Урок руского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов" УМК "Начальная школа XXI"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_kl._znachenie_frazeologizmov.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Значения фразеологизмов.
Цели урока:
Личностные:
• Осознание языка как основного средства человеческого общения;
• Формирование интереса (мотивации) к учению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Организовывать свое рабочее место.
• Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
• Определять последовательность выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
• Контролировать правильность и аккуратность своих собственных записей
• Учитывать степень сложность задания и выбирать для себя возможность его выполнения
• Осуществлять самоконтроль, соотносить свой ответ с предложенным вариантом
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
• Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
• Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
• Понимать информацию, представленную в виде рисунка, заканчивать предложение с использованием фразеологизма.
• Пополнять словарный запас
Коммуникативные УУД:
• Участвовать в диалоге на уроке.
• Отвечать на вопросы учителя и одноклассников
• Слушать и понимать речь других
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь
Цель урока: наблюдать за значениеми использованием фразеологизмов,савнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов
Оборудование:
• Проектор, компьютер, карточки для детей, учебник Русский язык 2 класс (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова)
Ход урока:
- Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! Мне сегодня очень повезло стать вашим учителем.
- Давайте знакомиться. Меня зовут Наталия Сергеевна. А вы произнесите каждый своё имя хором.
- Приятно познакомиться.
- Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые могут встретиться на уроке?
- Трудности всегда преодолимы, если есть стремление, желание учиться и хорошее настроение.
- Желание получить знания у вас есть?
- А для хорошего настроения мы улыбнёмся друг другу
- Постановка учебной задачи
- Послушайте стихотворение
Сказала мама Славке:
«Холодно в лесу,
Надень под куртку шарфик,
Осень на носу».
А Славка – дошколёнок,
Задумался всерьёз,
Оранжевая осень на чей уселась нос?
Беседа по прочитанному:
- Что имела в виду мама, давая совет сыну?
(Мама хотела сказать, что хоть и стоят на улице тёплые деньки, но солнце уже не так греет как летом, что скоро станет совсем холодно).
- А как Славик понял выражение «осень на носу»?
(Он понял это выражение в прямом смысле, а мама употребила это выражение в переносном смысле).
- В своей речи мы употребляем выражения в переносном значении. Как называются такие выражения? (фразеологизмы).Кластер.
- Что вы знаете о фразеологизмах? (Кластер – устойчивые сочетания слов)
- Попробуем определить тему урока. (Значение фразеологизмов).
-При помощи слов помощников, объясните, чему мы должны научиться на уроке?
Учиться находить ____________ (фразеологизмы в тексте, в речи)
Объяснять значение ___________(фразеологизмов)
Использовать ________________(фразеологизмы в речи)
Составлять __________________(предложения с фразеологизмами).
- Актуализация знаний и способов действий
Работа в тетради
- Запишите фразеологизм «Купить кота в мешке».Слайд 1
-Что оно обозначает? (Купить что – то, не зная о достоинствах или недостатках этой покупки ).
- А давайте подумаем, что обозначает каждое слово в этом фразеологизме:
Купить – значит приобрести за деньги
Кот – домашнее животное
Мешок – вместилище для чего – либо сделанное из плотной ткани.
- Потерял ли фразеологизм свой смысл после разбора каждого слова состоящего в нём?
- Вывод: Чтобы не допустить ошибки мы должны объяснять значение целого выражения, а не отдельных слов, в которые в него входят.
(Кластер – смысл имеет всё выражение целиком)
- Что делать, если не понятно значение фразеологизмов? (обратиться к словарю фразеологизмов. Учитель демонстрирует словарь).
2. Работа в парах. Слайд 2.
- Отгадайте загадки. Ответами будут фразеологизмы, которые вы найдёте на доске в словах для справок. Эти отгадки вы должны написать в тетрадь.
А). Как говорят о человеке, который совершенно не имеет музыкального слуха (Медведь на ухо наступил).
Б). Выполняется быстро, ловко, хорошо. (Горит в руках).
В). Так говорят о человеке, который быстро меняет свои решения. (Семь пятниц на неделе).
Г). Так говорят о человеке очень скромном , тихом, кротком. (Мухи не обидит).
Д). Оказаться в неловком, глупом положении. (Сесть в калошу).
Проверка: обменяйтесь тетрадками и проверьте работусвоего соседа. Слайд 3.
- Давайте составим предложения с этими фразеологизмами.
- Для чего в нашей речи мы используем фразеологизмы?
(Фразеологизмы – это украшение нашей речи. Они эмоционально украшают речь, делают её образной)
(Кластер – делают речь эмоциональной).
Физкультминутка Видео
- Давайте расслабимся, сядьте удобно, если кто – то устал и хочет встать, то встаньте. Сейчас вы увидите видео зарисовку «Весёлые фразеологизмы». Постарайтесь держать ушки на макушке и запомнить как можно больше фразеологизмов.
- Какие фразеологизмы вы запомнили? Назовите их значение.
3. Работа по учебнику
- Давайте потренируемся совершенствовать нашу речь с использованием фразеологизмов.
- Найдите в учебнике урок 133, какая тема урока?
- Прочитайте задание (закончить предложения фразеологизмами, используя подсказки - рисунки).
