Конспект урока русского языка "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя
Школа: МБОУ "Школа-интернат" д. Березовка ФИ студента
Класс: 3 класс ФИО методиста
Кабинет:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Времена глаголов»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формировать представление об изменении глаголов по временам и научиться распознавать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать умения: распознавать глаголы; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число. 2. Формировать умения: проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы. | Предметные: 1. Умение отличать глаголы от других частей речи. 2. Умение находить и проверять орфограммы. 3.Научиться определять времена глаголов по вопросам. Личностные: 1. Умение слушать и выделять главное. 2. Формирование интереса к восприятию информации через творческие задания. 3.Стремление использовать полученные знания на практике. |
Развивающие: 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации. 2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников. | |
Воспитательные: 1.Воспитать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. 2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
УМК:Школа России, авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | - Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение. - В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. - Откройте свои рабочие тетради и запишите число. Сегодня у нас …. Классная работа. Подчеркните орфограммы в числе. | -Приветствуют учителя. Присаживаются на свои места. -Записывают число в рабочие тетради. -Подчеркивают орфограммы. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | 1. Минутка чистописания. -Давайте повторим соединения на одной строчке с ТЬ, на другой строчке с ТИ и на третьей строке ЧЬ. -Что вам напоминают эти сочетания? -Какие вы знаете глаголы, чтобы они имели соединения ТЬ, ТИ, ЧЬ? -Подчеркните эти соединения в словах. 2. Словарная работа. Картинный диктант. -Ребята, вы смотрите на картинку и записываете название этой картинки | -Прописывают сочетания. -Сочетания глаголов. -Беречь, стричь, прийти, прыгнуть и т.д -Подчеркивают соединения в словах. -Смотрят на картинки и записывают слова, затем проверяют со слайда и оценивают себя. Если выполнили без единой ошибки, то на полях ставят себе оценку 5, если одна ошибка, то 4, а если ошибок больше, то не ставят себе оценку. | К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции; |
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | - А сейчас сядьте удобно, поднимите глазки на меня и внимательно послушайте небольшую сказку. Есть один город в волшебной стране, который называется «Речь». Слова, которые в нём живут, ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать о том, что делают слова из другого города «Имя существительное». Стоит у них спросить: «Что делают? Что делали? Что будут делать? имена существительные», как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос им нужно задавать со словом «делать», иначе ответ не получишь. Вот такие деловые, эти слова. Со словами существительными они большие друзья. Когда же их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут о многом рассказать. - Как вы думаете о какой части речи говорилось в сказке? -Правильно, это глагол. -Давайте вспомним с вами, а же что такое вообще глагол? -Что вы знаете об этой части речи? -Сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд и прочитать предложения.(слайд) -Найдите в предложениях глаголы. Чем они отличаются? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -А цель? -Я с вами согласна. Тема нашего урока будет звучать так: Времена глаголов. А целью будет являться: научиться распознавать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. (слайд) | - Садятся удобно и внимательно слушают сказку. -О глаголе. -Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета. -Глаголы изменяются по числам, в предложении является сказуемым. -Читают предложения. -Находят в предложениях глаголы и их отличия. -формулируют цель и тему урока. | П: готовность к восприятию нового учебного материала. Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем К: формулиование ответа на вопросы. |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | - На слайде представлено четверостишье. Запишите себе его в рабочие тетради. