Урок русского языка во 2 классе. "Значения фразеологизмов". УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: «Значения фразеологизмов». УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_znachenie_frazeologizmov_bokova_e.l.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Бокова Елена Леонидовна
- Класс: 2 класс
- Предмет: русский язык
- Тема урока: «Значения фразеологизмов»
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления материала
- Цель урока: продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.
- Задачи
- Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов.
- Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
- Учить работать в парах, группах, включать каждого ученика в работу класса.
- Развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
- Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
- Оборудование: учебник «Русский язык» часть вторая, авт. С.В. Иванов, презентация, фразеологический словарь, ПК, проектор.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |
Организационный момент. (1 мин) | Приветствие. Эмоционально настраивает на урок: -Звонко прозвенел звонок. Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо – под рукой! | Приветствие Организуют рабочее место. | |||
Подготовка к активной познавательной деятельности Постановка проблемной ситуации. (3мин) | -Ребята, послушайте моё напутствие к нашему уроку: «Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать не покладая рук. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Уверена: конечном счёте вас ждёт успех!» -Запишите и произнесите этот текст, не используя фразеологизмы, заменив их другими словами. Работайте в группах, при необходимости обращайтесь к фразеологическому словарю. Чем этот словарь отличается от других словарей?
| Ученики слушают.
-Это словарь, в котором собраны и объясняются значения не отдельных слов, как, например, в толковом словаре, а устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Учащиеся в группах получают текст, записывают его предложениями без фразеологизмов, пытаясь передать смысл напутствия другими словами. Примерные ответы детей: -Запомните: сегодня вам придётся добросовестно работать. В случае временной неудачи не унывайте, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Уверена: в конечном счёте вас ждёт успех! | Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. |
Установка познавательной задачи. (6 мин) | -Ребята, легко ли вам было до работы в группах и обращения к фразеологическому словарю правильно понять напутствие к уроку? -Почему? -Что будем сегодня делать на уроке, чтобы становиться знатоками русского языка? - Давайте уточним тему нашего урока. Найдите её в учебнике под № 133, прочитайте название. -Давайте вместе сформулируем задачи нашего урока. - И кроме этого, вы научитесь сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Запись на доске числа, слов «Классная работа» Каллиграфическая минутка. Учитель прописывает на доске буквы Фф (1 строка), сочетания букв фа, оф, аф, фо, Фе, Фи и словосочетание фразеологический словарь | -Нет, нелегко. -В тексте было много фразеологизмов. -Продолжать изучать фразеологизмы. Учащиеся находят в учебнике нужную тему и озвучивают её: - «Значения фразеологизмов». Под руководством учителя дети формулируют задачи урока: -научиться понимать значения фразеологизмов, используя при необходимости фразеологический словарь; -учиться использовать фразеологизмы в речи. Учащиеся пишут.
| Выделение познавательной цели поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности | Построение аргументации своей точки зрения на проблему. умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. | Целеполагание |
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. | |||||
Первичная проверка понимания. (5 мин) | -Прочитайте предложения (слайд презентации): Перед школой мама Катю кормила завтраками. Костя никак не мог выполнить задание, всё тянул и кормил завтраками учителя. Коля получил двойку за диктант, и теперь он ругал себя за то, что считал ворон на уроке. Сотрудники заповедника считали ворон, которые прилетели к кормушке. -Поработайте в группах и определите, в каких предложениях подчёркнутые сочетания слов являются фразеологизмами. В случае затруднения пользуйтесь подсказкой на оборотной стороне листа с заданием. Надпишите над фразеологизмом его значение, для самопроверки используйте фразеологический словарь. -Посмотрите на иллюстрации ко второму и третьему предложениям, как если бы слова внутри фразеологизма были бы использованы в их прямом значении. - Почему они выглядят смешными? -Ребята, вы пришли к правильному выводу: значения слов внутри фразеологизма не совпадает со значением этих же слов в их свободном сочетании. - Для чего же мы используем фразеологизмы в речи? | Учащиеся читают. Каждая группа получает лист с заданием, находит предложения с фразеологизмами. При затруднении учащиеся используют подсказку на обороте: «Если выполнить иллюстрации к этим предложениям, понимая выделенные слова в их прямом значении, в некоторых случаях картинки получатся смешными, несуразными. В каких?». Надписывают над фразеологизмами их значения, сверяются с фразеологическим словарём. Учащиеся озвучивают вывод, что фразеологизмы использованы во втором и третьем предложении, объясняют их значения. Учащиеся рассматривают иллюстрации (слайды презентации) Учащиеся приходят к выводу: -В первом и третьем предложениях выделенные слова употреблены в своём прямом значении, а во фразеологизмах значение слов теряется.
