Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст – описание?», УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «текст – описание» и его отличительных признаков.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о понятии «текст – описание». 2. Формировать умение составлять текст – описание. | Предметные: 1. Иметь представление о понятии «текст - описание». 2. Уметь составлять текст-описание. |
Развивающие: 1. Развивать образное и ассоциативное мышление. 2. Корректировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Личностные: 1. Проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность. 2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
|
Воспитательные: 1. Прививать интерес к составлению текста - описания. 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Школа России» Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2kl_tekst-opisanie.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 05.04.2024 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска» Класс: 2 «Г» Урок: 3 Время: 13:00- 13:40 Кабинет: 203 | Студент: Ковальская Виктория Николаевна Группа: 31 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Что такое текст – описание?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «текст – описание» и его отличительных признаков.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о понятии «текст – описание». 2. Формировать умение составлять текст – описание. | Предметные: 1. Иметь представление о понятии «текст - описание». 2. Уметь составлять текст-описание. |
Развивающие: 1. Развивать образное и ассоциативное мышление. 2. Корректировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Личностные: 1. Проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность. 2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения. |
Воспитательные: 1. Прививать интерес к составлению текста - описания. 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Школа России» Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудования |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: беседа | Психологически настраивает учащихся класса на урок. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь! -Ребята, как вы думаете, в каком настроении нужно путешествовать в страну знаний? -А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? -Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами, и мы отправляемся за знаниями. -Сегодня тем, кто будет себя вести дисциплинированно, и активно отвечать на вопросы, я буду выдавать наклейки. | Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой. -В хорошем! . | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность. |
|
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Мотивирование обучающихся к учебному процессу. -Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта. Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! -Скажите, какой вы представили снежинку? Какие слова вам в этом помогли? -Что такое имя прилагательное? -К какому слову относятся эти прилагательные? -А теперь прочитайте стихотворение еще раз. Теперь ваша задача – написать стихотворение по памяти таким, каким вы его запомнили. На это у вас 2 минуты -Посмотрите на экран, поднимите руки те, кто правильно записал стихотворение, внимательно проверьте, не допустили ли вы ошибки. | Выписывают непроверяемые безударные гласные в корне слова. Читают стихотворение. -Белой, пушистой, чистой. Прилагательные помогли представить снежинку. -Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? -«Снежинка». Записывают стихотворение. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и цели урока. -Ребята, посмотрите на экран. Что перед нами? 1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. 2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. -Вы правы, а что же такое текст? -Прочитайте то, что написано на экране, почему мы можем назвать эти предложения текстом? -Что общего у этих текстов? -Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте? -Как будет называться данный вид текста? -Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте? -Назовите имена прилагательные из второго текста. Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров? -То есть прилагательные описывают тигров. Как можно назвать такой текст? -Значит, как можно назвать второй текст? -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? -Давайте составим план предстоящего урока, расставьте пункты плана в правильном порядке. 1. Выполним упражнения из учебника. 2. Подведем итоги урока. 3. Узнаем, что такое текст-описание. 4. Выполним самостоятельную работу. | Формулируют тему и цель урока. -Текст. -Текст-высказывание, состоящее из 2 и более предложений, связанных по смыслу. -Потому что предложения в обоих текстах связаны по смыслу. -Они о тиграх. -Глагол. -Текст-повествование. -Имя прилагательное. -Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые. Да. -Текст-описание. -«Что такое текст-описание». -Цель: узнать, что такое текст-описание, научиться составлять текст-описание. -1. Узнаем, что такое текст-описание. 2. Выполним упражнения из учебника. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Подведем итоги урока. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий. | Учебная презентация |
«Открытие детьми нового знания» (20 -25 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | Организовывает «открытие» новых знаний. -Откройте учебник на странице 95, выполним упражнение №164. -Прочитайте текст. -О чем говорится тексте? -Прочитайте предложение, в котором дается описание грачей. -В каком предложении автор выразил свое отношение к птицам? -Какие предложения текста отвечают на вопрос, какие грачи? -Спишите текст, подчеркните в первом предложении грамматическую основу. -Как вы поняли, что такое текст описание? Кто попробует дать определение? -Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? -Давайте откроем следующую страницу и прочитаем, что написано в оранжевой рамочке. -Правильно ли мы дали определение тексту-описанию? -Посмотрите, какой пункт плана мы выполнили? Приступим к следующему. | Отвечают на вопросы. -О грачах. -Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. -Как они хороши! -Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. -По дороге разгуливают грачи. -Текст-описание – это текст в котором дается описание предмета или явления. -Какой? Какая? Какое? Какие? Читают. -Да. -1. Узнаем, что такое текст-описание. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи. | Учебная презентация Учебник: Стр. 95, №164 |
Динамическая пауза (видео) | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | Повторение материала. -Выполним упражнение 165. Прочитайте текст. -Из какой сказки этот отрывок? -Определите тему текста. О чем этот текст? -Какой вопрос можно задать к этому тексту? -Выпишите из текста имена прилагательные.
