Технологическая карта урока русского языка по теме «Текст. Виды текста», УМК «Школа России», 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование умения распознавания типов текстов (текст-описание, текст-повествование) по их характерным признакам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о типах текстов (текст-описание, текст-повествование); 2. Учить распознавать текст-описание, текст-повествование по их характерным признакам.
| Предметные: 1. Уметь понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; 2. Выявлять части текста и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание. |
Развивающие: 1. Развивать аналитические способности учащихся, связно выражать свои мысли в устной и письменной форме; 2. Развивать грамотную, выразительную устную речь у обучающихся путем ответа на вопросы. | Личностные: 1. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 2. Стремление к самовыражению в искусстве слова; |
Воспитательные: 1. Воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_20.09.24_rya.docx | 494.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 27.09.2024 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4Б Урок: 4 Время: 10:45-11:25 Кабинет: 221 | Студент: Насырева Светлана Александровна Группа: 41 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Текст. Виды текста».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование умения распознавания типов текстов (текст-описание, текст-повествование) по их характерным признакам.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о типах текстов (текст-описание, текст-повествование); 2. Учить распознавать текст-описание, текст-повествование по их характерным признакам. | Предметные: 1. Уметь понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; 2. Выявлять части текста и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание. |
Развивающие: 1. Развивать аналитические способности учащихся, связно выражать свои мысли в устной и письменной форме; 2. Развивать грамотную, выразительную устную речь у обучающихся путем ответа на вопросы. | Личностные: 1. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 2. Стремление к самовыражению в искусстве слова; |
Воспитательные: 1. Воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: учебник «Русский язык» В.В Репкин, Е.В. Восторгова, 4 класс 1 часть (УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова»), учебная презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деят., методы и приемы, форм. контр. | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой | 1. Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой - Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Александровна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. - Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Потому что наступила золотая осень. Вы заметили, что на небе стало намного больше туч? - Посмотрите на экран. Перед вами облако настроений – прочитайте и выберите то, что подходит вам и расскажите друг другу в паре. - Кто желает рассказать о своем настроении? - Спасибо за ваши ответы, я желаю вам всем хорошего настроения и продуктивной работы. А сейчас нас ждут интересные открытия на нашем уроке. -Отлично, тогда давайте начнем! -За вашу активную работу на уроке, я буду давать вам наклейки и в конце мы узнаем, кто был самым активным на уроке. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. классная работа. Дети предполагают. Обучающиеся делятся своим мнением. | К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Учебная презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: репродуктивный П: речевая разминка | 1. Актуализирует знания детей по пройденному материалу. - Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем две строчки вниз и записываем. - Ребята, сегодня на минутку чистописания я позвала к нам капибару, которая будет смотреть кто пишет красивее всех. - Кто из вас вспомнит какую букву мы сегодня будем прописывать? - Какой дополнительный элемент? - На что нужно обратить внимание при письме? Запиши их красиво себе в тетрадь. Подчеркните самые красивые, пусть сосед по парте подчеркнет самую красивую. Отметьте свою работу в оценочном листе. Посмотрите внимательно на буквы, которые вы написали. Какое слово можно составить из этих букв. - Ребята, вы заметили что-нибудь в классе? - Вы очень внимательные, давайте же посмотрим, что написано на листе? Маршрутный лист с заданиями для 4б класса. Задание №1. Запутанная история. Прочитайте 1 текст, а затем 2.
