Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст – описание?», УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «текст – описание» и его отличительных признаков.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о понятии «текст – описание».

2. Формировать умение составлять текст – описание.

Предметные:

1. Иметь представление о понятии «текст - описание».

2. Уметь составлять текст-описание.

Развивающие:

1. Развивать образное и ассоциативное мышление.

2. Корректировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Личностные:

1. Проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

 

Воспитательные:

1. Прививать интерес к составлению текста - описания.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 

УМК: «Школа России» Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2kl_tekst-opisanie.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.04.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска»

Класс: 2 «Г»

Урок: 3

Время: 13:00- 13:40    Кабинет: 203

Студент: Ковальская Виктория Николаевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Что такое текст – описание?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «текст – описание» и его отличительных признаков.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о понятии «текст – описание».

2. Формировать умение составлять текст – описание.

Предметные:

1. Иметь представление о понятии «текст - описание».

2. Уметь составлять текст-описание.

Развивающие:

1. Развивать образное и ассоциативное мышление.

2. Корректировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся

Личностные:

1. Проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к составлению текста - описания.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Школа России» Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудования

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь!

-Ребята, как вы думаете, в каком настроении нужно путешествовать в страну знаний?

-А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами, и мы отправляемся за знаниями.

-Сегодня тем, кто будет себя вести дисциплинированно, и активно отвечать на вопросы, я буду выдавать наклейки.

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

-В хорошем!

.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность.

 

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

-Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

-Скажите, какой вы представили снежинку? Какие слова вам в этом помогли?

-Что такое имя прилагательное?

-К какому слову относятся эти прилагательные?

-А теперь прочитайте стихотворение еще раз. Теперь ваша задача – написать стихотворение по памяти таким, каким вы его запомнили. На это у вас 2 минуты

-Посмотрите на экран, поднимите руки те, кто правильно записал стихотворение, внимательно проверьте, не допустили ли вы ошибки.

Выписывают непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Читают стихотворение.

-Белой, пушистой, чистой. Прилагательные помогли представить снежинку.

-Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие?

-«Снежинка».

Записывают стихотворение.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и цели урока.

-Ребята, посмотрите на экран. Что перед нами?

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

-Вы правы, а что же такое текст?

-Прочитайте то, что написано на экране, почему мы можем назвать эти предложения текстом?

-Что общего у этих текстов?

-Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте?

-Как будет называться данный вид текста?

-Какая часть речи играет ведущую роль во

втором тексте?

-Назовите имена прилагательные из второго

текста. Благодаря этим словам вы смогли представить

себе тигров?

-То есть прилагательные описывают тигров. Как можно назвать такой текст?

-Значит, как можно назвать второй текст?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?

-Давайте составим план предстоящего урока, расставьте пункты плана в правильном порядке.

1. Выполним упражнения из учебника.

2. Подведем итоги урока.

3. Узнаем, что такое текст-описание.

4. Выполним самостоятельную работу.

Формулируют тему и цель урока.

-Текст.

-Текст-высказывание, состоящее из 2 и более предложений, связанных по смыслу.

-Потому что предложения в обоих текстах связаны по смыслу.

-Они о тиграх.

-Глагол.

-Текст-повествование.

-Имя прилагательное.

-Красивые, сильные, полосатая,

яркая, упругие, белые. Да.

-Текст-описание.

-«Что такое текст-описание».

-Цель: узнать, что такое текст-описание, научиться составлять текст-описание.

-1. Узнаем, что такое текст-описание.

2. Выполним упражнения из учебника.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведем итоги урока.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(20 -25 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Организовывает «открытие» новых знаний. 

-Откройте учебник на странице 95, выполним упражнение №164.

-Прочитайте текст.

-О чем говорится тексте?

-Прочитайте предложение, в котором дается

описание грачей.

-В каком предложении автор выразил свое

отношение к птицам?

-Какие предложения текста отвечают на вопрос,

какие грачи?

-Спишите текст, подчеркните в первом предложении

грамматическую основу.

-Как вы поняли, что такое текст описание? Кто попробует дать определение?

-Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

-Давайте откроем следующую страницу и прочитаем, что написано в оранжевой рамочке.

-Правильно ли мы дали определение тексту-описанию?

-Посмотрите, какой пункт плана мы выполнили? Приступим к следующему.

Отвечают на вопросы.

-О грачах.

-Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно.

-Как они хороши!

-Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

-По дороге разгуливают грачи.

-Текст-описание – это текст в котором дается описание предмета или явления.

-Какой? Какая? Какое? Какие?

Читают.

-Да.

