«Звуки [д] и [д']. Буквы Дд» УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1( 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Барыева Регина Ринатовна

Цель урока: знакомство со звуками [д] [д'], буквой Дд, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Дд»

2) учиться выполнять звуковой анализ слов;

3) учиться составлять модели предложений;

4) учиться читать слоги, слова, предложения.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_dd.docx687.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 02.11.2024

Школа: МАОУ «СОШ № 152»

Класс: 1 «В»

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:30 Кабинет: 214

Студент: Барыева Регина Ринатовна

Группа: 45

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Звуки [д] и [д']. Буквы Дд»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: знакомство со звуками [д] [д'], буквой Дд, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение выделять звуки в словах;

2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов;

3) формировать умение составлять модели предложений;

4) учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Дд»

2) учиться выполнять звуковой анализ слов;

3) учиться составлять модели предложений;

4) учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Регина Ринатовна, сегодня я проведу у вас урок и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Сегодня солнышко  дарит  вам свою улыбку , желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, назовите буквы, которые вы уже изучили.

-Посмотрите на экран. Назовите гласные звуки.

-Назовите согласные звонкие звуки. Как определить звонкий согласный звук?

-Правильно! Какие согласные глухие звуки? Как определить глухой согласный звук?

Правильно! Молодцы!

В гости пришел Нолик, он дал нам загадки. Давайте попробуем их разгадать.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Сколько троп — не сосчитать! —
Убегают от порога.
Если их в одну собрать,
То получится ... (Дорога).

Круглолицая, желтопузая,
Нет, не родственница арбузу я.
Хоть мы рядышком вдвоем
Под жарким солнышком растем. (Дыня.)

-Молодцы! А что общего у этих разгаданных слов?

-Верно, знаете ли звуки и букву?

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

- а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з.

-Закрываем уши, произносим и слышим звон.

-Слышим шум. Когда произносим звук.

-Буква д.

-нет.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-  Кто может сформулировать тему урока?

Тема урока: «Буква Д, д. Звуки [д], [д']»

- Поставим цель урока.

Познакомиться…

Учиться…

Учиться…

Узнать…

1. Выдвигают варианты         формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- Познакомиться со звуками [д], [д’]

Учиться отличать звуки [д], [д’] от других.

Учиться характеризовать звуки.

Учиться читать слоги, слова с этими звуками.

Узнать какой буквой обозначаются звуки[д], [д'].

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

- Рассмотрите иллюстрацию на доске. Что на ней изображено?

- Верно! Давайте произнесем «дуб».

- Сколько слогов? Почему?

Произнесем с ударением. Дуб.

- Давайте охарактеризуем первый звук.

-произнесите звук [д], звук вышел свободно или имелась преграда?

-Если есть преграда, то звук гласный или согласный?

Хорошо!

-Закройте уши, произнесите еще раз. Слышим звон или шум? Звук звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий? Посмотрите на слог.

-Охарактеризуйте звук полностью. Молодцы!


- Что изображено на другой иллюстрацией?

- Давайте произнесем слово «дятел» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«дя-тел» .

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «дЯ-тел». На какой слог падает ударение?

- Давайте охарактеризуем первый звук.

-произнесите звук [д'], звук вышел свободно или имелась преграда?

-Если есть преграда, то звук гласный или согласный?

Хорошо!

-Закройте уши, произнесите еще раз. Слышим звон или шум? Звук звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий? Посмотрите на слог.

-Охарактеризуйте звук полностью. Молодцы!

ИГРА: Хлопни! (читать вперемешку)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Я называю слова, а вы – если звук [д’] мягкий – хлопаете; если [д] твердый – тишина.

Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня.

- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [д] и [д']?

- Ребята, звуки [д] и [д'] обозначаются строчными и прописными буквами Дд.

- Первая буква Д – печатная, прописная заглавная, вторая д – печатная, прописная строчная.

- Какие слова начинаются с заглавной буквы?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- Дуб.

- 1 слог, потому что одна гласная.

- имелась преграда.

Согласный.

-Звон. Поэтому звук звонкий.

-Звук твердый.

-Дятел

- 2 слога, потому что в слове 2 гласных звука.

- На 1 слог.

- есть преграда, звук согласный.

-Слышим звон, звук звонкий.

-Звук мягкий ,так как после стоит гласная «я».

- Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд.

