Технологическая карта урока "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_kak_chast_rechi.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Местоимение как часть речи»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД и личностные результаты |
Мотивация | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний! | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других; |
Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме. | Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вы должны отгадать секрет. "Игра - открой секрет" Словарная работа
Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети.
Землю, словно приручил. Знает он, когда сажать, Сеять, как и убирать. Он знаток в краю родном И зовется... Ворона, коньки, агроном, ягода. - Внутри этих слов спрятаны другие слова. Найдите их. (Местоимение) Какие цели мы поставим на урок? Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения | Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД-анализ, обобщение. Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | |
Решение проблемы | Прочитайте текст. Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? Все ли в этом тексте вас устраивает? Почему? Как можно исправить этот недостаток? Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку. | ( О сове) Нет В каждом предложении имеется слово «сова». Заменить данное слово другим.) | Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознание и построение речевого высказывания |
Слово «сова», какими словами вы заменили? Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» Я о себе такого мнения: Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение? Выясним, какова же роль местоимения в речи?
Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное? Значит и местоимение обозначает предмет? Как вы думаете? Давайте выясним. Сейчас вы будете работать в группах. Обучающимся предлагается текст. Вопрос: Кто же это "он"? Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!". - Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? Садитесь на свои места А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно. - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? Я и Мы, Ты и Вы, А теперь давайте повторим все, что узнали: Что такое местоимение? Как называются местоимения Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они? Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52. | Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее». Эти слова мы употребили вместо имени существительного. Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов Сущ. – это часть речи, к-рая обозначает предмет. Предположения детей Куст, мальчик, конь. Слово "он" не называет предмета. Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Я Мы Ты, вы Если этот человек не знаком нам, Если он старше. Он, она Они Все они указывают на лица Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Эти местоимения называются личными. | Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | |
Физминутка | Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете. Цветы. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, Если только я и ты - Если мы сорвём цветы. | Дети смотрят и выполняют движение за учителем. | Личностные УУД: - умение применять правила охраны своего здоровья; |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Разноуровневые задания на карточках. -Давайте вспомним правила работы в паре. (работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, вовремя оказывать помощь, говорить тихо, называть товарища по имени, внимательно слушать ответ). По окончанию работы показать знак с помощью рук «домик» 1 уровень. Запиши только местоимения И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я, на, вы, над, оно. Составьте с ними предложения, запишите 2 уровень. Запиши предложения, замени, где необходимо существительные местоимениями. Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. 3 уровень. Спишите, вместо точек вставьте подходящее местоимение. Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный вкус. | Выбирают уровень, работают в паре. Проверяют по образцу. | Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других Регулятивные- самоконтроль, оценка |
Включение в систему знаний | А теперь вы будете работать самостоятельно. На ветке висит яблоко, _такое сочное и сладкое на вид. Щенка кормили молоком, чтобы _ здоровым рос. Сидит белка на тележке, продает _ орешки. Вся земля в снегу, _ на лыжах бегу, _бежишь за мной. (Фронтальная проверка) | Индивидуально | |
Рефлексия | Какую цель мы сегодня ставили перед собой? Какие задачи ставили перед собой? Со всеми задачами мы справились на уроке? Продолжите предложения
| Узнать что такое М. Выяснить, какова роль М в речи. Узнать особенности М, Научиться распознавать М в речи | |
Д/З | Упр. 111. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....
Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс
Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс...
Технологическая карта + презентация "Нахождение части от величины"
Цель:· создавать условия формирования представления о части от величины;· учить находить часть от величины;·...
Технологическая карта к уроку «Части речи»
Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Карта урока "Формы частей речи. Как изменяются части речи"
Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку...