Урок по теме "Суффиксы ик и ек"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | 1. Организационный момент Приветствие. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Валерьевна, я проведу у вас урок русского языка. Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас. Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. Ребята, а знаете ли вы, кто такие исследователи? - Правильно! (Исследователи- это люди, которые занимаются научными исследованиями.) - Сегодня мы будем исследователями. Откроем ещё одну тайну русского языка, которая поможет нам сделать шаг на пути к грамотному письму. Результат урока будет зависеть от совместной работы. Будьте внимательны и наблюдательны. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи! | |
Актуализация ранее полученных знаний. | -На ваших столах лежат рабочие листы, в которых мы будем сегодня выполнять все виды работ (упражнения). -Запишите число, классная работа на верхних двух строчках листа. Минутка чистописания. Сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем гласную букву которая живет в КОРНЕ первого слова, в ОКОНЧАНИИ второго слова, в ПРИСТАВКЕ третьего слова,в СУФФИКСЕ четвертого слова. На экране картинки(коса,поезд,окно,волчок) -Какую букву мы будем выписывать? Букву О Пропишите строчную букву О 6 раз на одной строке, а на следующей строке сочетание гласной О с шестью согласными с нижним соединением. -Молодцы, ребята! Словарная работа. -Перед вами лежит ФИЛВОРД. -В нем спрятаны словарные слова на букву Ка. -Посмотрите внимательно на него и попробуйте найти как можно больше слов. - Кто уже нашел слово? -Записываем слова, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую безударную гласную и другие орфограммы. - Молодцы! | |
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | - Обратите внимание на экран! Прочитайте слова. Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа. - Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. (Предлог –лишнее слово, это часть речи, остальные слова – обозначают части слова.) -Умнички! Ребята, а вы любите отгадывать загадки? -Попробуйте тогда отгадать эту сложную загадку Он все время занят делом Он не может зря идти Он идёт и красит белым Всё,что видит на пути (снег) - Как быстро вы отгадали, какие же вы умные! - Давайте запишем это слово под упражнением 1. -Образуйте ОДНОКОРЕННЫЕ слова. СНЕГ-СНЕЖОК-ПОДСНЕЖНИК -Какую часть слова нужно выделить первой и тд -Молодцы! - Посмотрите внимательно и скажите, какая орфограмма живет в корне этих слов? ( Безударная гласная) - Какие из этих слов являются проверочными, а какое проверяемое? -Правильно. Я убедилась, что вы настоящие знатоки русского языка и знаете несколько секретов, которые встречаются в корне слов. | |
Открытие новых знаний | - В правописании других частей слова тоже есть много секретов и загадок. Один из секретов мы сегодня должны разгадать и исследовать. На доске слова ключ__к замоч__к - В какой части слова пропущены буквы? - Все буквы пропущены в суффиксе. -А давайте поставим ударение в этих словах. Что вы заметили? (что на эти пропущенные буквы не падает ударение, значит, они безударные). -А знаем ли мы правило про безударные гласные в суффиксе? Нет. -Вот этот секрет мы сегодня с вами и разгадаем. -Чтобы понять правописание суффиксов екик, нужно изменить форму слова -Как можно изменить форму слова? Из единственного числа сделать множественное. Давайте попробуем: Ключик-ключики Замочек-замочки Обратите внимание на суффиксы –ик –ек. В первой паре слов: в слове ключик суффикс –ик, а в слове ключики? Тоже –ик Смотрим на вторую пару слов: Замочек суффикс –ек, а в слове замочки? Гласная –е выпала. Давайте попробуем сформулировать правило: Если при изменении формы слова гласная остаётся на месте –пишем И Если при изменении формы слова гласная выпадает – пишем Е (на слайде вывод, работа с правилом в учебнике) ФИЗМИНУТКА | |
Первичное закрепление | Обратите внимание на экран. Перед вами два столбика слов. Мы должны найти пару каждому слову. А теперь вставим пропущенные буквы, опираясь на наш вывод. Слова в два столбика (ед.ч и мн.ч) - Что происходит с гласной суффикса -ек в первой группе слов? (в первой группе гласная е есть в первом слове, но исчезла во втором слове) - Что происходит с гласной суффикса в первой группе слов? (Гласная и есть в суффиксе первого слова, и сохранилась она и в суффиксе второго слова) Сейчас мы с вами запишем эти слова в окошко на рабочем листе. Откройте его.( Дети распределяют слова в два столбика.) Упражнение 2. ОКОШКО | |
Рефлексия учебной деятельности.
| - Ребята, а вы любите играть в крестики нолики,? - Сейчас мы с вами поиграем в эту игру необычным способом, и я проверю, кто из вас внимательный. ИГРА - Посмотрите на карточку. На ней в квадратах записаны слова с орфограммой в изученных суффиксах. Вам необходимо вставить пропущенную букву и закрасить только те квадраты со словами, в которых живёт суффикс ИК –красным карандашом. ПРОВЕРЯЕМ. ХВАЛИШЬ | |
Итог урока ДЗ | -Сегодня на уроке мы с вами были исследователями и узнали ещё одну тайну русского языка. - Спасибо за внимание и работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...