«Звуки [д] и [д']. Буквы Дд» УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1( 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: знакомство со звуками [д] [д'], буквой Дд, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Дд»
2) учиться выполнять звуковой анализ слов;
3) учиться составлять модели предложений;
4) учиться читать слоги, слова, предложения.
Личностные:
1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;
2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 687.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 02.11.2024 Школа: МАОУ «СОШ № 152» Класс: 1 «В» Урок: 2 Время: 8:50 – 9:30 Кабинет: 214 | Студент: Барыева Регина Ринатовна Группа: 45 Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Звуки [д] и [д']. Буквы Дд»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: знакомство со звуками [д] [д'], буквой Дд, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать умение выделять звуки в словах; 2) закрепить умение выполнять звуковой анализ слов; 3) формировать умение составлять модели предложений; 4) учить читать слоги, слова, предложения. | Предметные: 1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «Дд» 2) учиться выполнять звуковой анализ слов; 3) учиться составлять модели предложений; 4) учиться читать слоги, слова, предложения. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Регина Ринатовна, сегодня я проведу у вас урок и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Сегодня солнышко дарит вам свою улыбку , желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Ребята, назовите буквы, которые вы уже изучили. -Посмотрите на экран. Назовите гласные звуки. -Назовите согласные звонкие звуки. Как определить звонкий согласный звук? -Правильно! Какие согласные глухие звуки? Как определить глухой согласный звук? Правильно! Молодцы! В гости пришел Нолик, он дал нам загадки. Давайте попробуем их разгадать. Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха его одели. (Дерево) Сколько троп — не сосчитать! — -Молодцы! А что общего у этих разгаданных слов? -Верно, знаете ли звуки и букву? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. - а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м, з. -Закрываем уши, произносим и слышим звон. -Слышим шум. Когда произносим звук. -Буква д. -нет. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Кто может сформулировать тему урока? Тема урока: «Буква Д, д. Звуки [д], [д']» - Поставим цель урока. Познакомиться… Учиться… Учиться… Узнать… | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. - Познакомиться со звуками [д], [д’] Учиться отличать звуки [д], [д’] от других. Учиться характеризовать звуки. Учиться читать слоги, слова с этими звуками. Узнать какой буквой обозначаются звуки[д], [д']. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (упражнение «письмо в воздухе») Внешний контроль |
- Рассмотрите иллюстрацию на доске. Что на ней изображено? - Верно! Давайте произнесем «дуб». - Сколько слогов? Почему? Произнесем с ударением. Дуб. - Давайте охарактеризуем первый звук. -произнесите звук [д], звук вышел свободно или имелась преграда? -Если есть преграда, то звук гласный или согласный? Хорошо! -Закройте уши, произнесите еще раз. Слышим звон или шум? Звук звонкий или глухой? -Твердый или мягкий? Посмотрите на слог. -Охарактеризуйте звук полностью. Молодцы!
- Давайте произнесем слово «дятел» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «дя-тел» . - Сколько слогов в этом слове и почему? - Произнесем вслух с ударением «дЯ-тел». На какой слог падает ударение? - Давайте охарактеризуем первый звук. -произнесите звук [д'], звук вышел свободно или имелась преграда? -Если есть преграда, то звук гласный или согласный? Хорошо! -Закройте уши, произнесите еще раз. Слышим звон или шум? Звук звонкий или глухой? -Твердый или мягкий? Посмотрите на слог. -Охарактеризуйте звук полностью. Молодцы! ИГРА: Хлопни! (читать вперемешку) - А сейчас мы с вами поиграем в игру. - Я называю слова, а вы – если звук [д’] мягкий – хлопаете; если [д] твердый – тишина. Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня. - Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [д] и [д']? - Ребята, звуки [д] и [д'] обозначаются строчными и прописными буквами Дд. - Первая буква Д – печатная, прописная заглавная, вторая д – печатная, прописная строчная. - Какие слова начинаются с заглавной буквы? | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - Дуб. - 1 слог, потому что одна гласная. - имелась преграда. Согласный. -Звон. Поэтому звук звонкий. -Звук твердый. -Дятел - 2 слога, потому что в слове 2 гласных звука. - На 1 слог. - есть преграда, звук согласный. -Слышим звон, звук звонкий. -Звук мягкий ,так как после стоит гласная «я». - Звуки [д] и [д'] обозначаются буквами Дд. - Имена собственные; названия рек, озёр, гор; если слово стоит в начале предложения и начинается с буквы (Д). | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - С