Разработка урока по русскому языку по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна

Разработка урока по русскому языку по теме: "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokkkk.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное.

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.
Триединая цель:
– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;
– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.
Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

Ожидаемые результаты:

Личностныесформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: принимают учебную задачу; планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, фломастеры, тексты, листы оценивания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг.момент.

Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут ТЖЧ. Сегодня я пришла к вам на урок. У нас на уроке присутствуют гости, давайте, повернемся к ним и поздороваемся с ними.

Спасибо, садитесь.

Приветствуют

2. Мотивация к учебной деятельности

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я вам!

Настрой на работу

Личностные УУД: Самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверственниками и учителем

3. Озвучивание темы

Звучат музыкальные записи: П.И.Чайковского Весна и Подснежник.

И эта весна нам принесла карту волшебной  страны. Она какая?

Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?


– Как мы  можем назвать эту страну?

Мы отправимся в путешествие по этой стране. Посмотрите внимательно на карту и выясним какие цели и задачи мы должны решить?

4. Чистописание

Первая наша станция называется чистописание. Но сначала оформим маршрутные листы (подпишем ФИ и тему).

Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
– Что такое имя прилагательное?
И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных)
– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.

Перед вами имена существительные. Составьте с ними словосочетания, применив к ним ваши окончания.
– какой части речи подчинены имена прилагательные?

Словарная работа
– Вперёд!
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

– Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).

Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку
– Назовите орфограммы.

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно придумайте три словосочетания, определите род имен прилагательных.
– Как определить род имени прилагательного?
– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?

Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок.
– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… полянах
тепл… ветер
к перв… ручью
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
Физ. минутка

Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных.
– Прочитайте текст.
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично?
– Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: – озаглавь и вставьте имена прилагательные
– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)

– О каком времени года говорится в тексте?
Весна – замечательное и прекрасное время года.
Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?
(Слайд 24)

Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт

Итог урока.
(Слайд 27)
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?

Волшебная, красочная...

Об именах прилагательных

Страна "Прилагательных"

Ответы детей: как пишутся ип, какие могут допустить ошибки при написании ип, как используются ип

Личностные УУД: смыслообразование

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей

Ход урока

I. Организационный момент.
– Великая, могучая, многонациональная, любимая …
– что можно описать с помощью этих слов?
- к какой части речи они относятся?
- Сегодня у нас урок – путешествие.
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Как её можно назвать?
Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
– Что такое имя прилагательное?
(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)
– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.
– какой части речи подчинены имена прилагательные?
III. Словарная работа
– Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).
– Назовите орфограммы.

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)
– Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)
– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?
– Составьте предложение с любым словом.
(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.
– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?
Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
– подчеркните грамматическую основу; (слайд)
– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
– определите падеж имен прилагательных; (слайд)
– Как определить падеж имен прилагательных?
– Как различить Им.п. от В.п.?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
Физ. минутка
V. Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)
– Прочитайте текст.
(Слайд 21)
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)
– Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);
– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?
– О каком времени года говорится в тексте?
Весна – замечательное и прекрасное время года.
Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?
(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..
Алексей Плещеев
Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?

- Оценивание «Светофор»
Домашнее задание: Написать о любимом времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: "Число имен прилагательных".

МОУ  Дмитриевская СОШ           КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» УЧИТЕЛЬ: КИРИЛЛОВА Е.А. ...

Разработка открытого урока по русскому языку на тему"Имя прилагательное"

Углублить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему : Путешествие по устному журналу "Имя прилагательное"

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27113594","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"wi...

Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"

Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...