Технологическая карта урока русского языка, Роль глаголов в языке, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока русского языка, Роль глаголов в языке, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 29.03.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 4 «Г»

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 203

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Роль глаголов в языке»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение отличать глаголы от других частей речи и точно употреблять их в речи;

2. Обобщить и систематизировать знания о глаголе.

Предметные:

1. Уметь точно употреблять глаголы в прямом и переносном значении;

2. Уметь определять лицо глаголов и правильно писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

2. Формировать умение планирования и самоконтроля.

Личностные:

1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в работе.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

УМК: УМК «Школа России», учебник по русскому языку; 4 класс. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М. : Просвещение, учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

С: беседа, стихотворение

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Доброе утро. Меня зовут Софья Дмитриевна и сегодня мы с вами проведём урок по русскому языку.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

1-2-выше голова, 3-4-плечи шире, 5-6-тихо сесть.

За активную и хорошую работу я буду выдавать вам наклейки, а в конце посчитаем и узнаем, кто самый активный.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: участвовать в совместной деятельности.

Слайд 1.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

С: беседа, объяснение

Н: учебная презентация

П: задание

Взаимооценка

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем 2 строчки вниз, записываем.

- Теперь проведём минутку чистописания.

- На слайде записаны слова: автомобиль, адрес, вагон, собака, комбайн, корабль, сверкать.

- Найдите лишнее слово.

- К какой части речи относится это слово?

- Хорошо, давайте поработаем в парах.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с вопросами. Давайте вспомним то, что мы уже знаем о глаголе. На карточке есть утверждения – если вы согласны с ними, то напротив вопроса ставим галочку; а если нет – крестик. На это у вас 1 минута.

1. Глагол обозначает действие предмета. (да)

2. Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3. Не с глаголами пишется раздельно. (да)

4. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6. В предложении глагол, чаще всего, выполняет роль подлежащего. (нет)

7. Глаголы бывают только настоящего и будущего времени. (нет)

- Молодцы, ребята. А теперь поменяйтесь друг с другом, и проверьте работы по эталону.

1. Отвечают на вопросы учителя.

- Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

- Сверкать.

- Глагол.

2. Выполняют задание.

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Слайд 2.

Рпаздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

С: беседа, опрос

Н: учебная презентация

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о какой речи в нём говорится.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает, или пашет, Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам.... Алексей Кузьмич Югов

- Как вы думаете какая тема урока?

- Тема урока «Роль глаголов в языке».

- Что вы можете рассказать о глаголе?

-Отлично. Давайте поставим цель урока:

Продолжить…

-А теперь поставим план на уроке, но у меня пропущенные некоторые слова, помогите мне их вставить.

План:

1. Определим ____ и цель урока.

2. Потренируемся выполнять __________ из учебника.

3. Выполним ________________ работу.

4. Подведём ______.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Глагол.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс или действие предмета.

Формы: спрягаемые; инфинитивы; причастие; деепричастие.

Они отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чаще всего глагол выступает сказуемым в предложении.

К грамматическим признакам глагола относят: вид; спряжение; возвратность; наклонение; залог; число; лицо; род; время.

 -Продолжить выполнять упражнения по теме, объясняя их.

План:

1. Определим тему и цель урока

2. Потренируемся выполнять упражнения из учебника.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведём итоги.

УУПД:

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Слайд 3.

Слайд 4-6

Обобщение и систематизация знаний
 (12-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха

Ф, Г

С: беседа, опрос, объяснение

П: задание

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Откройте учебник на странице 68, упражнение 139.

Прочитайте стихотворение. О каком времени года рассказывает автор?

Найдите в тексте глаголы.

По каким признакам вы их нашли?

- На какие две группы можно их разделить?

Запишите у себя в тетрадях число, классная работа, упражнение 140.

Прочитайте задание.

Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических

групп. Запишите глаголы, обозначающие движение.

Дополнительное задание: составить сложное предложение

с любыми из этих глаголов.

Запишите упражнение 141 (с. 68-69).

(Коллективное выполнение.)

- Каким членом предложения является глагол?

Выполните разбор слова пою как части речи. Кто хочет выйти?

1. Что делаю? Пою - это глагол, так как обозначает действие.

2. Неопределённая форма глагола (что делать?) - петь.

Постоянные признаки:
1-е спряжение.

Непостоянные признаки:
Единственное число, настоящее время, 1-е лицо.

Теперь, выполните упражнение 142 на странице 69, прочитайте задание. Выполнять это упражнение вы будете в группах.

Назовите глаголы, которые вам помогут составить по рисунку рассказ?

Составьте рассказ по рисунку. Запишите в тетрадь несколько основных предложений из вашего текста.

- Кому не понятно задание?

- Приступаем к заданию.

(Проверка. Заслушиваются два-три рассказа.)

Упр. 143 (с. 69).

Прочитайте предложения.

- Что интересного вы заметили?

- По каким признакам можно различить части речи?

- Спишите любое предложение. Подчеркните глаголы. Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы.

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- О весне.

- На глаголы в прошедшем и будущем времени.

- Бежать, идти, ехать, лететь.

- Сказуемым.

- В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.

- По вопросам и обобщённому лексическому значению.

УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник,

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Показ видеофрагмента с динамической паузой.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видеофрагмента

Слайд 7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

С: объяснение

П: задание

Самоконтроль

1. Организует первичное закрепление.

- А теперь откройте страницу 70 учебника и самостоятельно выполните упр. 144.

- Прочитайте и озаглавьте текст, затем спишите, подчеркнув в словах изученные орфограммы.

- Теперь проверим задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на слайд и проверьте работы друг друга.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Учебник

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

С: беседа

Н: показ

Самоконтроль

1.Организует анализ работы по критериям.

-Итак, наш урок подходит к концу, на экране вы снова видите план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

- Верно, мы не подвели итоги.

На ваших столах лежат смайлики. Раскрасьте его зелёным, если вы довольны своей работой на уроке, желтым – если вы неплохо работали на уроке, но совершали ошибки и красным – если на уроке вам было трудно.

- Поднимите смайлики вверх.

- А теперь запишем домашнее задание. На странице 70 вам нужно выполнить упр. 145.

- А сейчас подсчитаем, кто же у нас самый активный?

- Спасибо за урок, до свидания.        

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

 - Не подвели итогов.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Слайд 8-10

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Технологическая карта урока «Русские богатыри в стране математики» 4 класс

Закрепление изученного за курс 4-го класса. Цель - закрепление изученных приёмов вычислений, умение решать текстовые задачи. Для проведения самостоятельной работы на уроке использован материал с учебн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Технологическая карта урока русский язык. Роль глаголов в языке. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Роль глаголов в языке"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развитие умений распознавать глаголы...