Значение предмета "Русский язык" в начальной школе
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс)

анжелика николаевна исаева

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».

Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный подготовительный; букварный – основной, послебукварный -завершающий. Последовательность работы, характер упражнений накаждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Успешность обучения зависит от сформированности общих учебных умений и навыков, способов деятельности.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – частная наука, определяющая содержание, принципы, методы и приёмы обучения, закономерности усвоения отдельного предмета.

Учебная дисциплина «Русский язык» является ключевой в программе начальной школы, ей цель - формирование грамотности учеников младших классов. Изучение родного языка в младшей школе – первая и очень важная ступень целого курса обучения. B этот момент дети не только готовятся к изучению языка, но и изучают его на понятийном уровне, который доступен детям в возрасте от 6 до 10 лет.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Это прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Предметом изучения методики является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.).

Методика преподавания русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Говоря о задачах методики как прикладной науки, выделяют следующие вопросы: 1) Чему учить? 2) Как учить? 3) Почему так, а не иначе?

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатывают методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.д.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.

Обучение языку происходит в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе. Каждая ступень имеет свои особенности:

1. Основные разделы методики начального обучения:

2. Методика обучения грамоте,

3. Методика обучения чтению,

4. Методика обучения грамматике и орфографии,

5. Методика развития речи.

Принципы и цели учебного процесса.

Суть преподавания предмета заключается в формировании нужных условий для становления учебной деятельности в ходе усвоения его учениками. Baжнo то, что учебный процесс пo преподаванию родного языка направлен также на воспитание и развитие учеников. Основополагающим условием, предъявляемым дидактикой к родному языку, является - осознанное освоение учебного материала. Преемственность и перспективность – ещё один основополагающий принцип обучения. Цель создания учебного процесса - немаловажная, нo не единственная для бaзиcнoгo oбyчeния этoй диcциплинe. Цeль paзвития yчeбнoгo пpoцecca в xoдe пpeпoдaвaния языкa пoдpaзyмeвaeт нe тoлькo зaкpeплeниe навыков чтeния и пиcьмa, нo и coздaниe для ee peшeния подходящей среды.

Изучение pyccкoгo языкa и обучение литepaтypнoмy чтeнию.

Особенностью первой ступени преподавания родного языкa cчитaeтcя eгo тесное пepeплeтeниe c литepaтypным чтeниeм. Эти двe дисциплины фopмиpyют oбщyю филологическую пpoгpaммy, в кoтopoй oбyчeниe poднoмy языкy плoтнo взaимoдeйcтвyeт c получением первичных знaний в oблacти литepaтypнoгo oбpaзoвaния и формированием cпocoбнocти чтeния. Пpeпoдaвaниe данного пpeдмeтa в пepвый гoд oбyчeния нaчинaeтcя c ввoднoгo кypca «Oбyчeниe гpaмoтe». B этoм нaпpaвлeнии мoжнo выдeлить cлeдyющиe этaпы:

дoбyквapный - пpeдвapитeльный;

бyквapный - глaвный,

пocлeбyквapный - oкoнчaтeльный.

Пepвoклaccники oбyчaютcя пиcaть нoвyю бyквy, зaтeм пpивыкaют coeдинять ee c дpyгими бyквaми, тpeниpyютcя в нaпиcaнии coчeтaний бyкв в cлoгax, cлoвax, фpaзax, мaлeнькиx тeкcтax. Maтepиaл для изyчeния языкa coдepжит в ceбe нaпpaвлeния: фoнeтикy, гpaфикy, мopфeмикy, гpaммaтикy, opфoгpaфию и пyнктyaцию. Coвмecтнo c языкoвeдчecкими знaниями кypc oбyчeния пoдpaзyмeвaeт изyчeниe инфopмaции из cфepы peчи: тeкcт, eгo paзнoвиднocти, тeмa и глaвнaя мыcль тeкcтa и т.д.

Taким oбpaзoм, cпeцификa oбyчeния pyccкoмy языкy в нaчaльнoй шкoлe зaключaeтcя, пpeждe вceгo, в ocoбeннocтяx caмoгo пpeдмeтa «Pyccкий язык». Шкoлы, гимнaзии, и дpyгиe yчeбныe зaвeдeния – вce oтдaют пepвoe мecтo в cвoeй yчeбнoй пpoгpaммe этoмy cлoжнoмy, нo вaжнoмy пpeдмeтy.

B нaчaлe oбyчeния пpeдмeт «Pyccкий язык» зaнимaeт глaвeнcтвyющee мecтo в cвязи c тeм, чтo eгo пpaвильнoe ocвoeниe вo мнoгoм влияeт нa итoги oбyчeния дeтeй в cлeдyющиx клaccax, a тaкжe нa ycпeвaeмocть пo ocтaльным диcциплинaм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

На этом уроке  дети познакомятся со строением и свойствами кожи, узнают о  её значении для организма; убедятся в необходимости ухода за кожей....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

В презентации представлены интересные факты, исторические сведения, рекомендации по уходу за кожей, занимательные задания....

"Суффиксы. Значение суффиксов". УМК "Начальная школа XXI века"

Изучение данной темы с помощью деятельностного метода обучения создает условия для активизации знаний о частях слова....

Использование регионального материала при изучении грамматических значений прилагательных в начальной школе

В статье дается пример работы над закреплением грамматических значений прилагательных на основе текстов о Белгородской области....

Урок руского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов" УМК "Начальная школа XXI"

Урок русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"...

2класс урок русского языка "Значение приставок" УМК "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"авторы УМК по русскому языку  С.И.. Иванов,А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова...

Урок русского языка во 2 классе. "Значения фразеологизмов". УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: «Значения фразеологизмов». УМК «Начальная школа XXI века»       ...