Безударные падежные окончания имен прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Обобщающий урок по теме: "Безударные окончания имен прилагательных" в 4 классе (УМК "Гармония")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.urok_.padezhnye_okonchaniya_imen_prilagatelnyh.docx | 23.92 КБ |
bezudarnye_padezhnye_okonchaniya_imen_prilagatelnyh.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)
Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных
Цель:
Закрепить:
- - знания об имени прилагательном как части речи;
- - умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
- - умение правильно писать окончания имён прилагательных.
- Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
- Прививать любовь к русскому языку, к родной природе
Оборудование:
- Мультимедийная доска, карточки с названиями падежей и частей речи: им.сущ. и им. прил.
1. Организационный момент.
Учитель. Пусть этот урок принесет нам радость познания.
Я желаю вам успеха.
Учитель. На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете безотрывное написание буквосочетания оро (Слайд 1)
Учитель. Вспомните словарные слова с сочетанием оро.
Корова, сорока, воробей, ворона, горох, город
2. Определение темы и постановка целей урока.
Учитель. О чем же мы будем говорить на уроке (Слайд 2)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Учитель. Что же это такое?
Ученик. Имена прилагательные
Учитель. Что же такое имя прилагательное? (Слайд 3)
Учитель. Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?
Ученики. Безударные падежные окончания имен прилагательных. (Слайд 4)
Учитель: Какие цели мы поставим на уроке-закреплении? (Слайд 5)
3. Закрепление, обобщение знаний
Учитель. Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. (Слайд 6):
Ученик.
- Найти имя существительное, которое командует именем прилагательным
- Задать вопрос от имени существительного.
- По ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.
- Помни о возможных несовпадениях.
Учитель. О каких несовпадениях идет речь?
Ученик. 1. В именах прилагательных мужского рода И.п. окончания
-ый, - ий, -ой под ударением
2. В именах прилагательных м.р. и ср. р. в Р.п. окончания
-ого,-его.
3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не
твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:
какую? – зимнюю
Определение окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).
у родн… дома дальн… пути
от Черн… моря у весен… солнца
Работа с фразеологизмами
(На доске . Слайд 8). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.
Фразеологизмы
Принять за(чистую) монету | Принять за правду вымысел, преувеличение |
Довести до (белого) каления | Разозлить до предела, до бешенства |
Явиться к (шапочному) разбору | Опоздать, явиться, когда все уже закончилось |
Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы).
Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?
- Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).
- Объяснить написание окончаний.
Зарядка для глаз (Слайд 9).
Определение падежей
(Работа со всем классом. Все на карточках показывают падеж имен существительных и прилагательных)).
- проклюнулся тоненький росток – В.п.
освещен ярким светом – Т.п.
- в русской народной сказке – П.п.
- о скользкой тропинке – Д.п.
- об интересной книге – П.п.
- у зимнего пальто – Р.п.
- через заснеженные улицы – В.п.
Работа у доски (4 человека).
Записать в два столбика окончания имен прилагательных и существительных из следующих словосочетаний:
Синей полоской, в праздничном наряде, в новой тетради, голосистый соловей, за дальней рощей, белый иней, у Черного моря, нет синего шарфа
Работа у доски выглядит так:
Окончание прилаг. | Окончание существ. |
-ей | -ой |
-ом | -е |
-ой | -и |
-ый | |
-ей | -ей |
-ый | |
-ого | -я |
-его | -а |
Взаимопроверка в парах и у доски. Оценивание себя по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).
Физкультминутка
Работа по печатной тетради (упр.267 стр.64) (Слайд 11).
Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).
Работа на доске и в тетради выглядит так:
С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.
Деревьев (каких?) могучих - Р.п.
Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.
В стороны (какие?) разные – В.п.
Пыли (какой?) снежной – Р.п.
Проверка написанного.
Оценивание по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).
Групповая работа
- Определи слово. (Слайд 12).
Корень от слова водитель
Суффикс от слова весенний
Приставка от слова подкрасить
Окончание от слова удивительный
Получилось слово подводный
Определение частей речи следующих слов:
(класс показывает карточки : им.сущ. или им.прил.)
Столовая посуда – им.прил.
Школьная столовая – им.сущ.
Учительский журнал – им.прил.
Учительская закрыта – им.сущ.
Больной палец – им.прил.
Пришел больной – им.сущ.
Дежурный по классу – им.сущ.
Дежурный полицейский – им.прил.
4. Итог урока:
Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).
1. | Я активно работал на уроке. | ||
2. | Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. | ||
3. | Я знаю, что такое имя прилагательное. | ||
4. | Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. | ||
5. | Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
Закончить фразу:
- Я вспомнил…
- Я закрепил…
- Я повторил…
- Я узнал новое…
5. Дом.задание: упр. № 268
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П. Имя прилагательное Отвечает на вопросы: к акой? какая? какое? к акие? Часть речи Дает описание предмета , делает речь красочной Обозначает признак предмета
Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных
Цель: Закрепить: знания об имени прилагательном как части речи. умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж. умение правильно писать окончания имён прилагательных и существительных Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимопроверки.
Алгоритм работы: Чтобы правильно писать безударные окончания Имен прилагательных , надо: (Помни о возможных несовпадениях.) Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное 2. Нужно задать вопрос от имени существительного. 3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву.
- ого у родн дома от Чёрн моря - его дальн пути у весенн солнца Родительный падеж м ужского и среднего рода ого ого его его Как ого ?
Принять за монету Принять за правду вымысел, преувеличение Разозлили до предела, до бешенства. Опоздать, явиться, когда уже всё закончилось чист Довести до _________ каления бел Явиться к __________ разбору шапочн ую ого ому Фразеологические обороты
Зарядка для глаз
Упр. 267 (тетрадь) Измени прилагательное по команде главного слова; з адай вопрос, у кажи падеж С ________ ветвей __________ деревьев _________ хлоп . . ми падал снег. Тогда в _________ стороны разл . т ались клубы _________ пыл. . Справочное бюро: тяжелые, мохнатые, могучие ; снежная, разные.
Удивительный окончание Водитель корень Весенний суффикс Групповая работа - Определи слово Подкрасить приставка
1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...
Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой....
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Тема«Правописание безударных падежных окончаний...
Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс
Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...