Технологическая карта + презентация "Нахождение части от величины"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Шилова Наталья Андреевна

Цель:

·       создавать условия формирования представления о части от величины;

·        учить находить часть от величины;

·         формировать умение решать задачи, используя схемы и чертежи.

·        совершенствовать навык решения текстовых задач;

·        развивать умения анализировать и обобщать

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 26. 02. 16 г.

Школа: НОУСОШ №95

Класс: 4 А

Урок: 3

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 112

Учитель: Туманова Л. Д.

Методист: Шакирова О. Г.

Студент: Шилова Наталья,

36 группа.

Тема урока: «Нахождение части от величины»

Цель:

  • создавать условия формирования представления о части от величины;
  • учить находить часть от величины;
  •  формировать умение решать задачи, используя схемы и чертежи.
  • совершенствовать навык решения текстовых задач;
  • развивать умения анализировать и обобщать

Планируемые результаты:

предметные:

  • решать задачи на нахождение части от величины;
  • понимать значение понятий «часть», «величина».

личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

10:00-10:01

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок,

Слушаем запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная работа)

10:01-10:06

Слайд №1

Слайд №2

Слайд № 3

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Устный счет.

56:7*3:6*8=

Вычисли

48:8*3:9*70=

46 и 47

Найди сумму чисел

57 и 58

84 и 48

Найди разность чисел

73 и 56

480 больше 8

Во сколько раз …

560 больше 8

20+80+70+20-30=

Вычисли

30+60-70+40-50=

28 меньше 90

На сколько

36 меньше 79

90:3:10*4:6=        

Вычисли

80:2:4х6:3=

2. Разгадайте правило, по которому составлены схемы, и вставьте пропущенные числа:

3. Сколько на чертеже:

  • квадратов
  • прямоугольников
  • четырехугольников

4. Ответьте на вопросы.

  • Чему равна треть суток? Почему? (8, т.к. в сутках 24 часа, если их разделить на 3, то получится 8)
  • Половина суток? (24:2=12)
  • Четверть часа? (60:4=15)
  • Четверть года? (12:4=3)

Выполняют задания устного счета.

Выполняют задания письменного счета.

Выполняют задание устного счета.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный (сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

10:06-10-08

Работа с учебником. Решение задач.

10:08-10:10

Устный опрос. Подведение к теме

Ребята, вспомните последние вопросы и подумайте, какая тема урока у нас сегодня? (Нахождение части от величины) Какие цели мы поставим на урок? (мы научимся находить часть от величины, будем решать задачи)

       Что такое часть? (некоторая одинаковая доля от какой-либо величины).

       Как найти часть числа от величины? (нужно сначала разделить на все части, а потом умножить на нужное количество частей)

Работа с учебником

Откройте учебник на странице 30 номер 97.

Задание 97. Прочитай задание вслух. (Учащиеся читают диалог Миши и Маши). Вычислите, чему равняются две трети от 60 кг и три четверти от 60 кг.

Во сколько действий будет задача? (в 2 действия). Почему? (в вопросе 2 задания) 1) 60 кг : 3 · 2 = 40 кг

Почему сначала ставим цифру 3, а не 2? (потому что три части, а их взяли) 2) 60 кг : 4 · 3 = 45 кг. Почему мы сначала поставили цифру 4, а не 3? (потому что 4 части, а из них взяли 3)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Решают задачи у доски, по очереди, с пояснением и описанием действий

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологической и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение (решение задач)

Физ. Минутка

Решение частных задач. Первичное

10:25-10:27

10:27-10:30

10:30-10:35

Итог урока.

Рефлексия

Дом. Задание

Индивидуальная и фронтальная беседы

10:10-10:15

Решение текстовых задач

10:15-10:17

10:17-10:20

10:20-10:22

Решение задач

Задание 98. Прочитай задание. Выходи к доске.

  1. Рассмотрите диаграмму и назовите, на сколько частей разделена 1-ая диаграмма? (на 8). Сколько из этих частей закрашено? (2).
  2. Какой главный вопрос для 1-ой диаграммы? (Нужно найти площадь закрашенной фигуры).
  3. Как мы можем найти площадь закрашенной фигуры? (для начала нам нужно найти одну часть закрашенной фигуры, а затем умножить на 2)
  4. Какую часть от площади всего круга составляет площадь закрашенной части, если круг разделен на одинаковые доли. (Две восьмых части.) 

Вторая диаграмма

  1. Рассмотрите диаграмму, и скажите, на сколько частей она разделена? (на 4)
  2. Сколько закрашенных частей? (одна). Как мы по-другому можем это сказать? (одна четвертая часть диаграммы закрашена).
  3. Как мы можем найти ответ на главный вопрос по этой диаграмме? (Мы найдем часть от одной четвертой. Число отличников 28, значит мы должны найти одну часть от 28. То есть, мы 28:4=7)
  4. Запишите ответ: 7 отличников в классе.

   Ребята, давайте сравним эти диаграммы. Как вы думаете, они одинаковые (ответ по поднятой руке)? (Они одинаковые). Почему? (Потому что, если каждую часть второй диаграммы разделить на два, то получится в диаграмме 8 частей, так же как и в первой). Совершенно верно!

Задание 99. Прочитайте задачу.

  1. Какой главный вопрос в задаче? (Чему равны три седьмых некоторой длины, если ее одна седьмая часть равна 25 м?)
  2. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (нужно знать, чему равна одна часть)
  3. Чему равна одна часть? (одной седьмой)
  4. Как найти три седьмых, если известно только одна седьмая? (работа со схемой)

                                         25 м · 3 = 75 м.

  1. Запишите ответ: 75 метров.

Задание 100. Прочитайте задание.

