Русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Уренева Елизаветы Владимировны
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | ОНЗ |
Тема урока | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных |
Цель урока | Знакомство учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные |
Задачи урока | Образовательные: 1.Познакомить учащихся с правописанием собственных и нарицательных имен существительных через формулирование правила и выполнения упражнений. 2.Формировать у учащихся умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные через устную беседу и выполнение упражнений. 3.Формировать у учащихся умения правильно употреблять собственные и нарицательные имена существительные в речи и на письме. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к предмету "Русский язык" через использование разнообразных форм работы. 2.Воспитывать аккуратность у учащихся через проговаривание правил оформления записи в тетради. 3.Воспитывать бережное отношение к учебникам через проговаривание правил. Развивающие: 1.Способствовать развитию коммуникативных навыков через устную беседу. 2.Способствовать развитию мыслительных операций через выполнение упражнений. 3.Развивать навыки самоконтроля через оценивание своей деятельности на уроке. |
Основные термины, понятия | Собственные и нарицательные имена существительные |
Планируемые результаты:
Предметные умения -уметь применять правила при работе с текстом и упражнением; -уметь распознавать собственные и нарицательные имена существительные; -уметь правильно употреблять собственные и нарицательные имена существительные. | Личностные результаты: 1. Формирование положительного отношения к предмету «Русский язык». 2.Формирование способности объективно оценивать свою деятельность. 3.Формирование личностного смысла учения и развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные УУД: 1.Формирование умения самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения. 2.Формирование умения составлять алгоритм выполнения заданий на уроке. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации. Познавательные УУД: 1.Развитие навыков грамотного, аккуратного и каллиграфического письма. 2.Развитие способности делать умозаключения. 3.Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2.Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 3.Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. |
План урока:
1. Самоопределение к деятельности.
1.1. Приветствие.
1.2. Настрой на работу.
1.3.Проверка готовности к уроку.
2. Минутка чистописания
2.1. Работа с пословицей.
3. Целеполагание.
4. Работа по теме урока.
4.1. Работа по учебнику.
4.2.Работа ленинг апс.
5. Закрепление знаний.
5.1. Игра «Самый внимательный» на закрепление материала.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности 1 минута | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята! Настроим себя на позитивное настроение и продуктивную работу на нашем уроке! 1.2. Настрой на работу Долгожданный дан звонок – 1.3. Проверка готовности к уроку -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать дневник, пенал, тетрадь, учебник и карточки в виде раздаточного материала. Всё остальное нужно убрать в сумку. -Присаживайтесь. | Приветствуют учителя.
|
2. Минутка чистописания 1 минута | 2.1.Работа с пословицей. -Ребята, откройте свои тетради. Отступите две строки вниз и запишите число, классная работа. Сегодня 7 июня. Спинки держим ровно, пишем аккуратным, красивым подчерком. Кто готов, поставьте руку на локоток. -Обратите внимание на доску, (имя учащегося), прочитай нам эту пословицу. -Хорошо, (имя учащегося), как ты понимаешь смысл данной пословицы? -Отлично, (имя учащегося), а ты как понял смысл данной пословицы? -Совершенно верно. Ребята, спишите данную пословицу к себе в тетрадь, пишем аккуратным и красивым подчерком. | Записывают число, классная работа. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Ответ учащегося. Записывают пословицу. |
3. Целеполагание 3 минуты | - Прочитайте слова, записанные на экране. ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)-слайд №1 - Какой частью речи они являются? - Почему вы так решили? -Молодцы! - Как можно разделить данные существительные на две группы? - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? -Совершенно верно! -Какие слова отнесем к первому столбику «неодушевленные имена существительные», а какие во второй столбик –«одушевленные» - Хорошо, давайте проверим, внимание на слайд. на слайде №2 : солнце девочка утро мальчик город щенок -Отлично, молодцы! Пройденный материал вы хорошо усвоили. -Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо поработать в парах на карточках. (Имя учащегося), какие правила при работе в парах ты помнишь? -Все верно. На ваших столах лежат карточки, возьмите карточку №1. Вам необходимо распределить слова по группам: имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. По окончанию работы поставьте руку на локоток, и мы сверим ваши ответы с эталоном на слайде. -Вижу вашу готовность. Давайте сверим ваши ответы, внимание на слайд. Слайд №3. -Поднимите руку, кто заполнил таблицу без ошибок. -Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков, кто может ответить? -Вижу, у вас возникли затруднения. Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего - нарицательными именами существительными. -Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? -Верно. Тема нашего урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.» слайд №4 А что будет целью нашего урока? -Совершенно верно! -Чтобы достичь цель, поставим перед собой задачи, продолжите фразы, которые представлены на слайде. Слайд №5 |