-Чтобы наша речь была ярче, выразительнее. | Анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи. | Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. | Целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату |
Физминутка (1 мин) | -Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас у нас физминутка. | Дети выполняют движения под речёвку: Все ребята дружно встали. Выпрямиться. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
| |||
Закрепление знаний. (8 мин) | 1. Работа с учебником. Упр. 1 с.110 – 111 -Как можно одним словом назвать фразеологизмы, например, первой группы: не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица? -Почему синонимы? | Ученик читает задание: -Выбери из подсказки фразеологизмы по их значениям. Запиши. Работа выполняется в парах, письменно, по рядам: 1 ряд подбирает фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудится», 2 ряд – «бездельничать», 3 ряд – «мало». (Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, выполняют дополнительное задание: подобрать фразеологизмы со значением «быстро бежать», составить и записать с одним из фразеологизмов предложение.) Взаимопроверка. -Фразеологизмы – синонимы.
-Они близкие по значению. | Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. | Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера, Оформление диалогической речи. . | Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы. |
Гимнастика для глаз (2 мин) | Учитель демонстрирует комплекс упражнений для глаз. | Дети повторяют упражнения. | |||
Закрепление знаний. (14мин) | 2.-Ребята, как вы думаете, что такое фразеологизмы - антонимы? -Правильно! Сейчас вы поиграете в игру «Наоборот». Каждая группа получит 5 полосок бумаги с написанными на них фразеологическими оборотами и 5 полосок с антонимами к ним. Только вот беда: всё перемешалось. Ваша задача – разложить полоски парами, т.е. найти фразеологизмы-антонимы, затем записать их в тетрадь. 3.Работа по учебнику. Учащимся предлагается на выбор выполнить упр.2, с. 111., либо упр.4, с. 112 (упражнение повышенной сложности) | - Фразеологизмы, противоположные по значению. Учащиеся делятся на 5 групп, выполняют задание: находят пары фразеологизмов – антонимов, записывают их парами в тетрадь. Взаимопроверка: каждая группа по очереди озвучивает одну пару фразеологизмов – антонимов. Один ученик читает задание к упр.2, с. 111: -Закончи предложения фразеологизмами . Подсказкой тебе будут рисунки. После обсуждения учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь 2-4 предложения. Самопроверка правописания фразеологизмов с опорой на словарик (слайд ) Другой ученик читает задание к упр.4, с. 112, учащиеся отвечают на вопросы, самостоятельно составляют и записывают 2-4 предложения с данными фразеологизмами. Самопроверка. | Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. | Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера, Оформление диалогической речи. . | Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы. |
Итог. (2 мин) | -Какую тему вы изучали на уроке? -Все ли цели мы достигли, все ли задачи урока решены? Учащимся предлагается выбрать и продолжить фразы, написанные на слайде презентации: Сегодня я узнал… Я научился… Было интересно… Я смог… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… -Ребята, кто сможет, используя в своей речи фразеологизмы, рассказать, как мы сегодня работали? | Ответы детей Ответы детей Учащиеся произносят фразы. Вариант ответа: -Мы сегодня на уроке не били баклуши и не считали ворон, а работали не покладая рук, засучив рукава! И в классе не было ни одного, кто сидел бы сложа руки. | Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. | Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. | Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. |
Рефлексия (2мин) | -Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению. Если вы старались и всё получилось- весёлый. А, если вы старались, но что-то не удалось– грустный. | Учащиеся показывают смайлики, объясняют, что у них не получилось в случае варианта с грустным смайликом. | Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. | Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. | Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. |
Домашнее задание. (1 мин) | Упр. 5, с.113; по желанию выполнить любые фразеологизмы в картинках. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...
Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....