». На какой слог падает ударение?

- Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)?

- Отгадайте загадку:

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
 (барсук)


- Что изображено под иллюстрацией?

- Давайте произнесем слово «барсук» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«бар-сук» по схеме.

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «бар-сУк». На какой слог падает ударение?

- Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)?

- Давайте ещё раз произнесём этот звук.

- Ребята, какой звук мы выделили в первом слове, в первом слоге?

- Какой во втором слове в первом слоге?

- Что в них общего?

- Чем они отличаются?

ИГРА: Встаньте! (читать вперемешку)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я называю слова, а вы – если звук [б’] мягкий – прыгаете на одной ноге тихонько; если [б] твердый – на двух ногах.

- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [б] и [б,]?

- Ребята, звуки [б] и [б,] обозначаются одной буквой Бб.

- Внимательно рассмотрите букву Бб.

- Как вы думаете, почему их 2?

- Первая буква Б – печатная заглавная, вторая б – печатная строчная.

- Какие слова начинаются с заглавной буквы?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- Сказка о царе Салтане.

- Александр Сергеевич Пушкин.

- Белка.

- Белка.

- Изображена схема слова.

- 2 слога, потому что в слове 2 гласных звука.

- На 1 слог.

- Бе. 2 звука: 1-ый [б]- согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., уд.

- Звук [б,] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, т.к. спинка языка приподнимается к верхнему нёбу.

- Изображена схема слова.

- 2, так как 2 гласных звука.

- Бар. 3 звука: 1-ый [б]-согл., зв., тв., 2-ой [а]-гл., безуд., 3-ий [р]- согл., зв., тв.

- Звук [б] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; твердый, т.к. спинка языка не приподнимается к верхнему нёбу.

- [б]

- Звук [б].

- Звук [б’].

- Оба звука -согласные и звонкие.

- Звук [б] – твердый, звук [б,] – мягкий.

- Бант, бусы, бочка, банка, бублик, баранка. 

- Бинт, берёза, билет, бисер, бигуди, бинокль, белка.

- Звуки [б] и [б,] обозначаются буквой Б.

- Имена собственные; названия рек, озёр, гор; если слово стоит в начале предложения и начинается с буквы (Б).

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Давайте вслух еще раз произнесем 1-ый звук.

- С каким новым звуком мы познакомились?

- Кто еще раз сможет дать характеристику новых звуков? (2 ученик)

- Давайте откроем учебники на стр. 97.

- Посмотрите на букву Бб в верхнем правом уголке. Как вы думаете, на что она похожа?

- Из каких элементов она состоит?

- На стр. 97 в красной рамке читаем слоги.

- Сейчас вы будете работать в парах сначала за партами, выходите к доске парами и ставите карточку со звуковой моделью к слогам на лесенку.

(ба, бо, бу, бы, бе, би)

- Какие это слоги (Согласные/Гласные)?

- Произнесем только те слоги, в которых буква Бб обозначает твёрдый звук. Почему?

- А теперь произнесем слоги, в которых буква Бб обозначает мягкий звук. Почему?

- Составьте с этими слогами слова.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

- Со звуком [б].

- Кто-то пузатый в кепке. 

- Заглавная: петля с закруглением и крышечкой.

Строчная: овал и наклонная линия с закруглением.

- Слоги слияния.

- ба, бо, бу, бы. После него – гласный, обозначающий твердость предыдущего согласного.

- би, бе. После него – гласный, обозначающий мягкость предыдущего согласного.

- Барабан, бобр, буква, бык, билет, береза.

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

- Кто изображен в красной рамке под буквой «Бб»?

- Давайте произнесем слово «зебра» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам «зеб-ра».

- Сколько слогов в этом слове и почему? Произнесем вслух с ударением «зЕб-ра».

- На какой слог падает ударение?

- Прочитаем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Кто изображен на следующем рисунке?

- Давайте произнесем слово «голуби» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам «го-лу-би».

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «гО-лу-би». На какой слог падает ударение?

- Произнесем последний слог. Сколько звуков в этом слоге?

  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Работают со звуковой моделью.

- Зебра.

- 2, так как 2 гласных звука.

- На 1.

- Зеб. 3 звука: 1-ый [з]-согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., удар., 3-ий [б]-согл., зв., тв.

- Голуби.

- 3, так как 3 гласных звука. На 1.

- Би. 2 звука: 1-ый [б]-согл., зв., мяг., 2-ой [и]-гл., безуд.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

- Сейчас давайте прочитаем на стр. 97 последовательно по слогам, с ударением каждое слово.

- Сейчас я буду читать текст на стр. 97, ваша задача слушать внимательно и ответить потом на вопросы по тексту.

- Какие деревья растут в парке?

- Кого встретили ребята?

- Что брала белка?

- Кто из вас видел белку? Расскажите о ней.

- Теперь текст будете читать вы (2 раза).

- Прочитаете слова, которые начинаются на букву БЭ.

  1. Работают с моделью высказывания.

- Липы и сосны.

- Белку.

- Баранки из рук.

- Были, белка, брала, баранки.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

- Достигли ли мы цель урока?

- На ваших столах лежат листы бумаги, нужно нарисовать смайлик, который соответствует

вашему впечатлению о уроке.

(НА СЛАЙДЕ)

- Поднимите руки те, кто нарисовал зеленый смайлик.

- А кто нарисовал желтый смайлик?

- А кто красный?

- Отлично!

- Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы!

- Но больше всего мне понравилось, как работали … (назвать детей)

- Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"

Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.

Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...