-Именем существительным. -Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? -Одушевлённые и неодушевлённые. -Ответ учащихся. -Ответ учащихся. -Нужно работать сообща не перебивать, учитывать мнение товарища. Ставят руку на локоток. -Сегодня на уроке мы будем изучать собственные и нарицательные имена существительные. -Цель нашего урока: «Знакомство с собственными и нарицательными именами существительных». -Сегодня на уроке я узнаю… -Сегодня на уроке я научусь…. |
4. Работа по теме урока. 7 минут | 4.1. Работа по учебнику. -Ребята, откройте учебник на странице…(51)С учебником работаем бережно, ведь это труд многих людей. -Прочитайте правило на странице (52) и (53) -(Имя учащегося), что такое собственные имена существительные? -(Имя учащегося), что такое нарицательные имена существительные? -Хорошо, выполним упражнение 89. Вам нужно подобрать к каждому из слов собственное имя существительное и записать как в образце. -Посередине строки записываем «Упражнение 89». На следующей строчке начинаем выполнять, обратите внимание, пишем с красной строки, в столбик. - Не забываем про осанку, спину держим ровно, пишем красивым подчерком. По окончанию, поставьте руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность. -Вижу вашу готовность, (Имя учащегося), зачитай первые две пары. -Хорошо, (имя учащегося), что получилось у тебя, зачитай оставшиеся. -Молодцы! 4.2.Задание лёнинг апс./Работа на карточках. -(Имя учащегося), пойдет выполнять задание на интерактивной доске. Остальные в это время выполняют задание на карточках. -Вам нужно выбрать и подчеркнуть заглавную или строчную букву из скобок. Для начала определите какое лексическое значение имеет слово, затем вы сможете определить какая буква пишется в данном слове, заглавная или строчная. Можете приступать, ваши ответы сверим с документ камерой. Подчеркиваем простым карандашом под линейку! Карточка 2: У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши. Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля. Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов. Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков. - Проверим как вы справились с заданием. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и проверьте его работу. После проверки поставьте отметку и обменяйтесь карточками обратно. (у одного проверить самой, т.к учеников нечетное кол-во). -Какие отметки вы получили, есть те, кто допустил ошибку? | -Ответы учащихся. -Ответы учащихся. Ставят руку на локоток. -Ответ учащегося. -Ответ учащегося. Выполняют задание. Обмениваются карточками и сверяют с документ камерой. -5! Нет. |
5. Закрепление знаний. 1 минута | 5.1. Игра «Самый внимательный» на закрепление материала. Обратная связь при помощи сигнальных карточек. - Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то поднимите зелёный светофор, если нет – красный. 1) Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. (Зелёный) 2) Клички животных пишутся с маленькой буквы. (Красный) 3) Географические названия пишутся с большой буквы. (Зелёный) 4) Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, собака, Черняховск, река. (Красный) | Внимательно слушают и выполняют задание. |
6. Подведение итогов урока. 1 минуты | -Какую цель мы перед собой ставили? -Кто считает, что мы достигли цель урока, поднимите руку. | -Цель урока: «Знакомство с собственными и нарицательными именами существительных». Поднимают руку. |
7. Домашнее задание. 1 минута | -Ребята, откройте свои дневники и запишите домашние задание, которое представлено на слайде. -Выучить правила на стр. 52-53, выполнить упражнение 90 на странице 53. Вам необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы и расположить их в алфавитном порядке. | Записывают домашнее задание в дневники. |
8. Рефлексия деятельности. 1 минута | -Ребята, наш урок подошёл к концу, подведём итоги. На ваших партах лежат карточки, поднимите зеленую карточку, если… и красную карточку, если …. -Хорошо, ну ничего, на следующем уроке она обязательно постарается быть активнее! -Сегодня за урок я поставлю отметку 5 (имена учащихся), а отметкой 4 оцениваю (имена учащихся),остальным желаю быть активнее. У кого были какие-либо затруднения , не расстраивайтесь в следующей раз у вас все получится. - Наведите порядок на своем рабочем месте. Урок окончен! | -Я бы поставила (имя учащегося) отметку 5, она активно работала на уроке. -Я бы поставила отметку 4, так как она мало отвечала на уроке. Наводят порядок на рабочем столе. |
Раздаток на задание в парах (3шт)
Карточка №1
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
ИМЯ | ОТЧЕСТВО | ФАМИЛИЯ | |
Задание индивидуальное (5 шт) + одно для документ камеры (выполненное), пока один работает с ленинг апс. Проверка по документ камере!
Карточка №2
У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши. Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля. Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов. Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.
Карточка №2
У малышки (Г, г)руши в корзине (Г, г) руши. Тетя (П, п) оля вернулась с (П, п) оля. Денис (С, с) кворцов смотрел на (С, с) кворцов. Алеша (В, в) асильков нарвал букет (В, в) асильков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56058.jpg)
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-567336-1611046333.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939918-1503074937.jpg)
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-3545-1494694057.jpg)
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1174252-1578831643.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-3545-1494694057.jpg)
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....