технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

техкарта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku.doc682.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока по русскому языку

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: Что такое части речи?

Тип урока: изучение нового материала.

1) Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений о частях речи (имени существительном, прилагательном, глаголе).

2) Задачи:

Образовательные: формировать представление о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Развивающие:

  • развивать устную речь, слух учащихся;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать словарный запас учащихся;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
  • развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, внимательность у учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интерес и любовь к русскому языку с помощью увлекательного материала;
  • воспитание умения работать в группах;
  • воспитывать умение слушать товарища, дополнять, доказывать.

4) Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Метапредметные:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. , Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.,листы с индивидуальным заданием.

Ход урока

Технология проведения урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые  результаты

1. Орг. момент

 

1 февраля.

Классная работа.

Сказки делают человека добрее.

                  А.С. Пушкин

-Ребята, здравствуйте! Давайте проверим готовность к уроку, все ли предметы на месте?

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

- Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказки

А. С.Пушкина, которые вы читали на уроках литературного чтения, помогут нам повторить и закрепить пройденный материал, и открыть новые тайны русского языка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей.

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

2.Чистописание

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой  красивого письма. (Повторить правила письма)

Записывают число, кл.работа и высказывание.

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

3.Актуализация раннее полученных знаний

4.Новая тема

-Сегодня я  приготовила для нас задание – вот эти слова (на доске висят слова).

Жил, писатель, лягушка, старик, льют, зашивать, золотая, весёлый, желтый

-Но эти слова были разделены на 3 группы, а теперь все перепутались. Что же делать? Поможете?  

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку их можно распределить на группы?

-Теперь всё в порядке и мы можем со словами работать.

-На какой вопрос отвечает первая группа? А вторая? Третья?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Части речи».

Рассмотрим таблицу.

СЛАЙД 1

 Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

Давайте разделим эти слова на 3 группы.

 

дети предлагают свою помощь

Отвечают на разные вопросы, означают разное

Работа с таблицей

Хоровое прочтение вопросов

Выполняют

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

-Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем или обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному, и которые обозначают  признак предмета называют именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.

-В русском языке принято сокращать части речи на письме. СЛАЙД 2

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

-Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи?

-Какую функцию выполняет каждая часть речи?

-Какие названия есть у каждой части речи?

Слушают

Кто?что?

Какой?какая?какое?какие?

Что делает?что сделает?что сделают?что делали?

-Слова

-Что-либо называет (обозначает)

-Имя сущ., имя прил., глагол

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5. Первичная проверка понимания нового материала

Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой  сказки.

СЛАЙД 3

-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

-Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму:

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

-Что я держу в руке?

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете  в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие  к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Учитель показывает предметы: зеркало, мел, книга, расческа)

По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

Сказка о золотой рыбке.

Читают слова

Повторяем алгоритм

Выполняют задание

Учились распознавать части речи

карандаш

что?

Предмет

Имя существительное

Простой

Какой?

Рисует

Выполнение заданий на листах

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6. Самостоятельная работа

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте  задание.

  

СЛАЙД №4

-Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).

СЛАЙД №5

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

СЛАЙД №6

-Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7. Итог урока

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

Домашнее задание. Р.т. с 23

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...