Задание №2 Вопрос – Ответ. -Что вы заметили после прочтения текстов? - Скажите, является ли записанное под цифрой 2 предложениями? Почему? - Назовите определение понятие «предложение»? - Можно ли назвать предложения, записанные под цифрой 1 текстом? Почему? - Посмотрите на экране написано определение понятия «текст». Вставьте пропущенные слова и прочитайте. Текст – это ____ или несколько _________, которые связаны по смыслу и объединены общей ______. - Вы справились с этим заданием! | Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе. - Буква «К». - Удлиненная наклонная линия с петлей внизу и вверху. Дети отвечают. Дети находят в классе игрушку капибары с маршрутным листом. Дети читают текст. - 2 текст неправильно составлен. - Нет, потому что в предложении присутствует законченная мысль. Предложение – это, слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. - Да, потому что предложения связаны по смыслу и есть общая тема. Текст – это одно или несколько предложений, которые связаны по смыслу и объединены общей темой. | К: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения. Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. | Учебная презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Подводит к формулировке темы и целей урока. - А сейчас я прошу выйти к доске 2 добровольцев. - Прочитайте пожалуйста для класса поочерёдно тексты. 1 текст. Описание: Витя очень любил своего петуха и гордился им. Он был такой красивый и смелый. На шее — огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные и сине-черные перья. Держался он гордо, выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец (по Е. Носову). Повествование: Маша решила пойти на реку гулять и взяла с собой своего пса. Они шли через поле и играли то в салки, то просто шли вприпрыжку. Когда они подошли к реке, то увидели, что кто-то барахтается. Маша присмотрелась и увидела, что тонет мальчик. Девочка испугалась и стала громко кричать. Пёс быстро подорвался с места и вытащил мальчика из воды. Мальчуган был очень напуган. Маша отругала его, чтобы он не купался больше без взрослых. - В чем различие этих текстов? - Сегодня мы с вами это и узнаем. - А теперь хорошенько подумав скажите, как будет называться наша тема. - Ваши предположения верны. Тема нашего урока звучит так: «Текст. Виды текста» - Какая будет цель нашего урока? Как вы думаете, что вы сегодня узнаете и чему будете научиться? - Узнать... - Научиться... - Давайте составим план нашего урока. Для этого вам нужно заполнить пропуски в плане. 1. Узнаем __________________ 2. Применим свои __________ 3. Выполним _______________ 4. Сделаем _________ | Формулируют тему и цели. Участвуют в беседе. Дети выходят к доске. 1 ребенок надевает ободок с надписью: «Я описываю…», а 2 «Я повествую…» - Дети отвечтают. - Текст. Виды текста. - Узнать какие бывают виды текста; - Научиться различать виды текста. 1. Узнаем, какие бывают виды текста. 2. Применим свои знания на практике 3. Выполним самостоятельную работу 4. Сделаем выводы | П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль. Р: принимать цель чтения, удерживать её в памяти. | Учебная презентация | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа. Практический: выполнение задания на карточках. Наглядный: видеоролик. | 1. Открытие для обучающихся новых сведений. - Я предлагаю вам прочитать отрывки из известной сказочной повести Александра Волкова на стр. 24 по цепочке, начиная с 1 ряда. - Будьте внимательны, после прочтения, я задам вопросы. - Как называется эта повесть? - О чем говориться в первом отрывке? - Кто выйдет к доске и составит план первого отрывка? Все остальные работают у себя в тетрадях. - А теперь я поменяю местами пункты плана. Кто попробует пересказать отрывок повести по этому плану. План: 1. Одежда чучела. 2. Голова чучела. - Отлично, ребята, как вы считаете получилось ли у нас пересказать текст, сохранив смысл? - Теперь я приглашаю желающего для составления плана текста №2. О чем этот текст? - Сейчас я снова поменяю местами пункты плана. - План: 1. Домик в урагане. 2. Спасение от бури в фургоне. - Кто желает пересказать 2 отрывок? Правильно ли я сделала, поменяв местами части текста? Что произошло с самим текстом? - Ребята, вы правы. Как вы думаете, как называются эти виды текста? - Если в тексте рассказывается (повествуется) о каких-либо событиях? - Если в тексте описываются признаки какого-то предмета или явления? - Верно, кто желает прочитать на стр. 25, что нам говорит про виды текста «Дедушка Ус». Какой вывод можем сделать? -Какой пункт плана мы с вами выполнили? | 1.Открывают новые знания -Волшебник Изумрудного города. - В первом отрывке автор описывает внешний вид чучела. - План. 1. Голова чучела; 2. Одежда чучела. - Получилось пересказать, мы переставили части, но смысл сохранился. - Второй отрывок о событии, которое произошло с Элли и Тотошкой. Девочку и щенка унесло ураганом в фургоне. План: 1. Спасение от бури в фургоне. 2. Домик в урагане. - Во втором тексте перестановку частей сделать невозможно, потому что в тексте события идут последовательно, меняя друг друга. Если мы поменяем части текста, произойдёт его разрушение, потеряется смысл. - Текст-повествование. - Текст-описание. Делают вывод, что мы правильно назвали виды текста, сравнивают, то что сказали с выводом в учебнике. 