"Изменение личных местоимений по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Никулина Анастасия Александровна

Цель урока: формирование умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4g_izmenenie_lichnyh_mestoimeniy_po_padezham.docx160.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 15.03.2024

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 203

Студент: Никулина Анастасия Александровна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Изменение личных местоимений по падежам»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений. 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать умение склонять по падежам личные местоимения, правильно употреблять местоимения в речи;

2)формировать умения применять знания о частях речи.

Предметные:

1) сформировать представление об изменение личных местоимений  по падежам;

2)правильно употреблять личные местоимения.

Развивающие:

1) развивать технику выразительного чтения;

2) развивать умение анализировать произведение.

Личностные:

1) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции

посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

2) овладение смысловым чтением для решения различного

уровня учебных и жизненных задач.

Воспитательные:

1)воспитывать интерес к чтению художественны                              произведений;

2)воспитывать уважительное отношение к желаниям своих близких.

УМК: «Школа России» учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

С: беседа

Приёмы:

организация  учебного общения,

«сядьте те, кто..»

Внешний контроль

1. Проверяет готовность

обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Посмотрите на слайд, на нём вы видите  качества, ваша задача определить какие из них помогут  нам на уроке.

-Прежде чем приступить к работе, я хочу предупредить вас. За активную работу на уроке, я вам буду выдавать жетоны и в конце урока мы посмотрим, какой ряд был активнее всего.

Слова: активность, лень, любознательность, мудрость, грубость, внимательность, коммуникабельность, угрюмость, серьёзность, равнодушие, целеустремлённость.

- Всё верно, ребята! А теперь посмотрите, какое слово получится, если прочитать выделенные буквы?

Показывают свою готовность к уроку.

Ответное приветствие учителя.

-активность, любознательность, мудрость, внимательность, коммуникабельность, серьёзность, целеустремлённость.

- корабль

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Учебная презентация

Слайд № 1

Учебная презентация

Слайд № 2,

Слайд 3

1.Создает проблемную ситуацию. Проводит парную работу.

- Сегодня мы отправимся с вами в круиз на корабле. Но чтобы получить билеты на этот корабль, нужно прочитать скороговорку.

- Сначала послушайте, как прочитаю я.

Читают скороговорку в разном темпе.

Отвечают на вопросы учителя.

КУУД:

проявлять

уважительное

отношение к

собеседнку,

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Учебная презентация

Слайд № 4

         Актуализация знаний и мотивация

 (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

 потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: шифр, загадка.

Внешний контроль

- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали

-Давайте вместе прочтем её. Сначала медленно.

-Теперь немного ускоримся.

-И теперь очень быстро прочитаем.

-Зачем нужны скороговорки?

-О чем она?

-Какой звук звучит чаще?

- Отлично, свои билеты вы можете найти у себя на парте.

-Сегодня мы поплывём на встречу к новому разделу учебника, который находится на секретном острове, поэтому его название зашифровано ребусом и чтобы узнать, нужно разгадать его.

- Молодцы, а за штурвалом сегодня сидит один очень интересный человек, имя которого вы сможете узнать, разгадав шифр !

- Посмотрите на экран, этот шифр нам поможет. Первая цифра — это верхний ряд, вторая цифра — это вертикальные цифры.

- Какая фамилия у вас получилась?

- Всё верно – это писатель Борис Степанович Житков.

Читают скороговорку в разном темпе.

- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе.

-О кораблях, которые преодолевали препятствия.

- «к».

-Страна детства.

-  Житков

КУУД:

проявлять

уважительное

отношение к

собеседнку,

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Учебная презентация

Слайд № 5

Учебная презентация

Слайд № 6

Учебная презентация

Слайд № 7

Слайд №8

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

-Ребята, вы видели когда-нибудь маленькие копии парохода? Может быть в фильмах или мультфильмах?

-А задумывались ли вы, могу ли там жить маленькие человечики?

-А главный герой рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» думал об этом очень много, и в итоге из этого получилась очень интересная и поучительная история. Хотели бы вы узнать эту историю?

-Тогда предположите, какая будет сегодняшняя тема нашего урока?

