Конспект урока обучения грамоте "Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб"
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 05.11.2024 Школа: МАОУ «СОШ № 152» Класс: 1 «В» Урок: 2 Время: 8:50 – 9:30 Кабинет: 214 | Студент: Телегина Виолетта Максимовна Группа: 45 Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Звуки [б] и [б,]. Буквы Бб»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: знакомство со звуками [б] [б,], буквой Бб, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать умение выделять звуки в словах; 2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов; 3) формировать умение составлять модели предложений; 4) учить читать слоги, слова, предложения. | Предметные: 1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Бб»; 2) учиться выполнять звуковой анализ слов; 3) учиться составлять модели предложений; 4) учиться читать слоги, слова, предложения. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Максимовна и сегодня я проведу у вас урок и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Ребята, назовите буквы, которые вы уже изучили. - Сейчас вы разделитесь на 3 группы и будете читать (1, 2 и 3 ряд): 1. нсу клн кан 2. сук сум нос 3. усн кон нак - Ребята, скажите, это слова или слоги? - Верно, это слоги. А есть ли среди этих слогов слова? Назовите их. - В какие слоги можно добавить буквы, чтобы получилось слово? Назовите слог и слово которое получится. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. - а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з. - Слоги. - Да. Сук, нос. - Кана, сумка, конь. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Хотите познакомиться с новой буквой и звуками? - Кто может сформулировать тему урока? Тема урока: «Буква Б, б. Звуки [б], [б']» - Поставим цель урока. Познакомиться… Учиться… Учиться… Учиться… | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. - Познакомиться со звуками [б], [б’] Учиться отличать звуки [б], [б’] от других. Учиться характеризовать звуки. Учиться читать. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (упражнение «письмо в воздухе») Внешний контроль |
- Рассмотрите иллюстрацию стр. 96. Что на ней изображено? - Иллюстрация к какой сказке здесь помещена? - Кто автор данной сказки? - Верно, Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века. - Назовите слово с буквой «Б». - Теперь прочитаем стихотворение, сначала буду читать я, потом вы. - Дома вы будете учить наизусть отрывок сказки. - Кто изображен на иллюстрации? - Как вы думаете, что изображено под иллюстрацией? - Давайте произнесем слово «белка» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «бел-ка» по схеме. - Сколько слогов в этом слове и почему? - Произнесем вслух с ударением «бЕл-ка». На какой слог падает ударение? - Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге? - Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)? - Отгадайте загадку: Роет норы он умело
- Давайте произнесем слово «барсук» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «бар-сук» по схеме. - Сколько слогов в этом слове и почему? - Произнесем вслух с ударением «бар-сУк». На какой слог падает ударение? - Произнесем первый слог. Сколько звуков в этом слоге? - Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)? - Давайте ещё раз произнесём этот звук. - Ребята, какой звук мы выделили в первом слове, в первом слоге? - Какой во втором слове в первом слоге? - Что в них общего? - Чем они отличаются? ИГРА: Встаньте! (читать вперемешку) - А сейчас мы с вами поиграем в игру. - Я называю слова, а вы – если звук [б’] мягкий – прыгаете на одной ноге тихонько; если [б] твердый – на двух ногах. - Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [б] и [б,]? - Ребята, звуки [б] и [б,] обозначаются одной буквой Бб. - Внимательно рассмотрите букву Бб. - Как вы думаете, почему их 2? - Первая буква Б – печатная заглавная, вторая б – печатная строчная. - Какие слова начинаются с заглавной буквы? | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - Сказка о царе Салтане. - Александр Сергеевич Пушкин. - Белка. - Белка. - Изображена схема слова. - 2 слога, потому что в слове 2 гласных звука. - На 1 слог. - Бе. 2 звука: 1-ый [б]- согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., уд. - Звук [б,] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, т.к. спинка языка приподнимается к верхнему нёбу. - Изображена схема слова. - 2, так как 2 гласных звука. - Бар. 3 звука: 1-ый [б]-согл., зв., тв., 2-ой [а]-гл., безуд., 3-ий [р]- согл., зв., тв. - Звук [б] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; твердый, т.