Русский язык. Изменение личных местоимений по падежам. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
План урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс русский язык урок: 115 Дата: 05
Тема: Изменение личных местоимений по падежам.
Цель: углубление и совершенствование знаний о правописании личных местоимений и их склонении
Задачи:
- научить составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; раздельно писать местоимения с предлогами;оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.
- развивать устную и письменную речь;
- прививать любовь к изучению русского языка.
Результаты деятельности:
Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); находить и исправлять ошибки, допущенные в словах,определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; уметь организовывать своё рабочее место и работу.
КоммуникативныеУУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты,оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение; уметь задавать уточняющие вопросы
ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: уметь определить личные местоимения в текстах, изменять личные местоимения по падежам, использовать личные местоимения в речи.
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть. мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки с разно-уровневыми заданиями.
Ход урока:
I Орг. момент. Психологический настрой.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Руки?- На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина?- Прямая.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. А каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Какие усилия лично вы вложите для проведения нашего урока? Успехов вам!
У вас на столах карточки фиксации вашей работы. Отметьте смайликом своё настроение на начало урока.
Откройте тетради.
Запишите число вид работы.
II. Формулировка темы урока, постановка цели
- Отгадайте загадку, которая поможет Вам определить тему урока.
У.: Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
- Скажите, а как вы поняли эту загадку?
- Слова какой же части речи заменяют имена? (Местоимения)
-Правильно, продолжаем работу по теме «Местоимение» (вывешиваю тему урока).
Обратите внимание на карточки вывешенные на доске:
моё вам мне я о нём у меня обо мне нам нас о ней
- Что вы можете сказать об этих словах (местоимения - указывают на предмет, не называя его, разные лица, числа, род).
- Какое местоимение считаете лишним? (я) – (начальная форма, является в предложении подлежащим, остальные - в падежной форме)
-Пропишем в чистописании:
Я я Яя Я/я я/я Я\я/Я яма Яша мяч – что можете сказать об этих словах?
1. Определение темы и постановка целей урока.
- Какие местоимения остались?
-Что о них вы можете сказать? (В падежной форме)
- Итак, определите точную тему урока (Изменение личных местоимений по падежам)
-Какие задачи ставите перед собой? (Закрепить умения находить местоимения, изменять их по падежам, правильно писать с предлогами, определять грамматические признаки. Учиться правильно употреблять местоимения в письменной и устной форме).
III Актуализация опорных знаний
Предлагаю вспомнить, что мы знаем об этой части речи.
Физминутка:
Опросник (сесть-встать)
- Местоимение – часть речи, которая у казывает на предмет, но не называет его.(да)
2. Местоимение изменяется по числам (да)
3.Все местоимения изменяются по родам (нет- только 3 склонения)
4. Я утверждаю, что местоимение Вы всегда пишется с большой буквы. (нет, только в уважительной форме)
5. Принято считать: местоимение начальной формы – И.п. ед. числа. (да)
6. Местоимения пишутся с предлогами отдельно. (да)
Вывод: Что мы знаем о личных местоимениях?
- Зафиксируйте уровень знаний о местоимениях в карточках.
IV. Работа по теме урока
1.Определение роли и места местоимения в предложении
Переходим к следующему заданию запись предложения
В воскресенье мы с папой ходили в зоопарк.
- Найдите главные члены предложения. Какой часть речью является подлежащее?
- Придумайте предложение так, чтобы в предложении местоимение употребилось в другой падежной форме. К нам присоединились соседи. Нас удивили экзотические животные. И др.
Подчеркните главные члены предложения, местоимения - чем они являются. (Второстепенным чл. предл.)
- Что мы вспомнили выполняя это задание?
Какое задание можем выполнить с местоимениями?
Морфологический разбор местоимений. (По образцу учебника, 2 ученика)
Самоанализ уч-ся
- Где встретится аналогичное задание? (ВПР)
-Кто затрудняется при выполнении морфологического разбора?
-Оцените свою работу в карточке самоконтроля.
2. Указать падеж местоимений (интерактивная доска, закладка 5)
- Что повторили, выполняя задание?
Дополнить предложения местоимениями (закладка 6).
Вывод: - В нашей речи местоимения играют большую роль. Они уточняют предмет, указывая на него.
- Назовите предложения, где местоимения являются главными членами предложения? Второстепенными членами предложения? Определите падеж местоимений.
Физминутка
3. Роль местоимений в письменной речи (работа в группах)
-Вспомним правила работы в группах:
1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.
В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.
2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.
Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо .
3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику
Проверка
-Какие умения вы закрепляли, выполняя задания? (Изменение личных местоимений в письменной речи)
- У кого возникли затруднения? Зафиксируйте в своих карточках.
4. Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах).
Написать местоимение в нужном падеже
работа в парах
Я – Д.п. мне
Ты – Т.п. тобою
У (ОН) Р.п. у него
НАД (ОНА) Т.п. над ней
К (ОН) Д.п.- к нему
ЗА (ТЫ) Т.п.- за него
О (ОНА) П.п.- о ней
Ты – Р.п. – его
Взаимопроверка
- В чём особенность склонения личного местоимения?
