Урок по теме "Суффиксы ик и ек"
план-конспект урока по русскому языку

Сенькевич Марина Валерьевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_ek_ik.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Организационный этап

1. Организационный момент

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Валерьевна, я проведу у вас урок русского языка.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Ребята, а знаете ли вы, кто такие исследователи?

- Правильно! (Исследователи- это люди, которые занимаются научными исследованиями.)

- Сегодня мы будем исследователями. Откроем ещё одну тайну

русского языка, которая поможет нам сделать шаг на пути к

грамотному письму.

Результат урока будет зависеть от совместной работы. Будьте

внимательны и наблюдательны.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Актуализация ранее полученных знаний.

-На ваших столах лежат рабочие листы, в которых мы будем сегодня выполнять все виды работ (упражнения).

-Запишите число, классная работа на верхних двух строчках листа.

Минутка чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем гласную букву которая живет в КОРНЕ первого слова, в ОКОНЧАНИИ второго слова, в ПРИСТАВКЕ третьего слова,в СУФФИКСЕ четвертого слова.

На экране картинки(коса,поезд,окно,волчок)

-Какую букву мы будем выписывать? Букву О

Пропишите строчную букву О 6 раз на одной строке,

а на следующей строке сочетание гласной О с шестью согласными

с нижним соединением.

-Молодцы, ребята!

Словарная работа.

-Перед вами лежит  ФИЛВОРД.

-В нем спрятаны словарные слова на букву Ка.

-Посмотрите внимательно на него и попробуйте найти как можно больше слов.

- Кто уже нашел слово?

-Записываем слова, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую безударную гласную и другие орфограммы.

- Молодцы!

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

- Обратите внимание на экран! Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ.

(Предлог –лишнее слово, это часть речи, остальные слова – обозначают части слова.)

-Умнички! Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

-Попробуйте  тогда отгадать эту сложную загадку

      Он все время занят делом

     Он не может зря идти

     Он идёт и красит белым

Всё,что видит на пути

(снег)

- Как быстро вы отгадали, какие же вы умные!

- Давайте запишем это слово под упражнением 1.

-Образуйте ОДНОКОРЕННЫЕ слова.

СНЕГ-СНЕЖОК-ПОДСНЕЖНИК
-Ребята, а теперь разберите эти слова по составу по алгоритму.

-Какую часть слова нужно выделить первой и тд

-Молодцы!

- Посмотрите внимательно и скажите, какая орфограмма живет в корне этих слов? ( Безударная гласная)

- Какие из этих слов являются проверочными, а какое проверяемое?

-Правильно.

Я убедилась, что вы настоящие знатоки русского языка и знаете несколько секретов, которые встречаются в корне слов.

Открытие новых знаний

- В правописании других частей слова тоже есть много секретов и загадок. Один  из секретов мы сегодня должны разгадать и исследовать.

На доске слова

ключ__к

замоч__к

- В какой части слова пропущены буквы?

Все буквы пропущены в суффиксе.

-А давайте поставим ударение в этих словах. Что вы заметили?

(что на эти пропущенные буквы не падает ударение, значит, они безударные).

-А знаем ли мы правило про безударные гласные в суффиксе? Нет.

-Вот этот секрет мы сегодня с вами и разгадаем.

-Чтобы понять правописание суффиксов екик, нужно изменить форму слова

-Как можно изменить форму слова? Из единственного числа сделать множественное.

Давайте попробуем:

Ключик-ключики

Замочек-замочки

Обратите внимание на суффиксы –ик –ек.

В первой паре слов: в слове ключик суффикс –ик, а в слове ключики? Тоже –ик

Смотрим на вторую пару слов:

Замочек суффикс –ек, а в слове замочки? Гласная –е выпала.

Давайте попробуем сформулировать правило:

Если при изменении формы слова гласная остаётся на месте –пишем И

Если при изменении формы слова гласная выпадает – пишем Е

(на слайде вывод, работа с правилом в учебнике)

ФИЗМИНУТКА

Первичное закрепление

Обратите внимание на экран.

Перед вами два столбика слов. Мы должны найти пару каждому слову.

А теперь вставим пропущенные буквы, опираясь на наш вывод.

Слова в два столбика (ед.ч   и   мн.ч)

- Что происходит с гласной суффикса -ек в первой группе слов?

(в первой группе гласная е есть в первом слове, но исчезла во втором слове)

- Что происходит с гласной суффикса в первой группе слов?

(Гласная и есть в суффиксе первого слова, и сохранилась она и в суффиксе второго слова)

Сейчас мы с вами запишем эти слова в окошко на рабочем листе. Откройте его.( Дети распределяют слова в два столбика.)

Упражнение 2. ОКОШКО

Рефлексия учебной деятельности.

        

- Ребята, а вы любите играть в крестики нолики,?

- Сейчас мы с вами поиграем в эту игру необычным способом, и я проверю, кто из вас  внимательный.

ИГРА

- Посмотрите на карточку. На ней в квадратах записаны слова с орфограммой в изученных суффиксах. Вам необходимо вставить пропущенную букву и закрасить только те квадраты со словами, в которых живёт суффикс ИК –красным карандашом.

ПРОВЕРЯЕМ.

ХВАЛИШЬ

Итог урока

ДЗ

-Сегодня на уроке мы с вами были исследователями и узнали ещё одну тайну русского языка.

- Спасибо за внимание и работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...