Технологическая карта урока русского языка. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Керимова Хошгадам Маджнун кызы

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных. 

Цель урока: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Задачи урока: 

Дидактические:

      1. Познакомить детей с новым способом обозначения мягкости согласного звука на письме.

      2. Отрабатывать умение обозначать мягкость согласных звуков в середине и конце слова «мягким знаком».

Развивающие:

      1. Отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.

      2. Развивать устную и письменную речь.

      3.Развивать фонематический слух.

Предметные:

       1. Читать слова с ь в середине и конце, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.

       2. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова.

       3. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.

       4. Объяснять роль буквы ь.

Личностные:

       1. Сохранять мотивацию к учёбе.

       2. Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

       3.Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 17.05.2023

Школа: МОУ «Вагановская СОШ»

Класс: 1

Урок: 1

Время:9.00           Кабинет: 2

Студент: Керимова Хошгадам Маджнун кызы

Группа: 201

Учитель: Ефименко.Л.А

Методист: Ткаченко.Е.А

Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласных»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить детей с новым способом обозначения мягкости согласного звука на письме.
  2. Отрабатывать умение обозначать мягкость согласных звуков в середине и конце слова «мягким знаком».

Предметные:

  1. Читать слова с ь в середине и конце, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.
  2. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова.
  3. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.
  4. Объяснять роль буквы ь.

Развивающие:

  1. Отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
  2. Развивать устную и письменную речь. 
  3. Развивать фонематический слух.

Личностные:

  1. Сохранять мотивацию к учёбе.
  2. Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
  3. Осознавать роль языка и речи в жизни людей 

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к чтению. 
  2. Воспитывать потребность четко и правильно выражать свои мысли.

УМК: Учебник В. Г. Горецкого «Русская азбука». С. 134-135

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактив-ное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Ф

Группа наглядных методов: демонстрация слайдов

Создаёт эмоциональный настрой.

-- С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Повторяют правила поведения

Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению, проявление этических норм поведения.

Коммуникативные: планирование, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение функций участников.

Презентация

Актуализация к знаниям

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Ф

Группа практических методов: упражнения.

Группа словесных методов: беседа

Минутка чистописания

Организует повторение знаний

Лёд,  ряд, соль, рис, мел, люк.

- Что общего во всех этих словах?

- Какое слово лишнее?  Почему?

- Как обозначили мягкость звука [л'] на письме?

-Какие ещё буквы могут указывать на мягкость стоящего перед ним согласного?

Поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». Я буду называть слова, а вы с помощью карточек покажете как слышатся согласные.

День, ток, сок, мель, рак, пеньки, деньки, том, сом, тень.

Пишут в тетради (прописях)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: контроль деятельности при выполнении задания, проверка правильности.

Познавательные: (синтез –моделирование) развитие умения анализировать познавательный объект.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

планирование учебного сотрудничества.

Презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

демонстрация слайда

Подводит к формулированию темы и цели урока.

-Почему допустили ошибки? Почему разное написание слов?( Не знаем какая ещё буква смягчает согласный?) Знакомство с буквой « мягкий знак».

(показ буквы)

- На что похожа буква «ь»?

Буква Р (эр) перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

 Сообщение темы.

-На уроке будем различать и читать слова с «мягким знаком» в речи, понаблюдать в чём «секрет» этой буквы.

А теперь попробуем определить цели урока.

-Чему  мы  будем  учиться?

-Как  вы  думаете, вторая  запись- это  группа  предложений  или  текст? Почему?

Отвечают на вопросы.

Пробуют формулировать тему и цели урока.

 Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: развитие готовности к сотрудничеству.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

совместное определение цели.

Презентация

Открытие нового знания

(7 мин)

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Ф

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов:

демонстрация слайдов

Организует «открытие» нового знания

- Определим. что мы знаем  о мягком знаке.

На доске карточки:

Ь

звук

буква

обозначает твёрдость согласного звука

обозначает мягкость согласного звука

не обозначает звука

не обозначает буквы

пишется в конце слова

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

применяет правила

делового

сотрудничества.

Регулятивные:

удерживает решение

учебной задачи:

выбирает действия в

соответствии с

поставленной задачей

Познавательные:

Дополняют и расширяют

имеющиеся знания и

представления о новом

изучаемом предмете;

извлекают

необходимую

информацию из

прослушанного

объяснения,

систематизируют

собственные

знания.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга,

могут работать в

паре.

