Технологическая карта урока русского языка «Роль глаголов в языке» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: систематизация знаний об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; грамматических признаках глаголов
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие глагола, как части речи; 2) учить различать глаголы среди других частей речи; 3) определять роль глаголов в языке и речи; | Предметные: 1) учиться различать глаголы среди других частей речи; 2) учиться определять грамматические признаки глаголов; 3) учатся определять значение глаголов в речи; использование глаголов –омонимов в речи. |
Развивающие: 1) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию; 2) продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа; 3) развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса. | Личностные: 1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке; 2) выражать положительное отношение к процессу познания. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к русскому языку; 2) прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе. |
УМК: УМК учебник «Русский язык», 2 часть, 4 кл. (Школа России), презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_rol_glagolov_v_yazyke_4_klass_2.docx | 58.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 27.02.2024 Школа: №152 Класс: 4в Урок: 2 Время: 14:50-15:30 Кабинет: 214 | Студент: Медведева А.О. Группа: 35 Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Роль глаголов в языке»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: систематизация знаний об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; грамматических признаках глаголов
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятие глагола, как части речи; 2) учить различать глаголы среди других частей речи; 3) определять роль глаголов в языке и речи; | Предметные: 1) учиться различать глаголы среди других частей речи; 2) учиться определять грамматические признаки глаголов; 3) учатся определять значение глаголов в речи; использование глаголов –омонимов в речи. |
Развивающие: 1) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию; 2) продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа; 3) развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса. | Личностные: 1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке; 2) выражать положительное отношение к процессу познания. |
Воспитательные: 1) воспитывать интерес к русскому языку; 2) прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе. |
УМК: УМК учебник «Русский язык», 2 часть, 4 кл. (Школа России), презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
Ребята, меня зовут Арина Олеговна и я рада приветствовать вас на уроке русского языка. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы. Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда – И та награда в нём самом. - Что хотел сказать нам поэт? -У вас на партах лежат листочки. У каждого из вас на парте лежит листок с цифрой 1. Возьмите его. Что вы видите? -Этот домик будет служить вам для оценки вашей работы на уроке и успешности выполнения заданий. На лестнице нарисуйте смайлик, описывающий ваше настроение в начале урока, с каким настроем вы заходите в этот дом? | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. -Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного -домик с … этажами | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль |
-Ребята, какие части речи вы знаете? - С какими частями речи вы уже успели познакомиться подробно на прошлых уроках? - Что такое имя прилагательное? -Назовите личные местоимения, которые указывают на того: а) о ком или о чём говорят б) кто говорит в) к кому или к чему обращаются с речью -Посмотрите на доску, на ней написаны слова. Слова под цифрой 1 прочитает ..., под цифрой 2... и под цифрой 3... Найдите 4 лишнее слово. 1.Веселая, светлый, теплое, размышлять 2.Радость, красота, думать, весна 3. Урок, школа, стол, помогать -Объясните, почему вы исключили остальные слова? -Как вы поняли, что это прилагательные? -Что объединяет оставшиеся слова? (это глаголы) -Давайте вспомним, что вы уже знаете о глаголах? Я буду говорить вам утверждение, если утверждение правильное показываете палец вверх, если нет - палец вниз. 1. Глагол обозначает действие предмета. ( да ) 2.Глаголы изменяются по падежам. (нет) 3.»Не» с глаголами пишется раздельно. (да) 4.Глаголы имеют три спряжения. (нет) 5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да) 6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. (нет) 8. Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет) -что мыс вами повторили? Отметьте в карточках, на верхней ступени вашу успешность в ответах. | -Глагол, имя сущ., имя прил., местоимение -Прилагательные и местоимения. а) он. она, оно, они; б) я, мы; в) ты, вы. -Размышлять, думать, Помогать -Это глаголы, а остальные слова прилагательные. -Они обозначают признак предмета. -признаки и изменение глаголов. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Ребята, я думаю, вы уже догадались, о какой части речи будет посвящен наш урок. Чтобы подтвердить ваши догадки или опровергнуть их, послушайте загадку Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам.... -Совершенно верно. Мы сегодня с вами будем повторять уже известное о глаголе, и узнать новое об этой части речи. - На экране написаны слова в хаотичном порядке. Сформулируйте тему урока, поставив слова в верном порядке. -Отлично, давайте поставим цели на урок, воспользовавшись опорными словами. -Молодцы. Давайте дадим имя нашему домику. Имя домика - тема нашего урока. Напишите сверху над крышей тему урока. -Сейчас мы зайдем с вами в наш дом, закрасьте первый этаж зеленым цветом, если вы думаете, что все знаете о гл., желтым, если что-то не помните, красным - если считаете, что вообще ничего не знаете о глаголе. – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен |
-Глагол -Роль глаголов в языке -обобщить знания о глаголе как части речи, узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |||||