-Какую мы поставим цель на сегодняшний урок?

-Посмотрите, на экране появился план урока, но что-то с ним не так. В нем не хватает последний слов, давайте дополним план.

1. Познакомимся с биографией ...

2. Познакомимся с произведением ...

3. Выполним ...

4. Подведем ...

- нет, не задумывались.

-Хотели бы!

Тема урока:«Б. Житков «Как я ловил человечков».

-Цель: познакомиться с произведением Б. Житков «Как я ловил человечков».

1.Познакомимся с биографией Б. Житкова.

2.Познакомимся   с   произведением «Как я ловил человечков».

3.Выполним самостоятельную работу.

4. Подведем итоги урока.

ПУУД:

формулировать с помощью учителя цель, планировать

изменения объекта, ситуации;

КУУД:  проявлять уважительное

отношение к

собеседнику,

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

РУУД:

планировать

действия по

решению учебной задачи для

получения

результата.

Учебная презентация

Слайд № 9

Слайд №10

Слайд 11,12

-Сейчас мы познакомимся с Борисом Житковым.

-Узнавать его биографию и интересные факты о нем вы будете в группах.

-Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе. Какие правила вы знаете?

-Итак, у вас будет фрагмент текста, в котором вам вместе нужно выбрать самое главное- существенное на ваш взгляд, описать это в одном предложение. Затем мы соединим информацию, которую вы найдете. И у нас получится общая краткая биография.

Работают в группах. Выделяют главную информацию из текста.

-Уважай мнение товарища.

Умей слышать и слушать.

Работайте в группе дружно и

активно.

Будь вежлив и сдержан.

Когда вы закончите работу,

поднимите руки вверх.

ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

на основе результатов проведённого наблюдения.

Печатный текст

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий

и формирование способности к его выполнению

Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде в семье учителя математики. Мать Бориса была талантливой пианисткой. Родители будущего писателя жили в Одессе. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским. По воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным учеником. Главным интересом отрока Житкова было море.По настоянию родителей Житков поступил в Новороссийский университет, где изучал химию и математику. Печататься Борис Житков начал достаточно поздно – в 1924 г. До этого он писал “в стол”. Он работал над дневниками, писал письма, стихи, коротенькие детские рассказы. Первые свои произведения для детей он начал писать в 1909 г.

Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет. За пятнадцать лет работы в детской литературе, Борис Степанович попробовал себя в самых разных жанрах и внес в нее немалый вклад. Он является одним из основоположников научно-художественного жанра

Страсть к путешествиям пробудилась у Бориса рано – в три года. Однажды он пропал. Нашли мальчика на Торговой стороне, когда он пытался приобрести пароход. Копейки трехлетний Борис предусмотрительно взял из дома.

Будучи гимназистом, Борис увлекся спортом и вместе с однокашниками построил маленький парусный борт с каютой.

Однажды Житков смог уговорить одного из своих однокашников пуститься в пешее путешествие. Кратко проинструктировав товарища, Борис возглавил маленький отряд, и они отправились в Киев. Шли путешественники недолго. Борис был достаточно категоричным командиром, а у однокашника, как оказалось, был весьма строптивый характер.

-Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его.

-1.Познакомимся с биографией Б. Житкова.

КУУД:  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУРД:  оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении

(слушании) произведения.

- Теперь обратимся к тексту. Откройте учебник на странице 38.

-Обратите внимание на название рассказа. Как думаете, о чем это произведение?

-Давайте приступим к чтению произведения. Будем читать по цепочке, выразительно, с паузами по 1 абзацу.

Чтение  рассказа 1 части до слов: «Я всё смотрел на пароходик».

 Видите ли вы незнакомые слова?

Корма - задняя часть судна, лодки.

Мачта - вертикальная конструкция на палубе.

Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Высказывают свои мнения.

УУПД:  объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Учебная презентация Слайд № 13

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

С: беседа, опрос

Приёмы:

организация  учебного общения,

работа с текстом

Внешний контроль

-Давайте сделаем выводы по прочитанному.

-Кто является главным героем произведения?

-Как вы можете его описать? Какой он?

-Как вы думаете, как бабушка относилась к пароходику?