каким новыми звуками мы познакомились? - Кто еще раз сможет дать характеристику новых звуков? (2 ученика) - Давайте откроем учебники на стр. 105 - Посмотрите на букву Дд в верхнем правом уголке. Как вы думаете, на что она похожа? - Сейчас вы будете работать сначала за партами, выйдите к доске и сопоставьте карточку со звуковой моделью к слогам на лесенку. (да, до, ду, ды, де, ди) - Произнесем только те слоги, в которых буква Дд обозначает твёрдый звук. Почему? - А теперь произнесем слоги, в которых буква Дд обозначает мягкий звук. Почему? - Составьте с этими слогами слова. -Посмотрите на 3 столбика в учебнике. Сначала прочитайте слова первого столбика про себя. -Теперь по слогам. Во-да Во-до-пад Во-до-лаз -Поставим ударение и прочитаем полностью. ВодА, водопАд, водолАз. - … прочитай весь столбик. -2 столбик. Читаем про себя. -по слогам. Труд, труд-на. - Полностью с ударением -… прочитай весь столбик. - 3 столбик. по слогам. Вод-ны-е, под-вод-ны-е - Полностью с ударением -… прочитай весь столбик. Запомните эти слова, они попадутся нам в рассказе. |
- Со звуками [д] и [д']. - Д – это домик аккуратный С высокой крышею двускатной Вот стоит дымок пуская, Буква Д труба печная - Слоги слияния. - да, до, ду, ды. После него – гласный, обозначающий твердость предыдущего согласного. - ди, де. После него – гласный, обозначающий мягкость предыдущего согласного. - Дама, дом, дуб, дыра, день, диван. | П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
- Кто такой водолаз? - Произнесем по слогам. Во-до-лаз - Сколько слогов в этом слове и почему? Произнесем вслух с ударением «водолАз». - На какой слог падает ударение? - Прочитаем первый слог. Сколько звуков в этом слоге? Охарактеризуйте первый звук, второй звук. Прочитаем 2 слог. Сколько слогов в этом слоге? Охарактеризуйте первый и второй звук. -3 слог. Сколько звуков в слоге? -Молодцы! |
-специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением. - 3, так как 3 гласных звука. - На 3. - Во. 2 звука: 1-ый [в]-согл., зв., тверд., 2-ой [о]-гл., безудар. -до. 2 звука. 1-ый [д]-согл., зв., тверд., 2-ой [о]-гл., безудар. -лаз. 3 звука. 1-ый [л]-согл., зв., тверд., 2-ой [а]-гл., зудар., 3-ий [з]- согл., зв., тверд. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
- Сейчас я буду читать текст на стр. 105, ваша задача слушать внимательно и ответить потом на вопросы по тексту. Где работают водолазы? Кем работают папы Нади и Димы? Что они делали на дне реки? - Теперь текст будете читать вы (2 раза). - Объясните пословицу на стр.104 «Терпение и труд все перетрут» |
-любые трудности преодолимы, если хорошо поработать над их разрешением и запастись терпением. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Давайте охарактеризуем звуки [д] и [д'] по нашей схеме на доске. - Итак, ребята, назовите тему нашего урока. - Достигли ли мы цель урока? Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный карандаш. Если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий карандаш Если было очень трудно и вам нужна помощь – красный карандаш.- Отлично! - Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы! - Но больше всего мне понравилось, как работали … (назвать детей) - Спасибо за работу, урок окончен. | Определяют уровень работы класса при групповой работе. -[д] – согл., звонк., тверд.; [д']-согл., звонк., мягк. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс
Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203146-1360758563.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс
Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203146-1360758563.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" русский язык 3 класс
Рабочая программа содержит аналитическую записку, календарно-тематическое планирование....
Конспект урока обучения грамоте "Звук [ш], буква "Ш, ш" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
Цель урока:знакомство со звуком [ш], с буковой «Ш, ш»,чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты: Предметные: 1) учиться выполнять звуковой ...
Конспект урока обучения грамоте "Звук [г] [г\'], буква "Г, г" УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
Цель урока: знакомство со звуками [г] [г’], с буковой «Г, г»; .Планируемые результаты:Предметные: 1) учиться выполнять звуковой анализ слов;2) учиться составлять модели предложе...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/13/picture-1391874-1736779029.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с\'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горе...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/11/picture-1551667-1736607856.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [п] и [п’]. Буквы Пп» УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – Ч 1 1 класс
Цель урока: знакомство со звуками [п] [п’], буквами Пп, чтение слогов, слов, предложений по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные:1) учиться характеризовать звуки, сравнивать, ...