Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

  1. Вводно-мотивационный этап

Звенит звонок, зовет звонок,  

 Пора нам начинать урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Посмотрите на доску                …

- Как вы понимаете эти слова?

- Следовательно, на уроках мы должны быть внимательными, активными, чтобы раскрыть и усвоить новые тайны русского языка.

Приступаем к  уроку.

2. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины слово/словосочетание мягкий знак)

- Вспомним, что мы знаем о мягком знаке

Фронтальная работа

- Что вы знаете о мягком знаке? (не обозначает звука)

- Посмотрите на слова на слайде.

СОЛЬ, ЛОШАДЬ, ДЕНЬ.

- На что указывает Ь знак в этих словах? (на мягкость предыдущего согласного)

- Значит, какую функцию выполняет здесь ь? (показатель мягкости)

- Верно, молодцы. Ь знак обозначает мягкость согласных на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razdelitelnyy_znak_2.docx103.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак

  1. Вводно-мотивационный этап

Звенит звонок, зовет звонок,  

 Пора нам начинать урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Посмотрите на доску                

- Как вы понимаете эти слова?

- Следовательно, на уроках мы должны быть внимательными, активными, чтобы раскрыть и усвоить новые тайны русского языка.

Приступаем к  уроку.

2. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины слово/словосочетание мягкий знак)

- Вспомним, что мы знаем о мягком знаке

Фронтальная работа

- Что вы знаете о мягком знаке? (не обозначает звука)

- Посмотрите на слова на слайде.

СОЛЬ, ЛОШАДЬ, ДЕНЬ.

- На что указывает Ь знак в этих словах? (на мягкость предыдущего согласного)

- Значит, какую функцию выполняет здесь ь? (показатель мягкости)

- Верно, молодцы. Ь знак обозначает мягкость согласных на письме.

3. Выявление места и причины затруднения

- Посмотрим, что осталось в нашей корзине (достает слово/словосочетание разделительный)

- Подумайте, как это слово/словосочетание связано со словом/словосочетанием мягкий знак. Выскажите свои предположения.

4. Целеполагание

- Сформулируйте тему урока. (Разделительный мягкий знак)

- Определим цель урока. На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Что такое разделительный мягкий знак).

- Итак наша цель - выяснить, что такое разделительный мягкий знак и когда он пишется.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Определим план работы, а помогут нам слова-помощники (план фиксируется на интерактивной доске).

УЗНАТЬ…

- Что мы хотим узнать? Какой Ь называется разделительным и правило правописания разделительного Ь.

НАУЧИТЬСЯ…

- Продолжите предложение, чему должны научиться. Писать слова с разделительным Ь.

ПРОВЕРИТЬ…

- Что должны проверить? Свои знания о Ь.

6. Реализация построенного проекта

1. УЗНАТЬ

- Приступим к работе. Проведем наблюдение и определим, какой Ь называется разделительным.

Фронтальная работа

- Посмотрите на слайд. Прочитайте пары слов: солю и солью, полю - полью.

- Слова в этих парах очень похожи. Чем они отличаются? (Отличаются лексическим значением)

- Определим лексическое значение этих слов.

- Прочитайте первую пару слов и предложения. Вставьте в предложения слово, подходящие по смыслу.

Запись на доске.

Я __________________ капусту.                                      солю - солью

Сначала я ______________ воду из бассейна.

 

        Появляется вторая запись на доске.

Утром я _____________ капусту.                                     полю - полью.

Я ___________ грядки, чтобы не было сорняков.

-Чем ешё, кроме лексического значения, отличаются слова? (В одном слове пишется мягкий знак, в другом не пишется)

- Определим, почему в этих словах пишется Ь знак.

- Прочитаем слова в первом столбике. Посмотрим, одинаково ли они произносятся? СОЛЮ и ПОЛЮ.

- Какой звук слышим после звука [л'] в словах СОЛЮ и ПОЛЮ (слышим звук [y])

На слайде появляются над буквами ЛЮ звуки [л'у]

     [л'у]

СОЛЮ

      [л'у]

ПОЛЮ

- Послушайте, как произносятся эти звуки? ЛЮ-ЛЮ (слитно)

- Верно, т.к. это слияние согласного и гласного звука.

- Прочитаем вторую пару слов. Посмотрим, как они произносятся? СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ.