-Докажите, что она им дорожила? Почему она им дорожила?

-Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

-Как можно озаглавить эту часть рассказа ?

-Читаем до слов «И вот когда улеглись…».

-О чем эта часть?

-Как мы ее можем назвать?

-Читаем до «На другой день…».

-Как озаглавим 3 часть?

-Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его.

-Какой нам предстоит?

Отвечают на вопрос.

-Боря- любопытный, хитрый

-Она им дорожит.

-Это очень памятная вещь для бабушки.

-Интересный пароходик.

-Маленькие жильцы пароходика.

-Ночные наблюдения.

-2.Познакомились с произведением.

-3.Выполнить самостоятельную работу.

ПУУД: сравнивать несколько

вариантов решения задачи, выбирать

наиболее

подходящий.

КУУД:

воспринимать и формулировать суждения,

выражать эмоции

в соответствии с целями и

условиями общения в знакомой среде.

Динамическая пауза

видео

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий

И, Ф

С: беседа

П: самостоятельная работа.

1.Организует самостоятельную

работу.

-Можем продолжать. На партах у вас лежат распечатки с филвордами. Все знают такое филворд?

-Филворд – это кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв.

-Но вы должны не просто найти

слова, а отвечая на вопросы, которые видите на слайде.

Выполняют письменную работу.

Внимательно слушают учителя.

-Нет.

ПУУД:

сравнивать несколько

вариантов

решения задачи, выбирать

наиболее

подходящий.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

 индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Приёмы:

организация  учебного общения,

филворд

Внешний контроль, самоконтроль

-Можете приступать, у вас на это

задание 2 минуты.

- Теперь переверните лист, поставьте цифры от 1-5 и ответьте на вопросы со слайда.

-Время вышло. Поменяйтесь тетрадками с вашим соседом и проверьте его работу по образцу на экране.

Если нет ошибок- поставьте 5

1 ошибка-4

2 ошибки-3

3 ошибки-2

Выполняют самостоятельную

работу.

Выполняют самопроверку.

1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5- б

КУУД:

корректно и

аргументированно

высказывать своё мнение.

РУУД:

самоконтроль.

Учебная презентация

Слайд № 14

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И, Ф

С: беседа

Приёмы:

организация  учебного общения,

Внешний контроль

1.Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке; работу в парах.

- Представьте себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа.

Работать вы будете в парах.

- Давайте вспомним правила работы в паре.

-Время вышло. Давайте послушаем, что у вас получилось, кто готов поделиться ?

- Молодцы, у вас получился очень увлекательный рассказ, за это вы получаете  жетончик.

- Что нам осталось выполнить из нашего плана ?

Внимательно слушают задание учителя.

-Уважай мнение товарища.

Умей слышать и слушать.

Работают оба

- подвести итоги

КУУД: готовить небольшие публичные выступления.

РУУД: ответственно выполнять свою часть работы.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

С: беседа

Приёмы:

организация  учебного общения

Внешний контроль, самоконтроль

1.Проводит итоги урока.

- Ребята, с каким автором и его произведением мы сегодня познакомились?

- Всё верно. Вспомним цель нашего урока.

- Достигли ли мы её?

- Вы сегодня активно работали и я посмотрела, какой ряд был активней всего и хочу наградить его грамотой.

- Поднимите зелёный карандаш, кто на уроке всё усвоил, и ему было интересно. И красный – кто, ничего не понял, и ему было неинтересно.

-На этом наше путешествие окончено, всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

-Б. Житков «Как я ловил человечков».

-Цель: познакомиться с произведением Б. Житков «Как я ловил человечков».

-Да.

Проводят рефлексию.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

РУУД: самоконтроль.

Учебная презентация Слайд № 15

Учебная презентация Слайд № 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изменение личных местоимений по падежам" (Школа России)

Конспект урока русского языка в 4 классе...

Русский язык. Изменение личных местоимений по падежам. Закрепление.

План урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"...

Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.Коммуникативные:...

Изменение личных местоимений по падежам.

Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.Коммуникативные:...

"Изменение личных местоимений по падежам".

Урок направлен на развитие умения правильно употреблять в речи и писать личные местоимения....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...