План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imen_prilagatelnyh.docx | 21.2 КБ |
pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imen_prilagatelnyh.pptx | 2.3 МБ |
algoritm.docx | 859.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
УМК «Школа России», 4 класс
(Учебник «Азбука» 2ч. В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшина с 15-16)
Организационно- деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»
Тип урока:
Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения, осмысления и закрепления первичных знаний о правописании безударного окончания имен прилагательных в единственном числе и закрепления первичных знаний проверки правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Задачи урока:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Развивающие: способствовать развитию связной речи, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку;
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые УУД:
Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к русскому языку;
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; расширение словарного запаса.
Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель и задачи урока; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать речь других, работать в коллективе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, умение участвовать в диалоге на уроке; адекватно реагировать на замечания учителя; умение участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе).
Предметные: умение применять орфографическое правило правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе; закрепление орфографического правила; совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса;
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока
1. Приветствие
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня, Арина Викторовна.
2. Проверка готовности к уроку
Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности
У.: Нужно назвать имя, фамилию одноклассника, подобрать такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество.
У.: Послушаем комплименты.
О.: Цепочкой говорят положительные качества
У.: Получили хорошее настроение?
О.: Да!
У.: Готовы плодотворно поработать на уроке?
О.: Да!
II. Актуализация умений и знаний
На доске
ая ой ее ый ое яя ий
У.: Что это такое? Что обозначают эти буквосочетания?
О.: Окончания имён прилагательных в единственном числе.
У.: О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы на какие группы можно их распределить?
Работа в парах
О.: 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.
-ая , -яя
2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.
-ий, -ый, -ой
3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода
-ое, -ее.
У.: Чья пара при выполнении задания встретила затруднение?
У.: Вы прослушали ответы. Теперь вам всё понятно?
О.: Да.
У.: Какие бывают окончания имён прилагательных?
О.: Ударные и безударные.
4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
У.: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?
О.: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
У.: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
О.: Учиться правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
У.: Верно, но для того, чтобы достичь цели, наверное, нужно чему-то придерживаться, как вы думаете, чему?
О.: Нам необходимо придерживаться плану на уроке.
У.: Составим план, по которому будем действовать на уроке.
1.Вспомнить, что такое прилагательное
2.Узнать, способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.
3.Учить выполнять упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе.
У.: Перейдем к выполнению первого пункта плана
У.: Сыграем в игру «Задавай-ка!» Задаём друг другу вопросы по изучаемой теме.
1. Что такое имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?».
2. Для чего нужны прилагательные?
О.: Прилагательные нужны для обозначения признака предмета, а также для того, чтобы наша речь была красивее, выразительной….
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное связано с именем существительным
4. Какая связь?
О.: согласование в роде, числе и падеже
5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
О.: Имя прилагательное в предложении бывает определением.
У.: Что еще вы можете сказать об имени прилагательном?
О.: Имена прилагательные изменяются по падежам. Бывают мужского, женского, среднего рода; единственного и множественного числа. Имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.
У.: Как вы думаете, какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?
У.: Разберем на примере ПО СИЛЬНОМУ МОРОЗУ (ВОСПРИЯТИЕ)
Как определить и проверить какое окончание нужно писать у имени прилагательного?
О.: …
У.: Мы не знаем как писать окончание прилагательного, но что мы вспоминали с вами? Это же словосочетание, значит главное слово существительное зависимое прилагательное, а это значит?
О.: Это значит, что прилагательное связано с существительным
У.: А как оно связано?
О.: Оно согласуется в роде, числе и падеже
У.: А это значит?
О.: Что падеж, род и число прилагательного будет такое же как и существительного
У.: Значит, как мы должны определить окончание? Определить падеж, число, род у сущ., значит все то же самое будет и у прил.
У.: Потом что? Наверное, посмотреть какое окончание в этом падеже и роде бывает у прилагательное
О.: да
У.: Для этого у нас есть табличка, но что делать если нет таблицы рядом?
О.: ….
У.: Если это словосочетание, значит есть зависимое и главное слово?
О.: да
У.: А как определить главное и зависимое слово?
О.: Поставить вопрос
У.: Верно, молодцы. Поставьте вопрос.
О.: По какому?
У.: Смотрим на окончание вопроса
О.: ому
У.: Значит и у прилагательного будет такое же окончание…
У.: Итак, давайте проверим правильно ли мы с вами разобрались с этим…
АЛГОРИТМ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
У.: Читают, проверяют
У.: Давайте подумаем и составим алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер(е/и)жлив… хозяина, в прекрас(_/т)ном настроении,, за б(о/а)льн… сестрой, от в(е/и)твист… дер(е/и)ва, перед к(о/а)пустн… гря(д/т)кой, в медн… т(о/а)зу, от кисл… м(о/а)л(о/а)ка, с заботлив… (о/а)тцом.
