Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
- Вводно-мотивационный этап
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- Посмотрите на доску …
- Как вы понимаете эти слова?
- Следовательно, на уроках мы должны быть внимательными, активными, чтобы раскрыть и усвоить новые тайны русского языка.
Приступаем к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины слово/словосочетание мягкий знак)
- Вспомним, что мы знаем о мягком знаке
Фронтальная работа
- Что вы знаете о мягком знаке? (не обозначает звука)
- Посмотрите на слова на слайде.
СОЛЬ, ЛОШАДЬ, ДЕНЬ.
- На что указывает Ь знак в этих словах? (на мягкость предыдущего согласного)
- Значит, какую функцию выполняет здесь ь? (показатель мягкости)
- Верно, молодцы. Ь знак обозначает мягкость согласных на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разделительный мягкий знак
- Вводно-мотивационный этап
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- Посмотрите на доску …
- Как вы понимаете эти слова?
- Следовательно, на уроках мы должны быть внимательными, активными, чтобы раскрыть и усвоить новые тайны русского языка.
Приступаем к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
- Посмотрите на доску, пред вами корзина идей. Проверим, что в ней (достает из корзины слово/словосочетание мягкий знак)
- Вспомним, что мы знаем о мягком знаке
Фронтальная работа
- Что вы знаете о мягком знаке? (не обозначает звука)
- Посмотрите на слова на слайде.
СОЛЬ, ЛОШАДЬ, ДЕНЬ.
- На что указывает Ь знак в этих словах? (на мягкость предыдущего согласного)
- Значит, какую функцию выполняет здесь ь? (показатель мягкости)
- Верно, молодцы. Ь знак обозначает мягкость согласных на письме.
3. Выявление места и причины затруднения
- Посмотрим, что осталось в нашей корзине (достает слово/словосочетание разделительный)
- Подумайте, как это слово/словосочетание связано со словом/словосочетанием мягкий знак. Выскажите свои предположения.
4. Целеполагание
- Сформулируйте тему урока. (Разделительный мягкий знак)
- Определим цель урока. На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Что такое разделительный мягкий знак).
- Итак наша цель - выяснить, что такое разделительный мягкий знак и когда он пишется.
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Определим план работы, а помогут нам слова-помощники (план фиксируется на интерактивной доске).
УЗНАТЬ…
- Что мы хотим узнать? Какой Ь называется разделительным и правило правописания разделительного Ь.
НАУЧИТЬСЯ…
- Продолжите предложение, чему должны научиться. Писать слова с разделительным Ь.
ПРОВЕРИТЬ…
- Что должны проверить? Свои знания о Ь.
6. Реализация построенного проекта
1. УЗНАТЬ
- Приступим к работе. Проведем наблюдение и определим, какой Ь называется разделительным.
Фронтальная работа
- Посмотрите на слайд. Прочитайте пары слов: солю и солью, полю - полью.
- Слова в этих парах очень похожи. Чем они отличаются? (Отличаются лексическим значением)
- Определим лексическое значение этих слов.
- Прочитайте первую пару слов и предложения. Вставьте в предложения слово, подходящие по смыслу.
Запись на доске.
Я __________________ капусту. солю - солью
Сначала я ______________ воду из бассейна.
Появляется вторая запись на доске.
Утром я _____________ капусту. полю - полью.
Я ___________ грядки, чтобы не было сорняков.
-Чем ешё, кроме лексического значения, отличаются слова? (В одном слове пишется мягкий знак, в другом не пишется)
- Определим, почему в этих словах пишется Ь знак.
- Прочитаем слова в первом столбике. Посмотрим, одинаково ли они произносятся? СОЛЮ и ПОЛЮ.
- Какой звук слышим после звука [л'] в словах СОЛЮ и ПОЛЮ (слышим звук [y])
На слайде появляются над буквами ЛЮ звуки [л'у]
[л'у]
СОЛЮ
[л'у]
ПОЛЮ
- Послушайте, как произносятся эти звуки? ЛЮ-ЛЮ (слитно)
- Верно, т.к. это слияние согласного и гласного звука.
- Прочитаем вторую пару слов. Посмотрим, как они произносятся? СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ.
- Какие звуки слышим после звука [л'] в словах СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ? (слышим звук [й'] и гласный [у])
На слайде появляются над буквами ЛЬЮ звуки [л' й'у]
[л' й'у]
СОЛЬЮ
[л' й'у]
ПОЛЬЮ
- Послушайте, как произносятся эти звуки? ЛЬЮ-ЛЬЮ (раздельно)
- Правильно. Согласный не сливается со следующим звуком, потому что после [л'] мы слышим согласный звук [й'] и последующий гласный звук. Поэтому мягкий знак в таких словах называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. Прочитаем внимательно это слово и запомним, как оно пишется. РАЗ-ДЕ-ЛИ-ТЕЛЬ-НЫЙ (проверяете безударную гласную – делим)
- Чем же ещё отличаются эти слова? (произношением)
- Правильно. В словах с разделительным мягким знаком после согласного звука [л'] слышим согласный звук [й'] и последующий гласный звук [у]. Когда произносишь эту фразу, показываешь на звуковую запись над словом [л' й'у]
СОЛЬЮ
- А что пишется на месте звуков [й'у]? Показываешь на звуки и букву Ю (пишется буква Ю)
- Да. Обратите внимание! В этом случае на письме после буквы «эль» перед буквой Ю пишется разделительный мягкий знак. (Показываешь в это время на слова СОЛЬЮ и ПОЛЬЮ)
- Продолжим наблюдение и узнаем, когда в слове пишется разделительный Ь?