Презентация

Карточки

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, уголь, шест, угольки, двадцать,  хор.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

демонстрация слайдов

Группа практических методов: упражнения

Организует работу по первичному закреплению.

Наблюдение над ролью «мягкого знака» в речи.

-После каких букв стоит «мягкий знак»?

-Закройте пальчиком букву «Ь». Прочитайте слова. Что изменилось?

-Какую работу выполняет «мягкий знак»?

Звуко – буквенный анализ слов «гусь», «дверь».

г усь-4 б., 3 з.

дверь-5 б., 4 з.

-Определите количество букв и звуков в речи?

-Почему количество букв и звуков не совпадает?

-Откройте секрет буквы «ь».

-Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не передаёт звука.

Сказка «Фокусник».

-Почему сказка называется «фокусник»?

-Я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым…

«Ел» превращается в «ель».

Консервная «банка» - в теплую «баньку».

«Мел» - в «мель».

Вы хотите в игре сыграть ещё один «кон» - видим, как на лугу стоит «конь».

Похвастался Мягкий знак: -Я – самый волшебный!

-Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса?

Сравнение слов.

(На слайде:)

Ел – ель

Банка – банька

Мел – мель

Кон – конь

-В чём отличие слов 1 и 2 столбиков? (Количеством букв.)

- В чём сходство? (Количеством звуков.)

-Почему? («Мягкий знак» звука не передаёт.)

-Что делает «мягкий знак» с впереди стоящим согласным? (Смягчает.)

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Личностные :

определять общие для всех правила поведения;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей),

определять правила работы в парах.

Регулятивные:  работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

 отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

уметь находить и выделять необходимую информацию;

уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Презентация

Самостоятельная работа  (4 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Ф, И

Группа практических методов: выполнение задания

Организует самостоятельную работу.

На доске слова:

Учит. ль, п.льто, м . дведь, к . льцо, сл.варь, п. сьмо.

-Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.

- Что в них общего в этих словах?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: коррекция, выбор действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Включение в систему знаний

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Группа словесных методов: беседа.

Группа наглядных методов:

демонстрация слайдов

Группа практических методов: упражнения.

Организует включение в систему знаний.

Работа со скороговоркой.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Чтение слов с «мягким знаком» в «Русской азбуке.» с. 135

-Какие согласные буквы передают согласные мягкие звуки? Почему?

Работа над анаграммами. Работа в группах.

-Угадай название животных.

Леньо – олень

Сырь – рысь

Дальшо – лошадь

Соль – лось

Дедвемь – медведь

Сравнение, обобщение, классификация.

-Что общего? (Животные. С «ь» знаком на конце слова.)

-Найди лишний предмет. Почему? (Лошадь – домашнее животное. Остальные – дикие животные.)

-Чем отличается жизнь диких животных от домашних?

Составление рассказа по картинке. с. 134 «Лось.»

Работа с текстом с. 135

- Самостоятельное чтение.

-Чтение «по цепочке» с комментированием.

-Словарная работа.

нет преград - нет никаких непреодолимых препятствий

лесные заросли – лес непроходимый, обильно заросший

-Беседа по содержанию.

-Как можно озаглавить текст?

-Почему?

-Как мальчики помогали животным?

-Как люди должны помогать животным зимой? Почему?

Почему так говорят? (объясни пословицы) с. 134

-Красна птица опереньем, а человек уменьем.

-Сентябрь холоден, да сыт.

-Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Познавательные:

 ориентироваться в содержании предмета; Коммуникативные:  аргументировать свое мнение.

 Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Регулятивные:

 работать самостоятельно;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:  слушать и понимать речь других;

уметь  выражать свои мысли.

Презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Ф

Группа словесных методов: беседа

Подводит итог урока.

-Наш урок подходит к концу, скажите:
Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Что на уроке вам показалось самым сложным, а что понравилось?

-Какими знаниями, полученными сегодня на уроке вы можете гордиться?

-Что ещё узнали про «мягкий знак»?

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные :

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Мягкий знак как показатель мягкости"

Урок составлен в соответствии по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Урок дополняется презентацией...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Технологическая карта урока  русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...