4. Работа с фразеологизмами - антонимами
-Кто трудился над этим заданием«засучив рукава», а есть ли такие, кто работал «спустя рукава».
- Запишите фразеологизмы в тетрадь: Спустя рукава. Засучив рукава.
- А как объяснить эти фразеологизмы: «спустя рукава, засучив рукава» (Спустя рукава – плохо работал; засучив рукава – хорошо работал)Слайд 3.
-Как называются слова противоположные по значению? (антонимы)
Вывод: к фразеологизмам можно подобрать антонимы.
Кластер – можно подобрать антонимы.
5. Игра «Переводчик»
- Прочитайте фрагмент текста с фразеологизмами, записанный на карточке.
- Замените выделенные фразеологизмы, фразеологизмами – антонимами из слов подсказок:
Не захотели Иван – царевич и Василиса – прекрасная во дворце на всём готовом жить. Поселились за тридевять земель и решили своим умом жить и работать засучив рукава.
- Сравните два текста. (Поменялся смысл текста на противоположный).
Физкультминутка
- А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
- Применение знаний и способов действий
6. Работа в группах. Игра «Найти вторую половинку»
-Каждая группа получила конверт, в котором есть фразеологизмы и их значения. Вы должны отыскать пару: фразеологизм и его значение, наклеить на лист.
- А __________ я даю индивидуальное задание. Он потом поделится с нами своими выводами.
- Проверка, Я её назвала «Карусель». Обменяйтесь своими работами с соседней группой. Проверьте правильность выполнения работы.
- У кого есть сомнения?
К доске выходит ученик, выполнявший индивидуальное задание.
- __________ прочитай, какие фразеологизмы ты группировал?
(фразеологизмы – синонимы).
- Какие слова называются синонимами (Слова различные по звучанию и сходные по значению)
- Назови какие фразеологизмы – синонимы ты нашёл и докажи нам.
Зарубить на носу запомнить
Душа в пятки ушла испугался
Как снег на голову неожиданно
Ни свет ни заря рано
Пускать пыль в глаза обманывать
Гонять лодыря бездельничать
Рукой подать близко
Бить баклуши бездельничать
За тридевять земель очень далеко
Точить лясы болтать
Кануть в вечность исчезнуть навсегда
Семь пядей во лбу очень умный
Водить за нос обманывать
Задрать нос возгордиться
Заварить кашу создать проблему
Со всех ног очень быстро
Ловить мух бездельничать
Кот наплакал очень мало
Лодыря гонять бездельничать
- Закрепление знаний и способов действий.
7. Задание: Подчеркнуть фразеологизмы
1-ый ряд подчеркните фразеологизмы со значением «бездельничать»,
2-ой – «мало»,
3-ий – «быстро».
Сломя голову. Сложа руки. Во все лопатки. С гулькин нос. Бить баклуши. Воробью по колено. Во весь дух. Со всех ног. Кот наплакал. Ловить мух.
- Проверка: Я читаю фразеологизм, если он имеет значение «бездельничать» хлопают учащиеся 1 ряда, если значение «мало» -учащиеся 2 ряда, а если значение – «быстро» - 3 ряда.
- Итог урока:
Есть такая пословица «Конец - делу венец»
- Что она обозначает? (что – то делал, делал, старался, трудился, дело закончилось и получился результат. Это и есть венец. Венец нашей работы – это знания о фразеологизмах.
- Давайте вспомним, что мы знаем о фразеологизмах?
(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, их нельзя расчленять на отдельные слова, потому, что утратится смысл. Мы должны объяснять значение всего выражения, а не отдельных слов, которые в него входят).
Домашнее задание.Выборочное: стр. 110 упр. 1 илистр. 113 упр. 5
- Рефлексия:
- Оцените себя, как вы работали на уроке.
На доске написаны столбиком фразеологизмы:
-сложа руки
- не покладая рук
- бил баклуши
- смотрел во все глаза
- считал ворон
- мотал на ус
- ловил мух
- Прочитали, подумали, каждый выйдет к доске и поставит фишку около того фразеологизма, который описывает его работу
- Спасибо за урок. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И здесь не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы. И я на седьмом небе от счастья от того как вы работали! Молодцы!
«Я начну, а ты продолжи»:
• На все руки (мастер).
• Смотреть правде (в лицо).
• Выносить сор (из избы).
• Держать язык (за зубами).
• Как корова (языком слизала).
• Куда глаза (глядят).
• Как ветром (сдуло).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку руского языка во 2 классе.
Тема урока "Безударные гласные в корне слова"...
презентация к уроку руского языка во 2 классе.
Тема урока "Безударные гласные в корне слова"...
Урок руского языка во 2 классе
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне "...
Интегрированный урок руского языка и чтения. 2 класс
Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных" проходит на материале произведений И.П. Токмаковой. Дети знакомятся с биографией поэтессы, много читают её весёлых стихов, разгадывают кро...
Алгоритм для самостоятельной работы на уроке руского языка
Самостоятельная работа на уроке русского языка...
урок руского языка
Развитие умения различать сложные предложения от простых с однородными членами и ставить в них запятые....
Урок руского языка.
Конспект урока по теме "Звуки и буквы" (обобщающий урок)....