Русский язык. Изменение личных местоимений по падежам. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Валегжанина Татьяна Евгеньевна

План урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс               русский язык                          урок: 115                  Дата: 05

Тема: Изменение личных местоимений по падежам.
Цель:
 углубление и совершенствование знаний о правописании личных местоимений  и их склонении
Задачи:

-  научить составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; раздельно  писать местоимения с предлогами;оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.

- развивать    устную и письменную речь;

- прививать любовь к изучению русского языка.

Результаты деятельности:

        Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

        Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); находить и исправлять ошибки, допущенные в словах,определять,  формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; уметь организовывать своё рабочее место и работу.

КоммуникативныеУУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты,оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение; уметь задавать уточняющие вопросы

ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: уметь определить личные местоимения в текстах, изменять личные местоимения по падежам, использовать личные местоимения в речи.
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть. мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки с   разно-уровневыми заданиями.


Ход урока:

I Орг. момент. Психологический настрой. 

         А сейчас проверь дружок,
        Ты готов начать урок?
        Все ль на месте,
        Всё ль в порядке,
        Ручка, книжка и тетрадка?

Руки?- На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина?- Прямая.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. А каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Какие усилия лично вы вложите для проведения нашего урока? Успехов вам!

У вас на столах карточки фиксации вашей работы. Отметьте смайликом своё настроение на начало урока.  

Откройте тетради.

Запишите число вид работы.

      II. Формулировка темы урока, постановка цели

     - Отгадайте загадку, которая поможет Вам определить тему урока.
У.: Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
- Скажите, а как вы поняли эту загадку?
- Слова какой же части речи заменяют имена?
(Местоимения)

-Правильно, продолжаем работу по теме «Местоимение» (вывешиваю тему урока).

Обратите внимание на карточки вывешенные на доске:

 моё вам мне я  о нём у меня обо мне нам нас о ней

- Что вы можете сказать об этих словах (местоимения - указывают на предмет, не называя его, разные лица, числа, род).

- Какое местоимение считаете лишним? (я) – (начальная форма, является в предложении подлежащим,  остальные - в падежной форме)

-Пропишем в чистописании:

Я   я   Яя    Я/я     я/я     Я\я/Я     яма  Яша   мяч – что можете сказать об этих словах?
1. Определение темы и постановка целей урока.

- Какие местоимения остались?

-Что о них вы можете сказать? (В падежной форме)
- Итак, определите точную тему урока (
Изменение личных местоимений по падежам)

 -Какие задачи ставите перед собой? (Закрепить умения находить местоимения, изменять их  по падежам, правильно писать  с предлогами, определять грамматические признаки. Учиться правильно употреблять местоимения в письменной и устной форме).
III Актуализация опорных знаний

 Предлагаю вспомнить, что мы знаем об этой части речи.

Физминутка:

Опросник (сесть-встать)

  1. Местоимение – часть речи, которая у казывает на предмет,  но не называет его.(да)

2. Местоимение изменяется по числам (да)

3.Все местоимения изменяются по родам (нет- только 3 склонения)

4. Я утверждаю, что местоимение Вы всегда пишется с большой буквы. (нет, только в уважительной форме)

5. Принято считать: местоимение начальной формы – И.п. ед. числа. (да)

6. Местоимения пишутся с предлогами отдельно. (да) 

Вывод: Что мы знаем о личных местоимениях?

- Зафиксируйте уровень знаний о местоимениях в карточках.

IV.  Работа по теме урока

1.Определение роли и  места местоимения  в предложении

Переходим к следующему заданию запись предложения

В воскресенье мы с папой ходили в зоопарк.

- Найдите главные члены предложения. Какой часть речью является подлежащее?

- Придумайте предложение так, чтобы в предложении местоимение употребилось в другой падежной форме. К нам присоединились соседи. Нас удивили экзотические животные.  И др.

Подчеркните главные члены предложения, местоимения - чем они являются. (Второстепенным чл. предл.)

- Что мы вспомнили выполняя это задание?

Какое задание можем выполнить с местоимениями?

Морфологический разбор местоимений. (По образцу учебника, 2 ученика)

Самоанализ уч-ся

- Где встретится аналогичное задание? (ВПР)

-Кто затрудняется при выполнении морфологического разбора?

-Оцените свою работу в карточке самоконтроля.

2. Указать падеж  местоимений  (интерактивная доска, закладка 5)

- Что повторили, выполняя задание?

Дополнить предложения местоимениями (закладка 6).

Вывод: - В нашей речи местоимения играют большую роль. Они уточняют предмет, указывая на него.

- Назовите предложения, где местоимения являются главными членами предложения? Второстепенными членами предложения? Определите падеж местоимений.