к. спинка языка не приподнимается к верхнему нёбу. - [б] - Звук [б]. - Звук [б’]. - Оба звука -согласные и звонкие. - Звук [б] – твердый, звук [б,] – мягкий. - Бант, бусы, бочка, банка, бублик, баранка. - Бинт, берёза, билет, бисер, бигуди, бинокль, белка. - Звуки [б] и [б,] обозначаются буквой Б. - Имена собственные; названия рек, озёр, гор; если слово стоит в начале предложения и начинается с буквы (Б). | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Давайте вслух еще раз произнесем 1-ый звук. - С каким новым звуком мы познакомились? - Кто еще раз сможет дать характеристику новых звуков? (2 ученик) - Давайте откроем учебники на стр. 97. - Посмотрите на букву Бб в верхнем правом уголке. Как вы думаете, на что она похожа? - Из каких элементов она состоит? - На стр. 97 в красной рамке читаем слоги. - Сейчас вы будете работать в парах сначала за партами, выходите к доске парами и ставите карточку со звуковой моделью к слогам на лесенку. (ба, бо, бу, бы, бе, би) - Какие это слоги (Согласные/Гласные)? - Произнесем только те слоги, в которых буква Бб обозначает твёрдый звук. Почему? - А теперь произнесем слоги, в которых буква Бб обозначает мягкий звук. Почему? - Составьте с этими слогами слова. |
- Со звуком [б]. - Кто-то пузатый в кепке. - Заглавная: петля с закруглением и крышечкой. Строчная: овал и наклонная линия с закруглением. - Слоги слияния. - ба, бо, бу, бы. После него – гласный, обозначающий твердость предыдущего согласного. - би, бе. После него – гласный, обозначающий мягкость предыдущего согласного. - Барабан, бобр, буква, бык, билет, береза. | П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
- Кто изображен в красной рамке под буквой «Бб»? - Давайте произнесем слово «зебра» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «зеб-ра». - Сколько слогов в этом слове и почему? Произнесем вслух с ударением «зЕб-ра». - На какой слог падает ударение? - Прочитаем первый слог. Сколько звуков в этом слоге? - Кто изображен на следующем рисунке? - Давайте произнесем слово «голуби» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «го-лу-би». - Сколько слогов в этом слове и почему? - Произнесем вслух с ударением «гО-лу-би». На какой слог падает ударение? - Произнесем последний слог. Сколько звуков в этом слоге? |
- Зебра. - 2, так как 2 гласных звука. - На 1. - Зеб. 3 звука: 1-ый [з]-согл., зв., мяг., 2-ой [е]-гл., удар., 3-ий [б]-согл., зв., тв. - Голуби. - 3, так как 3 гласных звука. На 1. - Би. 2 звука: 1-ый [б]-согл., зв., мяг., 2-ой [и]-гл., безуд. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
- Сейчас давайте прочитаем на стр. 97 последовательно по слогам, с ударением каждое слово. - Сейчас я буду читать текст на стр. 97, ваша задача слушать внимательно и ответить потом на вопросы по тексту. - Какие деревья растут в парке? - Кого встретили ребята? - Что брала белка? - Кто из вас видел белку? Расскажите о ней. - Теперь текст будете читать вы (2 раза). - Прочитаете слова, которые начинаются на букву БЭ. |
- Липы и сосны. - Белку. - Баранки из рук. - Были, белка, брала, баранки. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Итак, ребята, назовите тему нашего урока. - Достигли ли мы цель урока? - На ваших столах лежат листы бумаги, нужно нарисовать смайлик, который соответствует вашему впечатлению о уроке. (НА СЛАЙДЕ) - Поднимите руки те, кто нарисовал зеленый смайлик. - А кто нарисовал желтый смайлик? - А кто красный? - Отлично! - Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы! - Но больше всего мне понравилось, как работали … (назвать детей) - Спасибо за работу, урок окончен. | Определяют уровень работы класса при групповой работе. Оценивают свою работу. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']
Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи урокаОбразовательная: ...
Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
В данном конспекте показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....
Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"
Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"
Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-147060-1371057561.jpg)
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"
Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-381379-1450360357.jpg)
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-404944-1611824177.jpg)
Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.
Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...