Методическая разработка урока русского языка "Типы текстов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx113.26 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx262.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Текст. Типы текстов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Минутка чистописания (Слайд)
  3. Словарный диктант: жаворонок, сокол,   воробей,  канарейка, сорока, снегирь, ворона, синица, соловей, орёл, дятел.
  4. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся. Рассказывают или зачитывают интересные и необычные факты о зимующих птицах Тюменской области.
  5. Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка целей.  Разгадаем ребус (СЛАЙД)

Ребусы текст и сочинение 

 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Поставим цель на урок.

Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах, составить свой текст.

 Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?

Примерные ответы. Текст состоит их двух и более предложений связанных по смыслу, раскрывающих одну тему. В тексте должна прослеживаться основная мысль, которая в заключительной части должна быть доведена до логического завершения.

Викторина: https://wordwall.net/ru/resource/12818162/типы-текста

5.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.(Слайд)

1. Прочитать текст.

2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

-Работаем с текстом 1.

-Все нашли?

-Прочитайте текст вслух 1 человек.

-Определить на какой вопрос дается ответ в тексте?(почему?)

-Определите тип текста?(рассуждение)

-Почему вы так считаете?

Текст 1.  Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
  Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

(В тексте дается объяснение, где можно достать корм для птиц зимой).

Вывод: вы доказали, что это текст – рассуждение.

Продолжим работать с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Текст 2. Лось.   Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

-Найдите текст 2.

-Все нашли?

-Прочитайте текст вслух 1 человек.

-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Кто?)

-Определите тип текста?(описание)

-Докажите?

 (Это текст описание, объект описания – лось).

Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

Вывод: вы доказали, что это текст - описание.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные и подчеркните их.

-Давайте проверим, все ли имена прилагательные вы подчеркнули?

-Все имена прилагательные названы?

Теперь поработаем с текстом 3.

Текст 3. Медвежонок.     Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

-Все нашли?

-Прочитайте текст вслух 1 человек.

-Определите на какой вопрос дается ответ в тексте?(Что происходило?)

-Определите тип текста?(повествование)

-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?

Вывод: вы доказали, что это текст – повествование.

-Почему?

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.

-Кто готов назвать глаголы?

Работа с видео:

 https://vk.com/wall-211379995_4998?z=video-211379995_456239077%2Fdf09acb894f472fd89%2Fpl_post_-211379995_4998

6.Работа в парах

- У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Переверните свои карточки и подпишите свои фамилии. Сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомним, что важное при работе в парах?

На карточках написано 3 текста. Вам надо прочитать тексты и посоветоваться друг с другом, и определить тип каждого текста, за тем рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.

-Начали работать.

  1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.(повествование)
  2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.(описание)
  3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.(рассуждение)

Самопроверка.  Р, О, П, О, П, Р. Слайд

7. Творческая работа. Работа над составлением собственного текста о любой зимующей птице.

8. Итог урока. Что нового узнали на уроке?  Что вам понравилось на уроке?  Что не понравилось? Что для вас показалось очень трудным? Выполнили поставленную цель?

9. Рефлексия  

Закончите предложения:

Несколько предложений, объединенных по смыслу называются ….  .

Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .

Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? , называется -… .

10. Самопроверка.

 11. Домашнее задание: переписать текст с черновика на лист А4 с изображением птицы, о которой говорится в тексте. Оформить красочно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1. Прочитать текст. 2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте. 3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

Слайд 4

Р, О, П, О, П, Р.

Слайд 5

Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. . Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. . Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… . Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? , называется -… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Типы текстов"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока русского языка для 2-го класса по теме "Типы текстов". Программа "Перспективная начальная школа". Тип урока: закрепление изученного материала. Н...

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(УМК XXI века) тема: " Текст.Заглавие текста".

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи 2-ой класс(программа XXI века) по теме: "Текст.Заглавие текста"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»...