Технологическая карта урока "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дарья Олеговна Душечкина

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и личностные результаты

Мотивация

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других;

Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.

Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вы должны отгадать секрет.

"Игра - открой секрет"

Словарная работа

  1. Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья хрипловатая –
    Известная персона.
  2.  Мчусь как пуля я вперёд,
    Лишь поскрипывает лёд
    Да мелькают огоньки!
    Кто несёт меня?..
  3. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.

  1. Он науку изучил,

Землю, словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется...

 Ворона, коньки, агроном, ягода.

- Внутри этих слов спрятаны другие слова. Найдите их.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Местоимение)

Какие цели мы поставим на урок?

Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения

Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД-анализ, обобщение.

Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Решение проблемы

  Прочитайте текст.          

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст?

Все ли в этом тексте вас устраивает?

Почему?

Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку.

( О сове)

Нет

В каждом предложении имеется слово «сова».

Заменить данное слово другим.)

Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение;  осознание и построение речевого высказывания

Слово «сова», какими словами вы заменили?

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?»

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение? 

Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?


Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения? 

Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?

Значит и местоимение обозначает предмет?

 Как вы думаете? Давайте выясним.

Сейчас вы будете работать в группах.

Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? 

Садитесь на свои места

А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все местоимения.

А теперь давайте повторим все, что узнали:

Что такое местоимение?

Как называются местоимения Я, ты, мы, вы,  он, она, оно, они? 

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.

Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».

Эти слова мы употребили вместо имени существительного.

Местоимение –это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного.

Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

Сущ. – это часть речи, к-рая обозначает предмет.

Предположения  детей

Куст, мальчик, конь.

Слово "он" не называет предмета.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Я

Мы

Ты, вы

Если этот человек не знаком нам,

Если он старше.

Он, она

Они

Все они указывают на лица

Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Эти местоимения называются личными.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

Дети смотрят и выполняют движение за учителем.

Личностные УУД:

- умение применять правила охраны своего здоровья;

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разноуровневые задания на карточках.

-Давайте вспомним правила работы в паре. (работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, вовремя оказывать помощь, говорить тихо, называть товарища по имени, внимательно слушать ответ). По окончанию работы показать знак с помощью рук «домик»

1 уровень. Запиши только местоимения

 И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я, на, вы, над, оно. Составьте с ними предложения, запишите

2 уровень. Запиши предложения, замени, где необходимо существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

3 уровень. Спишите, вместо точек вставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный  вкус.

Выбирают уровень, работают в паре. Проверяют по образцу.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других

Регулятивные- самоконтроль, оценка

Включение в систему знаний

А теперь вы будете работать самостоятельно.

На ветке висит яблоко, _такое сочное и сладкое на вид.

Щенка кормили молоком, чтобы _ здоровым рос.

Сидит белка на тележке, продает _ орешки.

Вся земля в снегу, _ на лыжах бегу, _бежишь за мной.

(Фронтальная проверка)

Индивидуально

Рефлексия

Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

Какие задачи ставили перед собой?

Со всеми задачами мы справились на уроке?

Продолжите предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я понял, что…

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Д/З

Упр. 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс

Технологическая карта по теме "Части головы" 2 класс...

Технологическая карта + презентация "Нахождение части от величины"

Цель:·       создавать условия формирования представления о части от величины;·        учить находить часть от величины;·...

Технологическая карта к уроку «Части речи»

Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Карта урока "Формы частей речи. Как изменяются части речи"

Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку...