Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак" УМК "Школа России 2 класс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шаландина Юлия Алексеевна

Цель урока: обобщить и систематизировать правила правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мягкий знак 95.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.05.2023г

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Урок: 1

Студент: Шаландина Юлия Алексеевна

Группа: 301

Учитель: Верхорубова Елена Владимировна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:14:00-14:45

    Кабинет: 201

Тема урока: «Мягкий знак»

Тип урока: закрепление и повторение.

Цель урока: обобщить и систематизировать правила правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить знания о различных орфограммах гласных и согласных.

2. Умение применять способы проверки изученных орфограмм.

3. Учить детей отвечать полным ответом.

Предметные:

1.Умение определять качественную характеристику звука, находить орфограммы в указанных учителем словах.  Выбирать адекватные средства устного общения в соответствии с предлагаемой речевой ситуацией.

Личностные:  

1. создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе,

2. положительное отношение к изучению русского языка.

Развивающие:

1. Развивать внимание, умение анализировать полученный материал.

2. Развивать умения безошибочно писать под диктовку.

3. Развивать память и логику.

4. развивать умение анализировать и принимать учебно-познавательную задачу. 5. Контролировать свою деятельность, планировать, отвечать на вопросы и участвовать в диалоге.

Регулятивные:.   

1. формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале,

2. оценивать совместно с учителем и одноклассниками  результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя

Коммуникативные: 

1.адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

2.формулировать своё мнение,

3. воспринимать различные точки зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение друг к другу и окружающим.

2. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

3. Воспитывать культуру поведения в классе на уроке.

4. Воспитывать интерес к предмету русский язык, доброжелательное отношение и внутреннюю позицию школьника.

УМК: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс. – М,: Просвещение, раздаточный материал, презентация, музыка для динамической паузы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф М: беседа П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Перед тем, как начать занятие, сделайте глубокий вдох, выдохните и аккуратно садитесь на свои места.

Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку.

Самоконтроль готовности.

Эмоциональный настрой на работу.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию.

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Презентация с картинкой для поднятия настроения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Внешний контроль

Ф М: репродуктивный

П: минутка чистописания

Ф М: языковой анализ П: графический анализ.

М: беседа П:ответы на вопросы

- Давайте начнём наш урок с чистописания, посмотрите на образец на доске.

https://ppt4web.ru/images/15/616/640/img5.jpg

 - Чтобы начать нашу работу, нам нужен план, он находится на доске, но этапы плана перепутались, кто желает выйти к доске и расставить этапы по порядку?

- Молодец, присаживайся.

- Какой первый этап урока?

- Откройте свои рабочие тетради в линейку, и запишите число, классная работа, сегодня двадцать третье мая. Спинку держим прямо, ножки на полу.

 Слушают учителя.

Выполняют минутку чистописания в тетради.

Делают записи.

Регулятивные УУД:  развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: -развитие умения  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Личностные УУД: -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Презентация

Тетради

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф М: беседа

П: ответы на вопросы

М: практический

П: составление плана.

- Я озвучиваю лексическое значение слова, а вы записываете это слово.

Загадки:

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи)

Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (Деревья)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте с опорой на образец (слайд) отгадки слов.

 Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (Ночь)


Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)

Слова:

Муравьи, деревья, ночь, мышь, рожь.

- Поднимете руки, у кого было 1-2 ошибки. Поднимите руки у кого 3-4 ошибки.

- Определите, есть ли что-то общее у этих слов?

- Вам нравится лето? Почему?

- А какой самое приятное события школьников летом?

- А что нас окружает на улице и распускается летом?

- Какие бывают деревья?

- А что висит на яблонях?

- Верно, у каждого на парте должны быть рисунки яблоней. На протяжении урока вы будите закрашивать блоки на яблоне, в соответствии с тем как вы выполните задания. Поэтому приберите их, и не мните.

- Посмотрите ещё раз на словарные слова. Какая буква есть в каждом слове

- Предположите, какая сегодня тема урока?

- А какую цель мы можем поставить ваши предложения. (слайд)

 Ребята, какой этап планы мы прошли?

- И к какому этапу мы переходим?

Записывают ответы на загадки, отвечают на вопросы.

Оценивают работу с помощью карточек-деревьев.

 - Повторим, изучим новое, закрепим, итоги.

Познавательные УУД:

-выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

-развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-развитие умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- развитие  умения

выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности.

Раздаточный материал

Учебник

Тетради

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф М: практический П: игра

Ф М: беседа П: ответы на вопросы.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 124, и найдите упр. 202. Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

Скромность всякому к лицу.

Бережливость – не скупость.

Совесть – верный советчик.

- Какие хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?

- Кто на ваш взгляд из одноклассников обладает такими хорошими качествами?

- Спишите любую пословицу в тетрадь. Подчеркните букву, которая не обозначают звука.

- Возьмите рисунок яблони. Если вы справились с заданием, смогли объяснить понятие пословиц и верно ответили на вопросы, закрасьте яблоко зеленым цветом. Закрасьте яблоко желтым, если вы смогли ответить на вопросы, но не смогли объяснить понятие пословиц, или наоборот смогли объяснить пословицы, но не смогли ответить на вопросы. Закрасьте яблоко красным, если у вас не чего не получилось.

- Какую букву вы подчеркнули?

- Что вы знаете о мягком знаке?

- Посмотрите на словарные слова и скажите, после, каких букв стоит мягкий знак?

- А что делает это буква с предыдущим звуком?

- Верно. Попробуйте сформулировать правило.

- Прочитаем правило от Совушки – совы (читает один ученик).

- Какую роль выполняет мягкий знак?

- Проанализируйте, где может находиться в слове мягкий знак?

- А где не может?

- А какой буквы «мягкий знак» не бывает?

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

- Смысл пословицы в том, что лучше быть скромным, чем задирать нос, даже если ты пользуешься большой популярностью.

- Пословица поясняет, что скупость и бережливость – разные понятия. Скупость – нежелание что-либо отдавать, расставаться с чем-то.

- Смысл пословицы в том, что прежде чем что-то сделать, нужно прислушаться к своему внутреннему голосу - совести.

-Я бы хотел(а) также видеть в людях честность, доброту, порядочность, толерантность.

Закрашивают яблоки в соответствии с критериями выполнения задания.

Отвечают на вопросы учителя.

- ь.

- Это буква, которая, не обозначает звук.

- После согласных.

- Делает предыдущий звук мягким.

Варианты ответов детей.

Слушают прочитанное правило с учебника, отвечают на вопросы.

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. Р: выстраивать последовательность учебных операций;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.  Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

Доска, тетради, учебник

Дерево-карточка

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

-Чтобы научиться слышать мягкий знак в словах сыграем в игру, встаньте из-за парт. Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мел, мель, роль, конь, шкаф, книга, семья, кость, хор, лось, глухарь, медведь, рысь, лани, олень, метель.

- Закончили. Присаживайтесь.

Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем.

-Брат – член семьи, брать – взять что-нибудь.

Смысл слова изменился от мягкого знака в слове.

Фоновая музыка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф М: практический

Групповая работа.

 - У вас на столах лежат карточки, предлагаю разделиться на группы и выполнить карточку сообща.

Задания:

Напишите слова, в которых нет мягкого знака.

- Напишите слова, в которых есть мягкий знак.

- Встречались ли слова связанные с летом? Если да, то выпишите их?

- Встречается ли в этих словах мягкий знак?

Вопросы от учителя.

- Ребята, чему мы учились, выполняя это упражнение?

-Давайте разберём ваши ответы, кто-то один из группы назовёт ответы на задания.

-Отлично, а теперь возьмите рисунок яблони. Если вы допустили 1-2 ошибки при определении наличия в словах мягкого знака, закрасьте яблоко зеленым. Закрасьте яблоко желтым, если вы допустили 3-6. Закрасьте яблоко красным, если у вас было больше 6 ошибок.

Разделяются на группы и выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Раздаточный материал с заданиями

Дерево-карточка

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф М: репродуктивный

П:чтение

 Ребята, какой этап урока мы прошли?

- На какой этап урока переходим?

 Работа по учебнику.

- Найдите упражнение №203. Прочитайте его про себя. Как прочитаете, поднимите свои глазки на меня.

- Что обозначает каждое слово?

- Отчего изменился смысл слова?

- Что можно сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

  -  К какому слову эта схема?

Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову мель?

  - К какому слову эта схема?

Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову галька?https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/20/s_61e9507d01db9/phpMLICTy_Teh.-karta-RYA.-Nyagkij-znak_html_5105ed6fd7d69349.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/20/s_61e9507d01db9/phpMLICTy_Teh.-karta-RYA.-Nyagkij-znak_html_2bdff5560a79df4c.gif

- Возьмите рисунок яблони. Если вы справились с заданием, смогли верно, ответить на вопросы, закрасьте яблоко зеленым цветом. Закрасьте яблоко жёлтым, если вы не смогли ответить на 2-3 вопроса. Закрасьте яблоко красным, если у вас не чего не получилось.

- У вас на столах лежат карточки (Приложение 1), после чего вы проверите карточку у соседа по парте. На выполнение 2 минуты, можете приступать.

- Взгляните на экран (слайд), найдите ключ к тесту. Проверьте работу соседа по парте, поменявшись тетрадями. За каждый правильный ответ поставьте соседу «+». Посчитайте все знаки «+». Поменяйтесь тетрадями снова. Закрасьте яблоко зеленым, если у вас 5 плюсов, закрасьте яблоко желтым, если у вас 4-3 плюса, закрасьте яблоко красным если у вас 2-1 плюс.

Игра «Слушаем звук». (Слуховой диктант)

- Приготовьте синюю и зелёную карточки. Возьмите синюю в правую руку, а зелёную в левую руку. Я называю слова. Если на конце слова твёрдый согласный, то вы показываете синюю карточку, если на конце слова мягкий согласный – зелёную.

Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, день, стол, мост, соль, мел, кот, тень.

 - Изучение нового.

- Закрепление.

Читают упражнение устной работы.

Отвечают на вопросы.

- Звуков меньше чем букв.

- Мел.

- Галка

- Звук вне слияния [л], превратить в слияние [л’].

Выполняют задания на карточках.

Проверяют соседа по парте.

Оценивают свою работу закрашивая блоки на дереве.

Познавательные УУД :

-обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях;

Регулятивные УУД:

- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; 

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Учебник

Тетради

Дерево-карточка

Цветные карточки ответов

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф М: беседа П: ответы на вопросы

Ф М: практический

Проверка изученного материала.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы поставили? Достигли ли мы ее?

- С каким правилом познакомились?

- Приведите приметы слов с мягким знаком

 На протяжении урока мы закрашивали яблоки на яблоне, посмотрев на них, вы можете пронаблюдать насколько вы были успешны на уроке, насколько вы хорошо усвоили новый материал. Найдите большое яблоко на яблоне и закрасьте его зеленым, если у вас большая часть яблок закрашены зеленым, закрасьте большое яблоко желтым, если большая часть яблок у вас закрашены желтым.

Отвечают на вопросы, закрашивают яблоки, самооценивают изучение проходимой темы.

Регулятивные УУД:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

-проявление самостоятельности и инициативы.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли, управлять поведением

партнёров,

планирование сотрудничества

 Личностные УУД:

-оценка своих и чужих поступков.

Коммуникативные УУД:

-умение строить высказывание с учётом норм языка.

Дерево-карточка

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Какое задание было для вас самым трудным и почему?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Над чем еще нужно поработать?

- За что вы можете себя похвалить?

- Посмотрите на свои яблони, в конце урока нужно будет их сдать вашему учителю и подписать фамилии, чтобы учитель могла проверить насколько вы освоили сегодняшнюю тему.

- На этом наш урок окончен, спасибо вам за работу, ребята. Вы большие молодцы. Хорошего дня и солнечного настроения!


Делятся впечатлениями и отвечают на вопросы.

Прощаются с учителем, сдают деревья.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России" по теме "Роль прилагательных в тексте"...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Правописание и перенос слов с разделительным мягким знаком."...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе УМК " Школа России" - "Роль имён прилагательных в тексте"

Данная технологическая карта составлена в соответствии с тербованиями ФГОС НОО по технологии эвристического обучения...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России...