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. -Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. -Правильно. Если глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили до момента речи и отвечают на вопросы (слайд) Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делали? Что сделали? – эти глаголы будут в прошедшем времени. -Теперь найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня. -Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? -Совершенно правильно. Глаголы, которые обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи и отвечают на вопросы (слайд) Что делаю? Что делаешь? Что делаем? Что делаете? Что делает? Что делают? Относятся к настоящему времени. -И теперь найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? -Правильно. Глаголы, которые обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи и отвечают на вопросы (слайд)Что буду делать? Что будешь делать? Что будем делать? Что будете делать? Что будет делать? Что будут делать? Что сделаю? Что сделаешь? Что сделаем? Что сделаете? Что сделает? Что сделают? Будут относиться к будущему времени. -Какую информацию вы сейчас узнали? -Откройте учебник на стр. 112 и познакомьтесь с правилом. ФИЗМИНУТКА | -записывают четверостишье в свои тетради. -Повеяло. - тает, бегут. -Настоящее. - засвищут, оденется. -Будущее. -Про времена глаголов и на какие вопросы они отвечают. -Открывают учебник на стр. 112 и знакомятся с правилом. -Смотрят видео и повторяют движения. | П: осознанное строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем К: формулирование ответа на вопросы. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | -Учащимся предлагаются карточки с вопросами. Они должны определить время каждого вопроса и написать пример. | -Работа по карточкам. Определяют время и подбирают примеры. | К: построение монологической речи и диалогических высказываний. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 3-4мин | -Теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить упр. 196 на стр. 112. Прочитайте задание. -Если всем понятно задание, то можете приступить к его выполнению. -Давайте проверим, какие предложения вы выписали. 1. Кончались (что делали? Прош. Вр.) вьюги и метели. 2. Прилетели (что сделали? Прош. Вр.) грачи. 3. На полях растаял (что сделал? Прош. Вр.) снег. 4. Ярче греет (что делает? Наст. Вр.) солнце. 5. Набухают (что делают? Наст. Вр.) почки на деревьях. 6. Летят (что делают? Наст. Вр.) на родину певчие птицы. 7. Скоро всё вокруг зазеленеет( что сделает? Буд. Вр.). 8. Расцветёт (что сделает? Буд. Вр.) душистая сирень. 9. Лес будет звенеть (будет что делать? Буд. Вр.) от птичьих голосов. - Кто выписал первое предложение? К какому времени оно относится? Как вы это поняли? -Кто выписал второе предложение? К какому времени оно относится ? Как вы это определили? И так с каждым предложением. (9 предложений) -Как мы определяли времена глаголов | -Желающий читает вслух задание, остальные следят за читающим. -Выполняют упражнение в тетрадях самостоятельно. -Один учащийся читает предложение, остальные проверяют так ли у них получилось. -По вопросам. | Л: установление связи между целью и результатом учебной деятельности; |
VII. Включение в систему знаний | 3-4мин | -Посмотрите на упр. 199 на стр. 113. -Прочитайте сказку-загадку про себя. -Давайте по цепочке выпишем из текста глаголы и укажем их время. Был (прош.Вр.), молчал(прош. Вр.), попискиваю(наст. Вр.), буду(буд. Вр.), говорят(наст. Вр.), встану(буд. Вр.), закричу(буд.вр.), взойдёт(буд.вр.) -Как мы определяли время глаголов? | -Открывают стр. 113 упр. 199. -Про себя читают сказку-загадку. -Был белым, гладким яйцом. Стал жёлтенький, пушистый цыпленок. Будет таким петушком». -Выходят по очереди к доске и выписывают глаголы, определяя их время, остальные учащиеся записывают в рабочие тетради. -По вопросам. | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | Подведение итогов. - О какой части речи мы сегодня говорили? - Что нового вы узнали сегодня о глаголе на уроке? -Как узнать время глаголов? Рефлексия. -Ребята, а какое время года у нас сейчас? -Вам нравится весна? -Правда иногда весна дождливая, холодная.. -Я предлагаю вам создать весеннюю атмосферу в классе. У вас на столах лежат цветочки. Нарисуйте на них свое настроение, которое вы получили от урока и прикрепите свои цветочки к вазе у доски. Посмотрите какая красивая, весенняя ваза у нас получилась. Я желаю, чтобы у вас всегда все получалось, было прекрасное настроение, как эта ваза с цветами. Домашнее задание. Стр. 112 повторить правила , упр. 197 Спасибо вам за урок, мне было приятно работать с вами. До свидания. | - О глаголе. -Глагол изменяется по временам. -Прошедшее, настоящее и будущее время. -Весна. -Ответы детей. -Изображают своё настроение на цветочках. -Прикрепляют цветочки к вазе на доску. | Л: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".
Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Урок предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка «Глагол как часть речи»
Тема:«Глагол как часть речи»Тип урока:Урок закрепления материалаЦель:продолжить формировать стойкое понятие о глаголе, продолжить учить выделять слова, являющиеся глаголами, среди дру...
Конспект урока русского языка. "Глагол.Обобщение"
Урок по ТРКМ...