-С какой целью употребляет их автор?
-А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст своему соседу, сначала 1 вариант, затем 2 вариант. -Отлично, выслушаем одного из вас. -Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его. | Повторяют материал. -Из сказки «Дюймовочка». -Текст о маленьком человечке, который сидел в чашечке цветка. -Какой? Выписывают имена прилагательные. (Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, золотая, блестящие.) -Для того, чтобы описать этого человечка. Пересказывают текст соседям. -2. Выполним упражнения из учебника. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Учебник: Стр.95, №165 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже-ния цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль | Организует самостоятельную работу с проверкой. -Ребята, сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить тест. На это задание у вас будет 5 минут. Тест: 1. Ведущую роль в тексте-описании играет: 1) Имя существительно. 2) Глагол. 3) Имя прилагательное. 2. К тексту-описанию можно задать вопросы: 1) Кто? 2) Какая? 3) Где? 4) Какой? 5) Что? 6) Какие? 7) Какое? 8) Что делает? 3. Соотнесите текста и их названия. 1) «Ель» На нашем дворе растёт огромная ель. Её ветки похожи на огромные пушистые лапы. Ближе к стволу цвет иголок тёмно-зелёный, иголки там крупные и острые. А вот на краешках веток иголки светло-зелёные и мягкие, будто лапки котёнка. Когда дует ветер, она почти не гнётся, а только шумит ветками. 2) «Куриное яйцо» Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята — в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка. А) Текст-повествование. Б) Текст-описание. -Время вышло. Обменяйтесь вашими работами с соседом по парте. Правильные ответы вы можете увидеть на экране. - Если 1 задание верно, ставьте 1 плюс, если во втором задании только 2 правильных ответа, то ставьте 1 плюс, а если все 4 верны, то два плюса. В третьем задании за каждую цифру плюс, то есть максимум два. -Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «5», 1 ошибку - «4», 2 ошибки - 3 «3», больше 2 ошибок - «2». -Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок. -Хорошо, вы молодцы! | Осуществляют взаимопроверку. 1-3 2- 2, 4, 6,7. 1-Б 2-А Проводят взаимопроверку. Оценивают друг руга. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Учебная презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: рассказ Внешний контроль | Проводит работу с ранее изученным материалом. -А теперь нам предстоит проявить свою фантазию. Сейчас в парах вы составите текст-описание. Но перед этим давайте вспомним правила работы в парах. -Итак, сейчас в парах вы должны будете составить текст-описание, вы можете выбрать любую тему из трех: «Наш класс», а нем вы можете описать, как выглядит кабинет вашего класса, какие ученики в нем учатся, можете описать вашего классного руководителя, «Любимое домашнее животное», в таком тексте вы с соседом можете придумать вашего общего питомца и дать ему описание в тексте, «Наш город», составляя этот текст, вы можете описать, как выглядит Челябинск. На это задание у вас 3 минуты. -Давайте выслушаем несколько пар. | Повторяют изученный материал. -Прислушиваться друг к другу. Не перебивать друг друга. Не шуметь, чтобы не мешать другим. Составляют в парах текст-описание Рассказывают свой текст. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация. |
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся. -Наш урок подходит к концу. Какой пункт нашего плана остался невыполненным? -Давайте подведем итог нашей работы. -Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее? -Что это? -Сейчас вы будете кидать кубик, на котором написаны фразы, ваша задача – закончить фразу, которая выпала. -Спасибо за урок. До свидания. | Осуществляют рефлексию урока. -4. Подведем итоги урока. -«Что такое текст описание?» -Цель: узнать, что такое текст-описание. Да. -Текст-описание – это текст котором дается описание предмета или явления. К нему можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Продолжают фразы. | УУРД: Оценивать свою работу | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Что такое обращение"
Урок усвоения новых знаний по теме "Обращение"....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Что такое глагол?" 2 класс УМК "Школа России"
Цели: формирование общих представлений о глаголе, как части речи,развитие умения соотносить слово, обозначающее действие с вопросом, на который отвечает это слово, развитие умения различать глаголы по...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Что такое корень слова?" 3 класс
Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России") 3 класс...
Технологическая карта по русскому языку на тему: «Что такое текст-рассуждение?» 2 класс
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результатыПредметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других ви...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся озаглавливать текст» (УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)
ип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление и корректировка знаний о тексте и умения определять текст, его тему, основную мысль, заголовок.Задачи урокаДидактические:1. Устранить пробелы ...