Технологическая карта урока русского языка. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных.
Цель урока: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомить детей с новым способом обозначения мягкости согласного звука на письме.
2. Отрабатывать умение обозначать мягкость согласных звуков в середине и конце слова «мягким знаком».
Развивающие:
1. Отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
2. Развивать устную и письменную речь.
3.Развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Читать слова с ь в середине и конце, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.
2. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова.
3. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.
4. Объяснять роль буквы ь.
Личностные:
1. Сохранять мотивацию к учёбе.
2. Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
3.Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 17.05.2023 Школа: МОУ «Вагановская СОШ» Класс: 1 Урок: 1 Время:9.00 Кабинет: 2 | Студент: Керимова Хошгадам Маджнун кызы Группа: 201 Учитель: Ефименко.Л.А Методист: Ткаченко.Е.А |
Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласных»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: Учебник В. Г. Горецкого «Русская азбука». С. 134-135
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактив-ное оборудование | ||||||||
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Группа наглядных методов: демонстрация слайдов | Создаёт эмоциональный настрой. -- С добрым утром. Начат день, Начинается урок. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. В стране родного языка | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Повторяют правила поведения | Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению, проявление этических норм поведения. Коммуникативные: планирование, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение функций участников. | Презентация | ||||||||
Актуализация к знаниям (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Ф Группа практических методов: упражнения. Группа словесных методов: беседа | Минутка чистописания Организует повторение знаний Лёд, ряд, соль, рис, мел, люк. - Что общего во всех этих словах? - Какое слово лишнее? Почему? - Как обозначили мягкость звука [л'] на письме? -Какие ещё буквы могут указывать на мягкость стоящего перед ним согласного? Поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». Я буду называть слова, а вы с помощью карточек покажете как слышатся согласные. День, ток, сок, мель, рак, пеньки, деньки, том, сом, тень. | Пишут в тетради (прописях) Отвечают на вопросы. | Регулятивные: контроль деятельности при выполнении задания, проверка правильности. Познавательные: (синтез –моделирование) развитие умения анализировать познавательный объект. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества. | Презентация | ||||||||
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: демонстрация слайда | Подводит к формулированию темы и цели урока. -Почему допустили ошибки? Почему разное написание слов?( Не знаем какая ещё буква смягчает согласный?) Знакомство с буквой « мягкий знак». (показ буквы) - На что похожа буква «ь»? Буква Р (эр) перевернулась- Мягким знаком обернулась. Сообщение темы. -На уроке будем различать и читать слова с «мягким знаком» в речи, понаблюдать в чём «секрет» этой буквы. А теперь попробуем определить цели урока. -Чему мы будем учиться? -Как вы думаете, вторая запись- это группа предложений или текст? Почему? | Отвечают на вопросы. Пробуют формулировать тему и цели урока. | Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: развитие готовности к сотрудничеству. Познавательные: формулирование познавательной цели. Коммуникативные: совместное определение цели. | Презентация | ||||||||
Открытие нового знания (7 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Группа словесных методов: беседа. Группа наглядных методов: демонстрация слайдов | Организует «открытие» нового знания - Определим. что мы знаем о мягком знаке. На доске карточки:
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Личностные: применяет правила делового сотрудничества. Регулятивные: удерживает решение учебной задачи: выбирает действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, могут работать в паре. | Презентация Карточки | ||||||||
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок. Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, уголь, шест, угольки, двадцать, хор. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||||||||||
Первичное закрепление (4 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, И Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: демонстрация слайдов Группа практических методов: упражнения | Организует работу по первичному закреплению. Наблюдение над ролью «мягкого знака» в речи. -После каких букв стоит «мягкий знак»? -Закройте пальчиком букву «Ь». Прочитайте слова. Что изменилось? -Какую работу выполняет «мягкий знак»? Звуко – буквенный анализ слов «гусь», «дверь». г усь-4 б., 3 з. дверь-5 б., 4 з. -Определите количество букв и звуков в речи? -Почему количество букв и звуков не совпадает? -Откройте секрет буквы «ь». -Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не передаёт звука. Сказка «Фокусник». -Почему сказка называется «фокусник»? -Я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым… «Ел» превращается в «ель». Консервная «банка» - в теплую «баньку». «Мел» - в «мель». Вы хотите в игре сыграть ещё один «кон» - видим, как на лугу стоит «конь». Похвастался Мягкий знак: -Я – самый волшебный! -Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса? Сравнение слов. (На слайде:) Ел – ель Банка – банька Мел – мель Кон – конь -В чём отличие слов 1 и 2 столбиков? (Количеством букв.) - В чём сходство? (Количеством звуков.) -Почему? («Мягкий знак» звука не передаёт.) -Что делает «мягкий знак» с впереди стоящим согласным? (Смягчает.) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Личностные : определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей), определять правила работы в парах. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Презентация | ||||||||
Самостоятельная работа (4 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Ф, И Группа практических методов: выполнение задания | Организует самостоятельную работу. На доске слова: Учит. ль, п.льто, м . дведь, к . льцо, сл.варь, п. сьмо. -Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов. - Что в них общего в этих словах? | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Личностные: проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний. Регулятивные: коррекция, выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. | |||||||||
Включение в систему знаний (5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Группа словесных методов: беседа. Группа наглядных методов: демонстрация слайдов Группа практических методов: упражнения. | Организует включение в систему знаний. Работа со скороговоркой. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели. Чтение слов с «мягким знаком» в «Русской азбуке.» с. 135 -Какие согласные буквы передают согласные мягкие звуки? Почему? Работа над анаграммами. Работа в группах. -Угадай название животных. Леньо – олень Сырь – рысь Дальшо – лошадь Соль – лось Дедвемь – медведь Сравнение, обобщение, классификация. -Что общего? (Животные. С «ь» знаком на конце слова.) -Найди лишний предмет. Почему? (Лошадь – домашнее животное. Остальные – дикие животные.) -Чем отличается жизнь диких животных от домашних? Составление рассказа по картинке. с. 134 «Лось.» Работа с текстом с. 135 - Самостоятельное чтение. -Чтение «по цепочке» с комментированием. -Словарная работа. нет преград - нет никаких непреодолимых препятствий лесные заросли – лес непроходимый, обильно заросший -Беседа по содержанию. -Как можно озаглавить текст? -Почему? -Как мальчики помогали животным? -Как люди должны помогать животным зимой? Почему? Почему так говорят? (объясни пословицы) с. 134 -Красна птица опереньем, а человек уменьем. -Сентябрь холоден, да сыт. -Октябрь землю покрыл где снегом, где листом. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Познавательные: ориентироваться в содержании предмета; Коммуникативные: аргументировать свое мнение. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Регулятивные: работать самостоятельно; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли. | Презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Группа словесных методов: беседа | Подводит итог урока. -Наш урок подходит к концу, скажите: Что на уроке вам показалось самым сложным, а что понравилось? -Какими знаниями, полученными сегодня на уроке вы можете гордиться? -Что ещё узнали про «мягкий знак»? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Личностные : устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Мягкий знак как показатель мягкости"
Урок составлен в соответствии по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Урок дополняется презентацией...
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...
Технологическая карта урока русский язык !Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
Урок рефлексии....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...