Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока обучения грамоте, «Звуки [с], [с'], буква «с», УМК «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г., 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 11.10.2024

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 1 «А»

Урок: 1

Время: 8:00 -8:35   Кабинет: 222

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 41

Учитель: Макаренко Марина Александровна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Звуки [с], [с'], буква «с»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о звуках [с], [с'] и букве «с», умения характеризовать новый звук, умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить знание у обучающихся о звуках [с], [с'];

2. Способствовать закреплению навыка чтения, умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Предметные:

1. Знать характеристику звуков [с], [с'];

2. Уметь читать слоги, слова, предложения с буквой «с».

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух, умение работать со схемами – моделями;

2. Развивать внимание, память, плавное чтение.

Личностные:

1. Объективно оценивать свою деятельность и высказывать предположения;

2. Проявлять самостоятельность и организованность.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к учебе;

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УМК: «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.,

интерактивная доска, учебная презентация, компьютер, раздаточный материал, тетради.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

С: беседа.

Н: показ.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

-Доброе утро! Меня зовут Софья Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-На ваших партах должны находиться: тетрадь, учебник, пенал.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- С добрым утром, начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, а работать и читать.

-Присаживайтесь.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

  1. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: участвовать в совместной деятельности.

Слайд 1.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

С: беседа, опрос

Н: учебник

П: задание

Внешний контроль

Самоконтроль

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Итак, ребята, настроились на работу. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

- Хорошо, тогда найдите те предметы на слайде, что начинаются с буквы «с».

- Отлично. Проверим ваши знания, на партах у вас есть карточки, вам нужно ответить на вопросы на этих карточках. На это у вас есть минута.

- Давайте проверим ваши ответы. Какой звук обозначает буква «с»?

- Отлично. А как вы определили, что звук согласный?

- А звук [с] звонкий или глухой?

- А звук [с’] мягкий или твёрдый?

- А теперь прочитайте скороговорку:

Сыр сорока раздобыла,
Сорок дырок в сыре было,

Сыр сорока поклевала,

Сыра с дырками не стало.

Давайте прочитаем её по рядам. Первый ряд- медленно, второй- быстрее, третий- ещё быстрее.

-О чем скороговорка?

-А для чего нам нужны скороговорки?

- Скажите, какой звук в этой скороговорке встречается чаще других?

1. Отвечают на вопросы учителя.

- С буквой С.

2. Выполняют задание.

- Собака, сова, следы, сосиска.

- Буква С обозначает согласный звук.

- Воздух встречает препятствие (зубы), состоят из шума, либо шума и голоса, образуют слог только с гласными.

- Глухой, так как состоит из шума.

- Мягкий.

- О сороке и сыре.

- Скороговорки нужны, чтобы развивать внимательность, речь и произношение.

- Звук [с].

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Тетради.

Слайд 2-9.

Интерактивная доска

Слайд

10-11.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, И

С: беседа, объяснения

Н: показ

П: задание

Внешний контроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Давайте попробуем предположить тему сегодняшнего урока?

-Отлично. Давайте поставим цель урока:

Продолжить…

-А теперь поставим план на уроке, но у меня перепутались пункты плана, помогите расположить их правильно.

План:

1. Выполним задания из учебника.

2. Подведём итоги работы.

3. Вспомним характеристику буквы «с».

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- «Звуки [с], [с'], буква «с».

- Продолжить изучать букву «с», читать её.

План:

1. Вспомним характеристику буквы «с».

2. Выполним задания из учебника.

3. Подведём итоги работы.

УУПД:

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Слайд

12-13.

Слайд

14-15.

Слайд

16-19.

Обобщение и систематизация знаний

(12-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха

Ф, И

С: беседа

Н: показ

П: задание

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует закрепление пройденного материала.

- Отгадайте загадку:
Целый день она хлопочет, а под вечер спать не хочет.

Раньше всех встаёт с утра, моя старшая …..(сестра).

- Правильно. Теперь проведём слого-звуковой анализ слова «сестра». Сколько слогов в слове «сестра»? Как вы узнали?

- Какой первый слог? Сколько в нем звуков? Произнесите его вслух.

- Какой первый звук в этом слоге?
- Дайте узнаем, какой это звук.

- Звук согласный или гласный? Почему?

- Давайте узнаем, звонкий или глухой?

Чтобы это узнать. Закройте уши руками или можете приложить руку к горлу.

- Произнесите букву с. Слышите ли вы вибрацию в горле/ушах?
- Нет, а значит звук какой?

- Звук [с]- какой? Мягкий или твёрдый? Давайте сравним звуки первой и третьей буквы. В чем их отличие?

- Верно, а значит если первый звук [с] твердый, то второй звук [с‘] какой?

- Кто может назвать полную характеристику звука [с]?
- А звука [с‘]?