«Открытие детьми нового знания» (7-8мин) | Построение детьми нового Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Внешний контроль | -Что такое глагол? -Откройте тетрадки, запишите число, классная работа. Сегодня 27 февраля. ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ФЕВРАЛЯ. Объясните орфограммы. В Словах «классная работа», какую орфограмму мы выделим? - запишите следующие слова: Собирали, собрали, собирает, собирают, собрала, собрал, собрало. Подпишите над каждым словом время, число и род. (Выводятся ответы на экран) -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, поставьте + или- -как определить число глагола? Приведите пример. - а можно ли определить род глагола в настоящем времени? (нет) -откройте учебник на странице 68, выполним упр. 139. Давайте вместе прочитаем стихотворение. Читает ... -О каком времени года рассказывает автор? - каждый у себя в тетрадках выписывает глаголы, которые они нашли. Один (МОЖНО НЕСКОЛЬКО) человек идет работать к доске. -Проверяем. Посмотрите на доску. Все ли верно? По каким признакам вы определили, что это глаголы? На какие две группы их можно разделить? (прошедшее и будущее) -что мы с вами повторили? (времена глаголов) -отметьте в домиках цветом первый этаж свою успешность выполнения этого задания, все ли у вас получилось? -Ребята, обратите внимание на слово «забарабанит» и «капель». Над ними стоит цифры 2 и 1, что нам нужно сделать? -Два ученика пойдут работать у доски, остальные самостоятельно в тетрадках. Потом проверим. Разбор слова по составу: Фонетический разбор: Капель [кап'эл'] - 2 слога. к - [К] - согл., глух. парн., тв. парн. а - [a] - гласн., безуд. п - (п'] - согл., глух. парн., мягк. парн. с - [э] - гласн., ударн. л - [л] - согл., зв. непарн., мягк. парн. ь - не обозначает звука 6 6., 5 зв. -Проверяем. Если у вас выполнено все верно, без ошибок, закрасьте второй этаж зеленым цветом, если допустили 1-2 ошибки - желтым, если более 2 - красным. -Идем дальше. Упражнение 140. Прочитайте слова: Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать. - Первый ряд, по цепочке, назовите группы глаголов со значением движения и речи. -второй ряд, со значением звучания и труда. -третий ряд, со значением, мысли, проявления чувств. -что мы повторили? (С помощью глагола выражаются различные действия) -Отметьте цветом в карточке свое участие в работе и успешность. Пальчиковая физминутка | Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? - в слове «классная» удвоенная «С», правописание надо запомнить. В слове «работа» безударная гласная «а» в корне слова. -Число гл. определяется при помощи вопросов. Например: я приду (что сделаю?) единственное число они придут (что сделают?) множественное число В стихотворении говорится о приходе весны, оттепели. (Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется, припекать, забарабанит.) -Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? и обозначают действие предмета. - выполнить фонетический анализ слова и разобрать слово по составу Самооценка Читают слова Движение: бежать, идти, ехать, лететь. Речь: спросить, рассказывать, говорить. Звучание: мяукать, жужжать. Труд: работать, строить, рисовать. Мысли: думать, размышлять. Проявления чувств: радоваться, грустить. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | -А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила. -У каждой группы будет свое задание. Вы выполните его, затем выслушиваем ответы каждой группа и делаем вывод. Задание 1 группе. Разделите слова на три группы и сделайте вывод. Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли Задание 2 группе. Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод. Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет Задание 3 группе. Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод. Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало Задание 4 группе Раскрой скобки. Сделай вывод. (не)взял, (не)съел, ( не)принес, (не) умел, (не) расцвел Задание 5 группе. Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод. По дорогам весело урчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. -слушаем ответы каждой группы. -а теперь общий вывод, что же такое глагол? -Дайте оценку вашей работы в группе. Закрасьте третий этаж, если вы принесли свою пользу группе - зеленым, красным - пользы не было |
Имеют форму времени Изменяются по числам Изменяются по родам в ед.числе прош.времени НЕ с глаголами пишется раздельно В предложении является сказуемым -Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. В предложении является сказуемым. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | Самостоятельная работа 2 варианта |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | |||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | - Прочитаем предложения в упражнении 141 все вместе. Найдите омонимы? Что они обозначают? -Все помнят, что такое омонимы? (Омонимы — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.) -Все вместе, устно выполним морфологический разбор слова «пою». Но сначала вспомним алгоритм разбора. Порядок морфологического разбора глагола 1.Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2.Начальная форма (неопределённая форма). 3.Постоянные признаки: вид; спряжение. 4.Непостоянные признаки: время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени); род и число (если глагол в прошедшем времени) 5.Синтаксическая роль в предложении | Отвечают на вопросы Читают Глаголы-омонимы: пою (исполняю песнь) – пою (даю попить), есть (имеется, находится) — есть (кушать, поглощать пищу). морфологический: Пою - гл., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делаю?». Н. ф. - петь. 2 спр., наст. вр., 1 лицо, ед. ч. предложении является сказуемым | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Ребята, сегодня мы с вами повторили, что такое глагол, более подробно вы будете знакомиться с ним на следующих уроках. - давайте еще раз ответим на вопрос, что такое глагол и как он изменяется по числам, родам, временам? -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Достигли ли мы цель урока? Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал... Мне понравилось… Мне запомнилось. Закрасьте последний этаж зеленым цветом, если вы со всеми заданиями справились, желтым - были трудности, красным-не справился совсем, ничего не понял. А на балкончике, на последнем этаже смайлик, описывающий ваше настроение в конце урока. -Запишите д.з. учебник стр. 69 упр, 142 Оценки за урок вы получите за самостоятельную работу, но еще поставлю за активность на уроке. - Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксическая роль глагола в предложении. Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Урок составлен в форме технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Тема. Текст-повествование и роль глаголов в нем (второй урок)
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
Технологическая карта урока русский язык. Роль глаголов в языке. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Роль глаголов в языке"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развитие умений распознавать глаголы...