Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 27.48 КБ |
Презентация | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
Учитель начальных классов
Королева Лина Николаевна
г.о. Жуковский Московской области
Тип урока: открытие нового знания.
Цели: - создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока; - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и обобщать;
-способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого микроклимата в коллективе.
Планируемые результаты.
Личностные: -формирование умения оценивать собственные действия и действия одноклассников; - формирование положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
- определять цель деятельности на уроке с помощью педагога; - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих и чужих действий, корректировать их. Коммуникативные УУД: - высказывать своё мнение, доказывать его и представлять его классу; - формирование умения слушать и понимать речь других, уважительного отношения к иному мнению; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; - формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог, умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы; Познавательные УУД: - понимать заданный вопрос и находить на него ответ;
- анализировать изучаемые явления языка, обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества;
Предметные результаты.
- составлять предложения из заданных слов, текст из заданных предложений; - находить границы предложений, расставлять соответствующие знаки препинания в конце каждого предложения; - подбирать заголовок к тексту; - составлять небольшой текст по его началу.
Оборудование:
- учебник для 2 класса «Русский язык» А.В.Полякова,
- толковые словари,
- кистевые эспандеры,
- цветные карандаши,
- кусочки мешковины 10 х 10,
- карточки с заданиями,
- «домики»,
- картинка со стилизованной буквой Ж
- плакат «Сиди правильно при письме».
Ход урока.
I.Оргмомент. (Коммуникативные УУД)
Эмоциональный настрой на урок.
Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. (Звучит музыка, Моцарт «Музыка ангелов»). Учитель:
- Мы сейчас с вами держимся за руки, замыкаем круг и получается, как бы, единое целое. А давайте даже, когда отпустим руки, будем представлять, что мы всё равно единое целое, один живой организм – класс, состоящий из органов - учеников.
- А, что происходит, если в организме один орган ослабевает?
Ученики:
- Ему на помощь приходят другие органы. Например, когда ухудшается зрение, то обостряется слух и тактильное восприятие.
Учитель:
- Так и в нашем организме, в нашем классе, если вдруг какой-то ученик, орган, не сможет справиться с заданием, ему на помощь придёт другой орган, другой ученик.
II. Подготовительный этап. (Личностные. Регулятивные, коммуникативные УУД)
Чистописание
Пальчиковая гимнастика
Подушечки больших пальцев рук по очереди соприкасаются с подушечками остальных пальцев и проговариваются слова:
Я здороваюсь везде – дома и на улице, Даже «Здравствуй»,-говорю я соседской курице.
Учитель показывает картинку:
-Посмотрите на картинку, какая буква спряталась?
Стала снежинка буквою Ж.
Солнце её не растопит уже! (буква Ж)
- С чем сравнил автор букву Ж? Почему вы так думаете? ( Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.)
- Дайте характеристику этой букве.
Готовим рабочее место.
Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Плакат «Сиди правильно при письме»)
- Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными линиями соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец, сочетание шипящей Ж и гласной И. И,сохраняя закономерность, допишите до конца строки. /// Ж ж жи ///Ж ж жи
-Подчеркните самые красивые буквы в своей тетради. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните самые красивые буквы в тетради соседа по парте.
-Объясните орфограммы, которые встретились в слове - СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).
-Как проверить безударную гласную?
- Подберите проверочные слова.
На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обозначьте орфограмму.
Снег, снежный – снежинка.
- Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)
III.Актуализация знаний обучающихся. (Предметные. Личностные. Познавательные УУД)
-И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами. Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки. Отгадки вы записываете к себе в тетрадь.
1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (ВЕТЕР)
2. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)
3. Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКО)
4. В будке спит, дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. (СОБАКА)
5. Дышит, растёт, а ходить не может. (РАСТЕНИЕ)
-К какой тематической группе можно отнести эти слова? (ПРИРОДА)
-Какое слово было спрятано в кроссворде? (ТЕКСТ)
-Перед вами цепочка слов, в которой перепуталась логическая последовательность. Восстановите цепочку, добавив в неё слово текст и объясните свой выбор.
слова – слоги – звуки/буквы – предложения
звуки/буквы – слоги – слова – предложения – текст
IV. Определение темы и целей урока. (РегулятивныеУУД)
-Расскажите всё, что знаете об этих словах.
- О каком слове из этой цепочки мы знаем меньше всего? Исходя из этого, сформулируйте цель урока и тему. (Дети формулируют своими словами, учитель выводит тему: «Признаки текста» на слайд).
-А что бы вы хотели узнать о тексте? Что для этого надо сделать? (Исследовать различные тексты). Что нам в этом поможет? (Учебник). - Как вы думаете, почему слово текст является завершающим в этой цепочке? (Текст – это несколько предложений). Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.(Рассказ, история, повесть, сочинение)
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий. (Личностные. Предметные. Познавательные, коммуникативные, УУД)
1.Работа со словарём - Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что о слове текст говорится в нём.