  1. Что нужно сделать в этой задаче? (Вычислить три седьмых от каждой величины)
  2. У кого есть вопросы по заданию, поднимите руку. Что тебе не понятно? (Объяснить)
  3. Сейчас 4 человека работают у доски, а остальные у себя в тетради самостоятельно. (Учащиеся выполняют вычисления, находят три седьмых от каждой величины.)

      49 т : 7 · 3 = 21 т        294 кв. м : 7 · 3 = 126 кв. м

  1. : 7 · 3 = 63 л        301 куб. м : 7 · 3 = 129 куб. см

Посмотрите на доску и проверьте себя. У кого нет ошибок поднимите руку. Молодцы.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Выстраивают логическую цепочку.

Отвечают на вопросы.

Решают письменно в тетради задачу. Один человек работает у доски.

Работают индивидуально в тетради и у доски.

Самопроверка по слуховому и зрительному образцу.

Выполняют физические упражнения совместно с учителем.

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Участвовать в диалоге;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

10:23-10:27

Решение задач в парах.

10:27-10:29

Слайд 4

10:29-10:35

Решение задачи в рабочей тетради у доски.

10:35-10:40

10:40-10:43

10:43-10:45

Работа с учебником. Решение задач

Задание 101. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решать задачу вы будете в парах. Кто готов – руки в замок. Выполните схему и решите задачу.

Решение: 40 : 4 = 10 (км) – осталось пройти.

Ответ: 10 км.

Прочитай решение своей задачи. Поднимите руку, кто считает по-другому? Спасибо. Молодцы

Задание 103.Прочитайте задание и найдите от массы 120 кг данные части в парах.

120: 3 · 2 = 80 кг                120: 6 · 4 = 80 кг

120: 4 · 3 = 90 кг                120: 8 · 5 = 75 кг

120: 5 · 4 = 96 кг

– Есть ли среди полученных результатов одинаковые? (Есть.) Как это можно объяснить? (Они равны, так как их разделили на одинаковые части).

Выполнение заданий в рабочей тетради

Откройте рабочую тетрадь на странице 21, прочитайте задание 39.

  1. Что нужно выполнить в этом задании? (нужно вычислить массу отмеченной части от величины)
  2. Что дано в этой задаче? (Общая масса составляет 49 кг)
  3. На сколько частей разделена величина? (на 7)
  4. Какую часть нам нужно найти? (четыре седьмых). Почему? (выделено 4 части)
  5. Как мы найдем четыре седьмых? (общую массу разделим на части, и умножим на нужное количество)
  6. Запишите решение задачи выражением. (49:7*4=28)
  7. Запишите ответ.

       Под номером 2 решите самостоятельно. Обменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга. У кого ответы не совпали? Кто может прочитать правильное решение? Спасибо.

     

 Прочитайте задание к номеру 40.

  1. Что нужно выполнить в этом задании? (нужно сравнить две величины)
  2. Что известно в этой задаче? (что есть две пятых части от 200 м и восемь двадцатых от 200 м).
  3. Что мы будем делать первым действием? (найдем часть первую, затем вторую)
  4. Запишите решение в тетрадь по действиям.
  1. 200:5*2=80 (ч.) – две пятых части
  2. 200:20*8=80 (ч.) – восемь двадцатых
  1. Сравните полученные части. Какой знак мы поставим между ними? Почему?
  2. Какой вывод можно сделать из этой задачи? (Что есть некоторые части от величины, которые равны, но имеют разные числовые значения)
  3. Запишите два числа и поставьте нужный знак.
  4. Запишите ответ.

– Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою деятельность.)

– Какая была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.

– Какие же трудности у вас ещё встречаются? Где можно над ними поработать?

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 31 № 102, 104. Р.т. стр.22 № 41. Просмотрите и прочитайте задание. У кого есть вопросы – поднимите руку.

     Урок окончен. Спасибо за работу.

Самостоятельно решают задачу в парах. Анализируют схему.

Комментируют свое мнение.

Решение задачи в парах. Проверка по зрительному образцу.

Решение задачи у доски с пояснениями действий.

Самостоятельное решение задачи в тетради. Проверка.

Решение задачи у доски и в тетради.

Комментирование действий.

Подведение под понятие.

Анализ результатов.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Участвовать в диалоге.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Находить нужную информацию в учебнике.

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Сколько на чертеже: 1) квадратов; 2) прямоугольников; 3) четырехугольников?

Слайд 4

1. Чему равна треть суток ? 2. Половина суток? 3. Четверть часа? 4. Четверть года?

Слайд 5

Тема: нахождение части от величины. Цель урока: мы научимся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока " Части речи" 3 класс ФГОС

Дана подробная разработка урока с использование различных видо работ по ФГОС...

Технологическая карта урока «Части слова. Корень»

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "2100", Бунеевы....

Технологическая карта урока по математике «Величина.Длина», (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства с понятиями «величина», «измерения величины», «единица измерения (мерка)» для сравнения предметов по длине, для опр...

Технологическая карта урока математики "Деление величины на число" (УМК "Перспективная начальная школа ", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять деление величины на число.Задачи урока:Дидактические:Создать условия для формирования умения делить величину на...

Технологическая карта урока по математике «Приёмы деления величины на число и величину» (УМК «Перспектива» 4 класс, 2 часть)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний обучающихся о делении величины на число и величину.                          ...

Технологическая карта урока математики "Умножение величины на число" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения умножать величину на число.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с разными способами умножения величин на число;2. выполнять умножение вел...

Технологическая карта урока математики "Деление величины на число. Деление величины на величину" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о делении величины на число и величину.  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение делить величины на число и величину.2. Актуализировать знания у ...