-1. Узнаем, что такое текст-описание.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

Учебная презентация

Учебник:

Стр. 95, №164

Динамическая пауза

(видео)

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль

Повторение материала.

-Выполним упражнение 165. Прочитайте текст.

-Из какой сказки этот отрывок?

-Определите тему текста. О чем этот текст?

-Какой вопрос можно задать к этому тексту?

-Выпишите из текста имена прилагательные.

 

-С какой целью употребляет их автор?

 

-А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст своему соседу, сначала 1 вариант, затем 2 вариант.

-Отлично, выслушаем одного из вас.

-Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его.

Повторяют материал.
Читают текст.

-Из сказки «Дюймовочка».

-Текст о маленьком человечке, который сидел в чашечке цветка.

-Какой?

Выписывают имена прилагательные. (Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, золотая, блестящие.)

-Для того, чтобы описать этого

человечка.

Пересказывают текст соседям.

-2. Выполним упражнения из учебника.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебник:

Стр.95,

№165

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже-ния цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль

 Организует самостоятельную работу с проверкой.

-Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить тест. На это задание у вас будет 5 минут.

Тест:

1. Ведущую роль в тексте-описании играет:

1) Имя существительно.

2) Глагол.

3) Имя прилагательное.

2. К тексту-описанию можно задать вопросы:

1) Кто?

2) Какая?

3) Где?

4) Какой?

5) Что?

6) Какие?

7) Какое?

8) Что делает?

3. Соотнесите текста и их названия.

1) «Ель»

На нашем дворе растёт огромная ель. Её ветки похожи на огромные пушистые лапы. Ближе к стволу цвет иголок тёмно-зелёный, иголки там крупные и острые. А вот на краешках веток иголки светло-зелёные и мягкие, будто лапки котёнка. Когда дует ветер, она почти не гнётся, а только шумит ветками.

2) «Куриное яйцо»

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята — в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.

А) Текст-повествование.

Б) Текст-описание.

-Время вышло. Обменяйтесь вашими работами с соседом по парте. Правильные ответы вы можете увидеть на экране.

- Если 1 задание верно, ставьте 1 плюс, если во втором задании только 2 правильных ответа, то ставьте 1 плюс, а если все 4 верны, то два плюса. В третьем задании за каждую цифру плюс, то есть максимум два.

-Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «5», 1 ошибку - «4», 2 ошибки - 3 «3», больше 2 ошибок - «2».

-Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок.

-Хорошо, вы молодцы!

Осуществляют взаимопроверку.

1-3

2- 2, 4, 6,7.

1-Б

2-А

Проводят взаимопроверку.

Оценивают друг руга.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: рассказ

Внешний контроль

Проводит работу с ранее изученным материалом.

-А теперь нам предстоит проявить свою фантазию. Сейчас в парах вы составите текст-описание. Но перед этим давайте вспомним правила работы в парах.

-Итак, сейчас в парах вы должны будете составить текст-описание, вы можете выбрать любую тему из трех: «Наш класс», а нем вы можете описать, как выглядит кабинет вашего класса, какие ученики в нем учатся, можете описать вашего классного руководителя, «Любимое домашнее животное», в таком тексте вы с соседом можете придумать вашего общего питомца и дать ему описание в тексте, «Наш город», составляя этот текст, вы можете описать, как выглядит Челябинск. На это задание у вас 3 минуты.

-Давайте выслушаем несколько пар.

Повторяют изученный материал.

-Прислушиваться друг к другу. Не перебивать друг друга. Не шуметь, чтобы не мешать другим.

Составляют в парах текст-описание

Рассказывают свой текст.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация.

Рефлексия деятельности (по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся.

-Наш урок подходит к концу. Какой пункт нашего плана остался невыполненным?

-Давайте подведем итог нашей работы.

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее?

-Что это?

-Сейчас вы будете кидать кубик, на котором написаны фразы, ваша задача – закончить фразу, которая выпала.

-Спасибо за урок. До свидания.

Осуществляют рефлексию урока.

-4. Подведем итоги урока.

-«Что такое текст описание?»

-Цель: узнать, что такое текст-описание. Да.

-Текст-описание – это текст котором дается описание предмета или явления. К нему можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Продолжают фразы.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"

Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс...

Технологическая карта по русскому языку на тему: «Что такое текст-рассуждение?» 2 класс

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результатыПредметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других ви...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся озаглавливать текст» (УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)

ип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление и корректировка знаний о тексте и умения определять текст, его тему, основную мысль, заголовок.Задачи урокаДидактические:1. Устранить пробелы ...