- Какие звуки слышим после звука [л'] в словах СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ? (слышим звук [й'] и гласный [у])

На слайде появляются над буквами ЛЬЮ звуки [л' й'у]

     [л' й'у]

СОЛЬЮ

      [л' й'у]

ПОЛЬЮ

- Послушайте, как произносятся эти звуки? ЛЬЮ-ЛЬЮ (раздельно)

- Правильно. Согласный не сливается со следующим звуком, потому что после [л'] мы слышим согласный звук [й'] и последующий гласный звук. Поэтому мягкий знак в таких словах  называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. Прочитаем внимательно это слово и запомним, как оно пишется. РАЗ-ДЕ-ЛИ-ТЕЛЬ-НЫЙ (проверяете безударную гласную – делим)

- Чем же ещё отличаются эти слова? (произношением)

- Правильно. В словах с разделительным мягким знаком после согласного звука [л'] слышим согласный звук [й'] и последующий гласный звук [у]. Когда произносишь эту фразу, показываешь на звуковую запись над словом      [л' й'у]

                                                                                                           СОЛЬЮ

- А что пишется на месте звуков [й'у]?  Показываешь на звуки и букву Ю (пишется буква Ю)

- Да. Обратите внимание! В этом случае на письме после буквы «эль» перед буквой Ю пишется разделительный мягкий знак. (Показываешь в это время на слова СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ)

- Продолжим наблюдение и узнаем, когда в слове пишется разделительный Ь?

Работа в парах

- Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах….

Карточка

Задание. Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните одной чертой букву перед разделительным Ь и двумя чертами гласную после Ь. Дополните вывод.

НОЧЬЮ, МУРАВЬИ, БУРЬЯН, МЫТЬЁ, ВАРЕНЬЕ.  

ОБРАТИ внимание!!! мягкий знак в словах вставлен!!

Разделительный мягкий знак пишется после _________ буквы и перед гласными буквами _, _, _, _, _.

- У нас есть пара, которая готова. Проверим выполненные задания на документкамере (берешь карточку под документкамеру, содержимое выводится на доску). 

- Прочитайте вывод, который у вас получился.

- Кто согласен, поднимите руку (обращаешься к остальным).

(карточка остается выведенной на доске)

- Проверим вывод, откройте учебник на странице 32.

- Прочитай правило. Верно ли мы составили вывод? (да)

-Как называется такой Ь знак? (разделительным)

- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

- Запомните правило! Разделительный мягкий знак - это орфограмма.

- Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака (два звука)

- Сформулируем алгоритм правописания разделительного Ь.

НОЧ…Ю

- Посмотрите на слайд и скажите, что мы должны сделать первым делом.

- А дальше?

…. Верно, мы с вами составили алгоритм правописания разделительного Ь.

  1. Произнеси слово. Определи, есть ли в нём звук [й′].

2. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [й′].

3. Если перед звуком [й′] слышится согласный звук, а после - гласный звук, то после согласной буквы пред гласными е, ё, ю, я, и пиши разделительный мягкий знак.

- Вернёмся к нашему слову. Объясните, почему в слове НОЧЬЮ пишется разделительный Ь?

- Посмотрите, мы выполнили с вами первый пункт плана (ставишь галочку УЗНАТЬ)

2. НАУЧИТЬСЯ

- Поупражняемся в письме слов с разделительным мягким знаком.

Работа в группах

- Выполним задание. Работать будете в группах по три человека. Посмотрите на слайд перед вами правила работы в группе:

Правила работы в группе:

1. Работайте дружно – вы одна команда.

2. Не бойтесь высказывать своё мнение.

3. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.

4. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя.

- Вы трое будете работать на интерактивной доске, вы – на карточке.

- Вспомним технику безопасности при работе с интерактивным оборудованием.

- Внимательно прочтите задание и приступайте к его выполнению.

- Лёрнинг: Распределите слова в две группы. В первую – слова, в которых Ь выполняет разделительную функцию.  Во вторую – слова, в которых Ь обозначает мягкость.

Крылья, моль, соловьи, грань, вьюга.

- Карточка: Распределите слова в две группы. В первую – слова, в которых Ь выполняет разделительную функцию. Во вторую – слова, в которых Ь обозначает мягкость.

разделительный Ь

крылья

моль

соловьи

грань

вьюга

обозначает мягкость

- Проверим выполнение заданий. Что необходимо было сделать (обращается к группе у доски)?

- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.

- Присаживайтесь.

- Посмотрите, мы выполнили с вами второй пункт плана (ставишь галочку НАУЧИТЬСЯ)

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется (Покружиться).

-Молодцы ребята, присаживайтесь, продолжаем урок.

- Здорово, ребята, мы отдохнули. 

7. Первичное закрепление

3. ПРОВЕРИТЬ

Индивидуальная работа

- Проверим, верны ли ваши знания. Выполните тест.

Тест

1. Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?

а) а, о, у, ё;

б) е, ё, ю, я, и.

2. Выберите слово, в котором мягкий знак выполняет разделительную функцию.

а) день;

б) полью.

- Посмотрите, мы выполнили с вами третий пункт плана (ставишь галочку ПРОВЕРИТЬ)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Настало время подвести итоги нашего урока.

- На какой вопрос мы сегодня искали с вами ответ?

- Все пункты плана мы выполнили?

- У вас на партах цветные карточки:

Этап контроля и самоконтроля

 Давайте подведем итоги вашего личного участия. У вас на партах лежит лист самооценки. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку. Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».

                                Смайлики для рефлексии на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...