Физминутка

3. Роль местоимений в письменной речи (работа в группах)

-Вспомним правила работы в группах:

1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.

В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.

2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо .

3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику

Проверка

-Какие умения вы закрепляли, выполняя задания? (Изменение личных местоимений в письменной речи)

- У кого возникли затруднения? Зафиксируйте в своих карточках.

4. Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. мне

Ты – Т.п. тобою

У (ОН) Р.п. у него

НАД (ОНА) Т.п. над ней

К (ОН) Д.п.- к нему

ЗА (ТЫ) Т.п.- за него

О (ОНА) П.п.- о ней

Ты – Р.п. – его

Взаимопроверка

- В чём  особенность склонения личного местоимения?

  Вывод: Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, Предлог пишется от местоимений отдельно

Зафиксируйте в своих карточках.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

IV.   Самостоятельная работа (разноуровневые карточки): 

1 уровень

2. Укажи лицо и число местоимений.

Я (_______________________ ), они (_____________________ ),

она (____________________ ), мы (_____________________ ),

вы (________________________ ), ты (___________________ ),

он (_________________________ ).

2  уровень

1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл к нему

Увидел нас

Восхищается ей

Мучает меня

Говорим о тебе

3 уровень

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения.  Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимопроверка с результатами на интерактивной доске.

VI.  Рефлексия (подведение итогов урока)

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Сегодня мы  не только закрепляли умения изменять местоимения по падежам, но и говорили о грамотном  использовании личных местоимений в нашей речи.  Где полученные знания вы сможете применить в жизни? (Открытки, письма)

- Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения?

- Когда к личным местоимениям 3 лица прибавляется Н?

- Как пишутся местоимения с предлогами?

- Каким получился наш урок?

- Анализируя карточку фиксации, за что бы друг другу сказали спасибо? Над чем ещё необходимо поработать?

- С каким настроением вы заканчиваете урок? (Отметьте в карточке)

VII. Информация о домашнем задании

-1 уровень - написать письмо другу или открытку, пригласительное для родителей на выборы, используя личные местоимения

- 2 уровень- стр. 64, упр. 135.

Спасибо за урок!

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

(Работа в парах).

Написать местоимение в нужном падеже

 работа в парах

Я – Д.п. _____

Ты – Т.п. ___________

У (ОН) Р.п. __________

НАД (ОНА) Т.п._______

К (ОН) Д.п.-___________

ЗА (ТЫ) Т.п.- __________

О (ОНА) П.п.- _________

Ты – Р.п. – _________

1 уровень Ф.И.___________________________

2. Укажи лицо и число местоимений.

Я (_____), они (______),  она (_______), мы (_________),вы (_________),  ты (_______),    он (_______).

2  уровень

1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл к нему

Увидел нас

Восхищается ей

Мучает меня

Говорим о тебе

3 уровень

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения.  Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 уровень Ф.И.___________________________

2. Укажи лицо и число местоимений.

Я (_____), они (______),  она (_______), мы (_________),вы (_________),  ты (_______),    он (_______).

2  уровень

1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл к нему

Увидел нас

Восхищается ей

Мучает меня

Говорим о тебе

3 уровень

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения.  Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 уровень Ф.И.___________________________

2. Укажи лицо и число местоимений.

Я (_____), они (______),  она (_______), мы (_________),вы (_________),  ты (_______),    он (_______).

2  уровень

1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.

Словосочетание

Нач.форма

Лицо

Число

Падеж

Подошёл к нему

Увидел нас

Восхищается ей

Мучает меня

Говорим о тебе

3 уровень

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения.  Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.

В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.

2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо

3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику

1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.

В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.

2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо

3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику

3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику

Местоимение

моё  вам мне  я  о нём   у меня обо  мне   нам нас   о ней

Изменение личных местоимений по падежам

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Настроение на начало урока

Настроение на начало урока

Знание о местоимениях

Знание о местоимениях

Морфологический разбор местоимений

Морфологический разбор местоимений

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Настроение в конце урока

Настроение в конце урока

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Настроение на начало урока

Настроение на начало урока

Знание о местоимениях

Знание о местоимениях

Морфологический разбор местоимений

Морфологический разбор местоимений

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Настроение в конце урока

Настроение в конце урока

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Карточка фиксации

Ф.И._______________

Получи

лось

+

Нужно доработать

-

Настроение на начало урока

Настроение на начало урока

Знание о местоимениях

Знание о местоимениях

Морфологический разбор местоимений

Морфологический разбор местоимений

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение личных местоимений в письменной речи

(работа в группе)

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Настроение в конце урока

Настроение в конце урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...

Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"

Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...

Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица

Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...

Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")

Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...