- Имена собственные; названия рек, озёр, гор; если слово стоит в начале предложения и начинается с буквы (Д).

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- С каким новыми звуками мы познакомились?

- Кто еще раз сможет дать характеристику новых звуков? (2 ученика)

- Давайте откроем учебники на стр. 105

- Посмотрите на букву Дд в верхнем правом уголке. Как вы думаете, на что она похожа?

- Сейчас вы будете работать сначала за партами, выйдите к доске и сопоставьте карточку со звуковой моделью к слогам на лесенку.

(да, до, ду, ды, де, ди)

- Произнесем только те слоги, в которых буква Дд обозначает твёрдый звук. Почему?

- А теперь произнесем слоги, в которых буква Дд обозначает мягкий звук. Почему?

- Составьте с этими слогами слова.

-Посмотрите на 3 столбика в учебнике.

Сначала прочитайте слова первого столбика про себя.

-Теперь по слогам.

Во-да

Во-до-пад

Во-до-лаз

-Поставим ударение и прочитаем полностью.

ВодА, водопАд, водолАз.

- … прочитай весь столбик.

-2 столбик. Читаем про себя.

-по слогам. Труд, труд-на.

- Полностью с ударением

-… прочитай весь столбик.

- 3 столбик.

по слогам. Вод-ны-е, под-вод-ны-е

- Полностью с ударением

-… прочитай весь столбик.

Запомните эти слова, они попадутся нам в рассказе.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

- Со звуками [д] и [д'].

- Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

- Слоги слияния.

- да, до, ду, ды. После него – гласный, обозначающий твердость предыдущего согласного.

- ди, де. После него – гласный, обозначающий мягкость предыдущего согласного.

- Дама, дом, дуб, дыра, день, диван.

П: умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

- Кто такой водолаз?

- Произнесем по слогам. Во-до-лаз

- Сколько слогов в этом слове и почему?

Произнесем вслух с ударением «водолАз».

- На какой слог падает ударение?

- Прочитаем первый слог. Сколько звуков в этом слоге?

Охарактеризуйте первый звук, второй звук.

Прочитаем 2 слог. Сколько слогов в этом слоге? Охарактеризуйте первый и второй звук.

-3 слог. Сколько звуков в слоге?

-Молодцы!

  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Работают со звуковой моделью.

-специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением.

- 3, так как 3 гласных звука.

- На 3.

- Во. 2 звука: 1-ый [в]-согл., зв., тверд., 2-ой [о]-гл., безудар.

-до. 2 звука.

1-ый [д]-согл., зв., тверд., 2-ой [о]-гл., безудар.

-лаз. 3 звука.

1-ый [л]-согл., зв., тверд., 2-ой [а]-гл., зудар., 3-ий [з]- согл., зв., тверд.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

- Сейчас я буду читать текст на стр. 105, ваша задача слушать внимательно и ответить потом на вопросы по тексту.

Где работают водолазы?

Кем работают папы Нади и Димы?

Что они делали на дне реки?

- Теперь текст будете читать вы (2 раза).

- Объясните пословицу на стр.104 «Терпение и труд все перетрут»

  1. Работают с моделью высказывания.

 -любые трудности преодолимы, если хорошо поработать над их разрешением и запастись терпением.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Давайте охарактеризуем звуки [д] и [д'] по нашей схеме на доске.

- Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

- Достигли ли мы цель урока?

Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими  - покажите зелёный карандаш.

Если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий карандаш

 Если было очень трудно  и вам нужна помощь – красный карандаш.- Отлично!

- Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы!

- Но больше всего мне понравилось, как работали … (назвать детей)

- Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-[д] – согл., звонк., тверд.;

']-согл., звонк., мягк.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс...

Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс

Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс

Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....

Конспект урока обучения грамоте "Звук [ш], буква "Ш, ш" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1

Цель урока:знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш»,чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты: Предметные: 1) учиться выполнять звуковой ...

Конспект урока обучения грамоте "Звук [г] [г\'], буква "Г, г" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1

Цель урока: знакомство со звуками [г] [г’], с буковой «Г, г»; .Планируемые результаты:Предметные: 1) учиться выполнять звуковой анализ слов;2) учиться составлять модели предложе...

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [п] и [п’]. Буквы Пп» УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1 1 класс

Цель урока: знакомство со звуками [п] [п’], буквами Пп, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные:1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, ...