1. Узнаем, какие бывают виды текста. | П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль. Р: принимать цель чтения, удерживать её в памяти. | Учебная презентация учебник | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, Словесный: учебный диалог Практический: оценивание | 1. Закрепляет с детьми полученные на уроке знания. - Сейчас вы будете работать в парах. Какие вы помните правила работы в паре? - А теперь в парах по картинке составьте 1 текст описание или повествование на рабочем листе. Вид текста вы выбираете 1 по желанию. - А теперь я возьму работу любого из вас и дам вашему одноклассникам, чтобы они определили вид текста. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? | Вспоминают правила работы в паре. Дети работают в паре, составляют текст по картинке. - Применить свои знания на практике | Р: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. П: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Учебная презентация | |
Динамическая пауза (30 сек) | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: Работа с книгой П: ответы на вопросы Взаимоконтроль | Задает самостоятельную работу на карточках -На столах вы можете увидеть карточки, переверните их. На них вы видите задание, подпишите его. На выполнение у вас есть 5 минут. Прочитайте текст и определите вид текста поставив рядом с названием вида в окошке галочку. 1. Лето этого года я провела на море. И мне повезло: погода была прекрасная, нежаркая. К тому же приехало много интересных отдыхающих. Порадовали и другие детали - обилие хороших фруктов и овощей местного производства, вкусных и свежих. Ах, лето, лето! Ах, море, море! Хочу опять туда вернуться! 2. Очень быстро пробежало жаркое лето, и теперь лесные участки, лужайки, ручейки и пруды подчинены сентябрю. По утрам уже прохладно, а днем греющее солнышко еще напоминает о летнем тепле. После долгой изнурительной работы отдыхают поля, собран урожай в садах. Теперь везде все наполнено прохладой осенних месяцев. - Время вышло. Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа. -На экране вы можете увидеть правильные ответы. Напротив каждого ответа напишите +/-. -Поднимите руки те, у кого нет ошибок, теперь поднимите у кого была одна ошибка, и у кого было две ошибки и более. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? | Отвечают на вопросы.
- Самостоятельную работу | П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя. | Учебная презентация раздаточный материал в виде карточек | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Задает вопросы по пройденному материалу. -Предлагаю вам выполнить задание в рабочих листах. 1. Какие виды текста тебе знакомы? 1. повествование 2. рифмовка 3. описание 2. Соедини признаки текста со словом текст. Текст ЗАГЛАВИЕ БЕССВЯЗНОСТЬ ЧАСТИ ТЕМА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ 3. Какие планы составлены неверно? -Итак, время вышло. Кто желает ответить? | Отвечают на вопросы и выполняют задание.
| П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя. | Учебная презентация Учебник | |
Рефлексия деят. (2-3 мин) | Самооценка результатов деят., осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: словесный П: беседа | Подводит итоги урока. -Давайте вспомним тему нашего урока. - Какие цели мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели. -А все ли пункты плана мы с вами выполнили? Правильно, сталось сделать выводы. На экране вы можете увидеть фразы, кто желает продолжить их? Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Мне было трудно… - Мы с вами очень хорошо с поработали и успели выполнить все пункты плана. Кто заработал 3 наклейки, 4, 5. Молодцы! Вы очень активны на уроке. -На этом наш урок подошёл к концу, до свидания. | Оценивают свою работу на уроке. - Текст. Виды текста. - - Узнать какие бывают виды текста; - Научиться различать виды текста. 1. Узнаем, какие бывают виды текста. 2. Применим свои знания на практике 3. Выполним самостоятельную работу 4. Сделаем выводы | Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»
В материалах: технологическая карта, приложение и презентация к уроку....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Предложение и словосочетание" (УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: Систематизирование знаний учащихся о предложении и словосочетании. Задачи урока Дидактические: Закреплять представление о словосочетании,...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Предложение и словосочетание" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: Систематизирование знаний учащихся о предложении и словосочетании. Задачи урока Дидактические: Закреплять представление о словосочетании,...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Как используются синонимы?" (УМК: "Школа России" 2 класс)
Цель урока:формирование у учащихся представления об использовании синонимов, умения использовать синонимы в устной речи и в тексте.Планируемые результаты: Предметные:1) определять синонимы;2) пра...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов. Повторение" УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний учащимися понятий «глагол» и «спряжение».Задачи урока:Дидактические:1. Формировать умения спрягать глаголы.2.Формировать навы...