У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на падеж существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.
У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.
У.: Проверим, объясните, как вы писали окончания?
У.: Оцените свою работу с помощью критериев оценки.
Нет ошибок | 3 б. |
1-2 ошибки | 2 б. |
3-4 ошибки | 1 б. |
Больше 4 ошибок | 0 б. |
Тест: выбери правильный ответ. (УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак предмета, но как предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… грязь
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… карп
в) свеж… зеленью
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… звон
Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б.
У.: Как вы определили окончания прилагательных?
О.:
У.: Откроем учебники и посмотрим способы проверки правописания окончаний…стр 16
Вывод: Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)
V. Закрепление открытых умений, знаний.
Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж.
Подсказка:
Морозная зима – И.п. морозная зима
Белое покрывало – Т.п. белым покрывалом
Снежный наряд – П.п. в снежном наряде
Весёлая детвора – Д.п. весёлой детворе
Ледяная горка – Р.п. с ледяной горки
Забавный снеговик – В.п. забавного снеговика
Скользкий лёд – Д.п. по скользкому льду
VIII. Итог урока. Рефлексия
Рефлексия
У.: Сегодня урок был(а) (Т.п.) интерсн…/ скучн…
Я был(а) (И.п.) активн…/ не активн…
Моя работа на уроке была (Р.п.) плодотворн…/ не плодотворн…
Общее количество баллов | Отметка |
7 б. | «5» |
6-5 б. | «4» |
4-3 б. | «3» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе
Цель урока: учиться правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе. План Вспомнить, что такое имя прилагательное Узнать, как правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе Учиться правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе
Алгоритм правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе 1. Прочитай слово 2. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное 3. Определи род и падеж имени существительного, к которому относится имя прилагательное 4. Вспомни какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде 5. Проверь окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное 6. Выдели окончание имени прилагательного 7. Проверь правильность выполнения задания 8.Исправь ошибки, если ты их допустил Когда есть прилагательное И нужно обязательно Узнать про окончание- Внимание, Внимание! Правил легче нет на свете: Что в вопросе- то в ответе! Например, К лесу (какому?) дальнему- м.р ., Д.п , ед.ч . На ели (какой?) ветвистой- ж.р ., Р.п ., ед.ч . Облако (какое?) легкое- ср.р ., Им.п ., ед.ч .
Тест: выбери правильный ответ. 1.Имя прилагательное – часть речи, которая: а) обозначает признак предмета, но как предмет; б) обозначает признак предмета; в) обозначает действие или состояние; 2. Указать имена прилагательные: а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота; 3. У прилагательного нет следующего признака: а) времени; б) числа; в) рода;
4 . Указать имена прилагательные с окончанием – ая : а) дальн … дорога б) осенн … грязь в) лучш … ученица 5. Укажите, в каких словах пишется окончание – ий : а) у син … реки б) свеж… карп в) свеж… зеленью 6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей: а) зимн … сон б) зимн … погодой в) вечерн … звон Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б
Необходимо выполнить творческое задание. Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж . И.п .- Морозная зима Т .п.- Белое покрывало П.п .- Снежный наряд Д.п .- Весёлая детвора Р.п .- Ледяная горка В.п.-Забавный снеговик Д.п .- С кользкий лёд
Цель урока: учиться правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе. План Вспомнить, что такое имя прилагательное Узнать, как правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе Учиться правильно писать безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе
Предварительный просмотр:
Алгоритм правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
- Прочитай слово
- Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное
- Определи род и падеж имени существительного, к которому относится имя прилагательное
- Вспомни какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде
- Проверь окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное
- Выдели окончание имени прилагательного
- Проверь правильность выполнения задания
- Исправь ошибки, если ты их допустил
Стихотворение – запоминалка для орфограммы
Когда есть прилагательное
И нужно обязательно
Узнать про окончание-
Внимание, Внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе- то в ответе!
Например,
К лесу (какому?) дальнему- м.р., Д.п, ед.ч.
На ели (какой?) ветвистой- ж.р., Р.п., ед.ч.
Облако (какое?) легкое- ср.р., Им.п., ед.ч.
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Тема«Правописание безударных падежных окончаний...
Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».
Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....
Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс
Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...
План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»Тип урока: урок открытия нового знания....