Работа в парах
- Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах….
Карточка
Задание. Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните одной чертой букву перед разделительным Ь и двумя чертами гласную после Ь. Дополните вывод.
НОЧЬЮ, МУРАВЬИ, БУРЬЯН, МЫТЬЁ, ВАРЕНЬЕ.
ОБРАТИ внимание!!! мягкий знак в словах вставлен!!
Разделительный мягкий знак пишется после _________ буквы и перед гласными буквами _, _, _, _, _.
- У нас есть пара, которая готова. Проверим выполненные задания на документкамере (берешь карточку под документкамеру, содержимое выводится на доску).
- Прочитайте вывод, который у вас получился.
- Кто согласен, поднимите руку (обращаешься к остальным).
(карточка остается выведенной на доске)
- Проверим вывод, откройте учебник на странице 32.
- Прочитай правило. Верно ли мы составили вывод? (да)
-Как называется такой Ь знак? (разделительным)
- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
- Запомните правило! Разделительный мягкий знак - это орфограмма.
- Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака (два звука)
- Сформулируем алгоритм правописания разделительного Ь.
НОЧ…Ю
- Посмотрите на слайд и скажите, что мы должны сделать первым делом.
- А дальше?
…. Верно, мы с вами составили алгоритм правописания разделительного Ь.
- Произнеси слово. Определи, есть ли в нём звук [й′].
2. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [й′].
3. Если перед звуком [й′] слышится согласный звук, а после - гласный звук, то после согласной буквы пред гласными е, ё, ю, я, и пиши разделительный мягкий знак.
- Вернёмся к нашему слову. Объясните, почему в слове НОЧЬЮ пишется разделительный Ь?
- Посмотрите, мы выполнили с вами первый пункт плана (ставишь галочку УЗНАТЬ)
2. НАУЧИТЬСЯ
- Поупражняемся в письме слов с разделительным мягким знаком.
Работа в группах
- Выполним задание. Работать будете в группах по три человека. Посмотрите на слайд перед вами правила работы в группе:
Правила работы в группе:
1. Работайте дружно – вы одна команда.
2. Не бойтесь высказывать своё мнение.
3. Думайте сами, а не рассчитывайте на других.
4. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя.
- Вы трое будете работать на интерактивной доске, вы – на карточке.
- Вспомним технику безопасности при работе с интерактивным оборудованием.
- Внимательно прочтите задание и приступайте к его выполнению.
- Лёрнинг: Распределите слова в две группы. В первую – слова, в которых Ь выполняет разделительную функцию. Во вторую – слова, в которых Ь обозначает мягкость.
Крылья, моль, соловьи, грань, вьюга.
- Карточка: Распределите слова в две группы. В первую – слова, в которых Ь выполняет разделительную функцию. Во вторую – слова, в которых Ь обозначает мягкость.
разделительный Ь
крылья
моль
соловьи
грань
вьюга
обозначает мягкость
- Проверим выполнение заданий. Что необходимо было сделать (обращается к группе у доски)?
- Если вы согласны (обращается к другой группе) – поднимите руку.
- Присаживайтесь.
- Посмотрите, мы выполнили с вами второй пункт плана (ставишь галочку НАУЧИТЬСЯ)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется (Покружиться).
-Молодцы ребята, присаживайтесь, продолжаем урок.
- Здорово, ребята, мы отдохнули.
7. Первичное закрепление
3. ПРОВЕРИТЬ
Индивидуальная работа
- Проверим, верны ли ваши знания. Выполните тест.
Тест
1. Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?
а) а, о, у, ё;
б) е, ё, ю, я, и.
2. Выберите слово, в котором мягкий знак выполняет разделительную функцию.
а) день;
б) полью.
- Посмотрите, мы выполнили с вами третий пункт плана (ставишь галочку ПРОВЕРИТЬ)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Настало время подвести итоги нашего урока.
- На какой вопрос мы сегодня искали с вами ответ?
- Все пункты плана мы выполнили?
- У вас на партах цветные карточки:
Этап контроля и самоконтроля
Давайте подведем итоги вашего личного участия. У вас на партах лежит лист самооценки. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку. Используйте критерии оценки. Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-363757-1389361475.jpg)
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609181-1426645953.jpg)
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-959881-1508162289.jpg)
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1195173-1575315690.jpg)
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-953219-1506545629.jpg)
Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс
Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...