- Всё верно, каким цветом мы обозначим на схеме звук[с]?

- Отлично, а звук [с‘]?

- Какой буквой обозначают эти звуки?

- Буквой с, верно. А из каких элементов состоит буква с?

- Какой второй слог? Сколько в нём звуков?

- Отлично, а какой слог будет ударным? Почему?

- Теперь нам нужно собрать схему этого слова. Кто хочет это сделать?

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Сестра.

- 2 слога. Сест-ра

- Сколько гласных букв, столько и слогов.

- Сест. 4 звука.

- Звук [c].

- Звук [с] согласный, струя воздуха встречает преграду.

- Нет.

- Значит, звук глухой.

- Твёрдый.

- Первая с звучит мягче, а вторая с звучит твёрже.

- Мягкий.

- Звук [с] согласный, твёрдый, глухой.
- А звук [с‘] согласный, мягкий глухой?

- Буквой «с».

Буква «с» состоит из одного элемента – полуовала.

- Синим.

- Зелёным.

- Ра. 2 звука.

- Второй, так как на него падает ударение.

УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник стр.45

Интерактивная доска

Слайд 20.

Динамическая пауза (1 мин)

Если звуки [с][c'] находятся вначале слова, то вы тянетесь вверх руками. Если в середине, то вы приседаете. Если в конце, то делаете наклоны.

Ветка, сом, стул, ананас, окно, аист, слива, слон, учебник, лиса, лес, дверь, сумка, сапоги, книга, суп, космос.

- Откройте азбуку на странице 46. Сейчас вы поработаете в парах. Кто назовёт правила работы в парах?
- Отлично. Посмотрите на задания с двумя звёздочками. Ваша задача – составить как можно больше слов из букв и слогов, а затем мы посмотрим, чья пара составила больше, для этого, на листочек выписывайте ваши слова.
На это задание вам дано 2 минуты.
- А теперь сверим ответы, по поднятой руке называем 1 слово.

- Посмотрите ниже. Прочитайте фразу и ниже 2 слова, выделенные жирным шрифтом. Что меняется в словах, когда обозначается 1 или много предметов?

- Все вместе прочитаем эти слова. -О-са, о-сы.

- Последняя буква.

Учебник стр.45

Слайд 23.

Раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф, И

С: объяснение

Н: показ

П: задание

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную работу.  

-А теперь выполним самостоятельную работу.

-На листочках вы видите задание.

Вариант 1.

- Нужно раскрасить схему так, чтобы она подходила под слово СНЕГ.

Вариант 2.

- Нужно раскрасить схему так, чтобы она подходила под слово СЛОН.

- На это задание у вас есть 2 минуты.

-Время вышло. Поменяйтесь листами с соседом по парте и сверьте с ответами на доске. По критериям оцените работу соседа.

0 ошибок – весёлый смайлик.

1 ошибки – смайлик без улыбки.

2 ошибки – грустный смайлик.

- У кого все верно, поднимите руку. А кто допустил одну ошибку? А кто две?

1.Выполняют самостоятельную работу.

Оценивают по критериям.

УУПД: представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; конструировать утверждения, проверять их истинность;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Раздаточный материал

Слайд 24.

Слайд 25.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

С: беседа, опрос

Н: показ

Самоконтроль

1.Организует анализ работы по критериям.

-Итак, наш урок подходит к концу, на экране вы снова видите план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

- Верно, мы не подвели итоги.

- Посмотрите на слайд, выберите кружок, который описывает вас на конец урока.

Красный: У меня всё получилось.

Оранжевый: Я хорошо работал на уроке.

Зелёный: Урок был интересный.

Голубой: Мне было трудно, но я справился.

Фиолетовый: У меня появилось хорошее настроение.

Кто выбрал красный? Поднимите руку? Кто оранжевый? Кто зелёный? Кто голубой? И кто фиолетовый?

- Спасибо за урок, до свидания.        

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Нет.

-Не подвели итогов.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Раздаточный материал.

Слайд

26-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте “Звуки [л], [л`], буква Лл” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [л], [л`] и букве Лл.Дидактические:Познакомить обучающихся со звуками [л] и [л`].Дать представление о том,  какой буквой об...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Чтение слов с буквой М" (УМК "Школа России", Азбука: 1 кл.: Учебник: в 2ч./ В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2018.-Ч.1.)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о согласных звуках [м], [м`] и букве М. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Закрепить знания о звуках [м],[м`] и буквой...

Технологическая карта урока обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В в» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в, ], с печатными буквами Вв; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Дидактические: 1) учить характеризовать з...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н, н» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о звуках [н], [н’] и букве Н, н.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Различать со...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ы], буква ы. Закрепление», УМК "Школа России", 1 класс

Цель урока: закрепление характеристики звука [ы], буквы ы и ее роли в слове.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков.Закрепить уме...