Вывод: Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, Предлог пишется от местоимений отдельно
Зафиксируйте в своих карточках.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
IV. Самостоятельная работа (разноуровневые карточки):
1 уровень
2. Укажи лицо и число местоимений.
Я (_______________________ ), они (_____________________ ),
она (____________________ ), мы (_____________________ ),
вы (________________________ ), ты (___________________ ),
он (_________________________ ).
2 уровень
1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.
Словосочетание | Нач.форма | Лицо | Число | Падеж |
Подошёл к нему | ||||
Увидел нас | ||||
Восхищается ей | ||||
Мучает меня | ||||
Говорим о тебе |
3 уровень
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимопроверка с результатами на интерактивной доске.
VI. Рефлексия (подведение итогов урока)
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?
Сегодня мы не только закрепляли умения изменять местоимения по падежам, но и говорили о грамотном использовании личных местоимений в нашей речи. Где полученные знания вы сможете применить в жизни? (Открытки, письма)
- Что называется местоимением?
-Назовите личные местоимения?
- Когда к личным местоимениям 3 лица прибавляется Н?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
- Каким получился наш урок?
- Анализируя карточку фиксации, за что бы друг другу сказали спасибо? Над чем ещё необходимо поработать?
- С каким настроением вы заканчиваете урок? (Отметьте в карточке)
VII. Информация о домашнем задании
-1 уровень - написать письмо другу или открытку, пригласительное для родителей на выборы, используя личные местоимения
- 2 уровень- стр. 64, упр. 135.
Спасибо за урок!
(Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ |
(Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ |
(Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ |
(Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ | (Работа в парах). Написать местоимение в нужном падеже работа в парах Я – Д.п. _____ Ты – Т.п. ___________ У (ОН) Р.п. __________ НАД (ОНА) Т.п._______ К (ОН) Д.п.-___________ ЗА (ТЫ) Т.п.- __________ О (ОНА) П.п.- _________ Ты – Р.п. – _________ |
1 уровень Ф.И.___________________________
2. Укажи лицо и число местоимений.
Я (_____), они (______), она (_______), мы (_________),вы (_________), ты (_______), он (_______).
2 уровень
1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.
Словосочетание | Нач.форма | Лицо | Число | Падеж |
Подошёл к нему | ||||
Увидел нас | ||||
Восхищается ей | ||||
Мучает меня | ||||
Говорим о тебе |
3 уровень
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 уровень Ф.И.___________________________
2. Укажи лицо и число местоимений.
Я (_____), они (______), она (_______), мы (_________),вы (_________), ты (_______), он (_______).
2 уровень
1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.
Словосочетание | Нач.форма | Лицо | Число | Падеж |
Подошёл к нему | ||||
Увидел нас | ||||
Восхищается ей | ||||
Мучает меня | ||||
Говорим о тебе |
3 уровень
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 уровень Ф.И.___________________________
2. Укажи лицо и число местоимений.
Я (_____), они (______), она (_______), мы (_________),вы (_________), ты (_______), он (_______).
2 уровень
1.В каждом словосочетании подчеркни местоимение, напиши его начальную форму и определи у него лицо, число, падеж.
Словосочетание | Нач.форма | Лицо | Число | Падеж |
Подошёл к нему | ||||
Увидел нас | ||||
Восхищается ей | ||||
Мучает меня | ||||
Говорим о тебе |
3 уровень
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.
В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.
2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.
Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо
3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику
1 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.
В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.
2 группа. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.
Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо
3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику
3 группа. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.
Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику
Местоимение
моё вам мне я о нём у меня обо мне нам нас о ней
Изменение личных местоимений по падежам
Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - | Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - |
Настроение на начало урока | Настроение на начало урока | ||||
Знание о местоимениях | Знание о местоимениях | ||||
Морфологический разбор местоимений | Морфологический разбор местоимений | ||||
Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | ||||
Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | ||||
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||||
Настроение в конце урока | Настроение в конце урока | ||||
Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - | Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - |
Настроение на начало урока | Настроение на начало урока | ||||
Знание о местоимениях | Знание о местоимениях | ||||
Морфологический разбор местоимений | Морфологический разбор местоимений | ||||
Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | ||||
Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | ||||
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||||
Настроение в конце урока | Настроение в конце урока | ||||
Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - | Карточка фиксации Ф.И._______________ | Получи лось + | Нужно доработать - |
Настроение на начало урока | Настроение на начало урока | ||||
Знание о местоимениях | Знание о местоимениях | ||||
Морфологический разбор местоимений | Морфологический разбор местоимений | ||||
Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | Изменение личных местоимений в письменной речи (работа в группе) | ||||
Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | Изменение местоимений в падежную форму. (Работа в парах). | ||||
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | ||||
Настроение в конце урока | Настроение в конце урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...
Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...
Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"
Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...
Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица
Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...
Конспект урока по русскому языку "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам."
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")
Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...