"Суффиксы. Значение суффиксов". УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Акемеева Дарья Адаевна

Изучение данной темы с помощью деятельностного метода обучения создает условия для активизации знаний о частях слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Суффиксы. Значение суффиксов.

Цели:  Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове

Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса

           2.  Обогащать словарный запас

          3.  Воспитывать прилежание, активность.

Оборудование:   карточки для работы в парах и групповой работе, использование компьютерных технологий.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Минутка чистописания.

Продемонстрировать учащимся  буквы КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?

(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы. ) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.

Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу.

Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь  слово «корень».

  1. Актуализация  знаний.

Час, часовщик, часики

Анализируют записанные слова, доказывают, что все они являются однокоренными, выделяют общую часть слова – корень. Дают определение понятию «корень слова».

-Что вы знаете о корне? (Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов)

4.

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данных слов?»

5.

Постановка цели урока

Подвести  учащихся к формулированию темы  урока

6. Введение понятия «Суффикс», практическая работа

Что же вы знаете  о суффиксе? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова) Как изменилось значение слова?

__Понаблюдайте как суффиксы меняют смысл слова. (уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Как называется  этот способ словообразования (суффиксальный)

 Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.

_ Игра «Побудь волшебником» 

-   У меня волшебная палочка.  По  указанию  палочки вы   превращаетесь в волшебника и превращает слова в названия маленьких предметов.

нос, слон, дом, хвост                                                  

-Составь слово с суффиксом –ок

Зуб, лед, глаз, мед

Зубок, ледок, глазок, медок

 Алгоритм нахождения суффиксов

- Выделите окончание

-Обозначьте корни.

- Что помогло образовать новое слово?

Работа в парах.

А) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка               Миша-…

Аня-…                             Алеша-…

Света-…                        Федя

Дима-…                          Люба-

Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов

мороз -…  день  

вечер - …  звон

туман-….  утро

липа-…  чай

Самостоятельная работа.

А)ветер     ик     - У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам

шар       ец        нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова

суп        ок       подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны.

мороз    чик    Обозначьте корень и суффикс.

Б)дождик           - Прочитайте слова. Запишите свои слова с такими же

диванчик          суффиксами. Обозначьте корень и суффикс.

лосёнок

белочка

Ребята, давайте вспомним, какие суффиксы образуют отчества

Прочитайте текст К. Ушинского «Заяц и еж».

 В выделенных словах выделите суффикс.

    Какой частью речи яв-ся эти слова?  

 Словарный диктант. 
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят       огорбузы               помипуста               моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
 
1. Элементы какографии (устно
).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки

Итог урока

Закончи предложение.

Суффикс – это                                         

Суффикс стоит                                        

Суффикс служит                                

Рефлексия

-Какое задание вам особенно понравилось?

- Что показалось сложным?

- Откройте дневники, отметьте самооценку.

     У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.

- Какой человечек получился у вас?

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"

Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"...

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...

РУССКИЙ ЯЗЫК. Суффикс. Значение суффиксов в слове.

РУССКИЙ ЯЗЫК. Суффикс. Значение суффиксов в слове....