Значение слова Текст по Ефремовой:
Текст - 1. Напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести (содержание какого-л. словесного произведения, словесная часть иллюстрированных изданий, слова к музыкальному произведению и т.п.). // Часть такой записи.
Значение слова Текст по Ожегову:
Текст - Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, часть, отрывок из них)
Значение слова Текст в толковом словаре
Текст, сущ. м.р. Всякая записанная речь: литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а так же часть, отрывок из них)
Текст в Энциклопедическом словаре:
Текст - (от лат. textus - ткань - соединение),..1) последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение...
2)Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.)...
3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему..
2.Исследовательская работа
-У вас на партах лежат кусочки ткани, исследуйте их и определите, почему слово текст от латинского ткань?
-А теперь определите, где будет текст и почему.
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Он очень любил смотреть на аквариум с рыбкой. |
-В первом столбике нет связи между предложениями – это не текст.
-Можем сказать о ком говорится в этом тексте? (О котёнке Мурзике)
-Кто главный герой? Котёнок Мурзик -это заголовок текста.
Сформулируйте вывод: текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
3.Физкультминутка (с кистевым эспандером)
Я сожму своё кольцо - стану сильным молодцом.
Буду младшим помогать, буду слабых защищать.
4.Работа по учебнику У.182
-Прочитайте запись. (Дети читают все вразнобой)
-Почему нам трудно читать слаженно? - Нет границ предложения, поэтому мы не знаем, где делать паузу. Работа в парах.
-Напомните правила работы в парах и группах.
1.Уважай своего товарища.
2.Умей выслушать каждого.
3.Не согласен – предлагай.(Учитель выводит правила на слайд)
Дети вспоминают, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, находят границы предложения и отчитываются, кто какие знаки препинания поставил и почему. (В конце одного и того же предложения разные пары могут поставить разные знаки препинания, дети обсуждают это). –Какие виды предложений встретились в этом упражнении? (Нераспространённые, состоящие из подлежащего и сказуемого, только из сказуемого и 1 распространённое). –Выпишите распространённое предложение, подчеркните все члены предложения и составьте 1-2 предложения, так, чтобы получился текст.
5.Д.з. подобное у.183 вы выполните дома, те, кому покажется оно лёгким, выполнят другое задание – к одному из предложений упражнения придумают 2-3 своих так, чтобы получился текст.
VI. Применение изученных знаний (Предметные. Коммуникативные, познавательные УУД)
1.Работа в парах
На партах карточки со словами.
Каждая пара составляет предложение из этих слов и наклеивает его на бумагу.
2.Работа в группах
Группа составляет текст из получившихся предложений и даёт ему название, 1 человек из группы выходит и зачитывает получившийся текст.
1 группа: «Наступила осень. С деревьев облетает листва. Дети собирают листочки».
2группа: «Пришла холодная зима. Река замёрзла. Дети бегут на лёд.»
3группа: «.Наступила весна. Журчат весёлые ручейки. Дети пускают кораблики.»
- О чём эти тексты? Какого времени года не хватает? (Слайд с картинками 4 времени года)
VII.Итог урока. Рефлексия
- Как отметите работу класса на уроке, как единого организма, и какие ученики сегодня приняли на себя большую часть работы?
-Кто чувствует, что задействовал не все свои возможности?
-Ну, а чтобы проверить, действительно ли все усвоили тему, давайте поиграем в игру «Найди свой домик». У каждой пары лежит карточка, а по классу развешены домики, их 4. На каждом домике написано слово: слоги, слова, предложения, текст. Вы должны поселить свою карточку в нужный домик. А на следующем уроке мы с вами проверим, все ли карточки-жильцы расселены вами правильно по домикам.
-И завершить наш урок хочется словами советского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.» (На слайде портрет писателя).
- Подумайте, ребята, над этим выражением, обсудите его дома с родителями, и следующий урок мы с вами начнём с его обсуждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сиди правильно при письме Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь .
Признаки текста
Текст = Рассказ История Повесть Сочинение
Махмутов , м.И. Толковый словарь русского языка Текст 1.Всякое написанное или напечатанное произведение, сообщение, высказывание. 2.Слова к музыкальному произведению
Текст в Энциклопедическом словаре Текст - (от лат. textus - ткань - соединение),.. Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка… Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент. ... Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему..
ткань
ткань
котёнок мурзик Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин . У Виталика жил забавный котёнок Мурзик . Котёнок был серый и пушистый. Он очень любил смотреть на аквариум с рыбкой .
Вывод: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
правила работы в паре и группе Уважай своего товарища. Умей выслушать каждого. Не согласен – предлагай.
Времена года
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"
Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."
Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1) закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"
Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...