Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока «Устаревшие слова»
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.
Задачи урока:
Дидактические:
- Сформировать умение находить устаревшие слова;
- Учиться определять значение устаревших слов и употребление в речи.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы;
- Развивать навык письменной речи, посредством составления текста.
Воспитательные:
- Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2-9.docx | 179.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 09.04.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск» Класс: 2-9 Урок: 3 | Студент: Рыжова Мария Владимировна Группа: 33 Учитель: Курочкина Мария Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время:09:50-10:30 | Кабинет: 314 |
Тема урока: «Устаревшие слова»
Тип урока: рефлексия
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Сформировать умение находить устаревшие слова. 2. Учиться определять значение устаревших слов и употребление в речи. | Предметные: 1. Уметь находить значение устаревших слов с помощью толкового словаря учебника. 2.Уметь объяснять значение устаревших слов своими словами. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать навык письменной речи, посредством составления текста. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2кл., 2 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Займите свои места те, у кого сегодня хорошее настроение, кто всегда готов получать новые знания, кто не против активно поработать на нашем уроке, кто учится во 2 классе. | Приветствуют учителя. Занимают свои места. | КУУД: принимать цели совместной деятельности. | Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: решение грамматико-орфографических задач П: словарная работа Внешний контроль | Организует словарную работу. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (9 апреля), классная работа. - Где мы можем допустить ошибку в этих словах? - Возьмите карточку №1 и прочитайте задание. Вставь правильные буквы. П_льто, пр_щай, дев_чка, р_бота, род_на, с_нтябрь, т_традь, м_ш_на, мальч_к, скор_, р_сун_к, ябл_к_. -У вас есть 2 минуты, чтобы заполнить пропуски правильными буквами. -Давайте проверять. -Если вы допустили 3 ошибки, то поднимите правую руку. Если допустили 2 ошибки, то поднимите левую руку. А если допустили 0-1 ошибок, то встаньте со своего места. | 9 Апреля; клаССная, рАбота А – безударная гласная, нероверяемая СС – удвоенная буква С А – безударная гласная, непроверяемая - мы не можем проверить, какие буквы нужно вставить, поэтому должны их запонмить Выделяют орфограммы. Проводят словарную работу. Пальто, прощай, девочка, работа, родина, сентябрь, тетрадь, машина, мальчик, скоро, рисунок, яблоко. Оценивают словарную работу. | ПУУД: анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей. КУУД: слушать и понимать речь других. РУУД: проявлять готовность выполнять указанные действия. | Слайд 2 Карточка №1 |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль Ф: фронтальная М: эвристический П: сопоставление терминов со значениями | Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам. - Вы хорошо справились со словарной работой. Посмотрите на экран, можете ли вы назвать, что это такое? -Совершенно верно! -Что объединяет эти слова? -А теперь соедините слова с термином.
-Отлично. Что мы сейчас с вами сделали? | Отвечают на вопросы. Кольчуга Кафтан Боярин Терем Соединяют устаревшие слова с термином. Эти слова устаревшие
Отвечают на вопросы. -Мы вспомнили старинные слова, которые изучали на прошлом уроке. | ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; анализировать звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. | Слайд 3 Слайд 4 |
-Прочитайте этот текст Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным. -Какие слова преобладают в этом тексте? | Отвечают на вопросы учителя. -Устаревшие | |||||
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока Ф: индивидуальная М: беседа П: инструктаж Самоконтроль | Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока. - Предположите, какая же тема будет нашего урока? - Какую цель мы с вами поставим? - Для достижения цели нам необходим план урока. Попробуйте построить план в правильном порядке.
-Чтобы мы смогли отслеживать наши достижения, мы будем на протяжении всего урока заполнять нашу шкалу. -Выполнили ли мы уже какой-нибудь пункт нашего плана? -Поэтому вы можете закрасить первую ячейку нашей шкалы красным цветом. | Формулируют тему и цель урока. - Устаревшие слова, закрепление. - Закрепить знания об устаревших словах. Составляют план урока.
Оценивают свою деятельность. | ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность. РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Слайд 5 Слайд 6 Карточка №2 |
Коррекция знаний и способов действия ( 9 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: эвристическая П: дополнение утверждения Ф: фронтальная М: языковой анализ П: лексический Ф: парная М: языковой анализ П: лексический Внешний контроль | Организует ознакомление с новым материалом. -Давайте прочитаем с вами утверждение и дополним его. Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются_____________________. -Давайте проверим, правильно ли мы дополнили наше утверждение. Совершенно верно! -Скажите, что такое синонимы? -Давайте посмотрим на новые слова и попробуем подобрать слова-синонимы к каждому слову. Запишите эти слова в тетрадь. Уста, чело, дружество, зерцало+картинки к каждому слову. -Совершенно верно! -А теперь посмотрите на эти два слова. Перст, купец. -Что обозначают эти слова? -Я смотрю, что есть затруднения. Давайте найдем определение в толковом словаре нашего учебника. -Закрасьте еще одну ячейку шкалы. -Возьмите карточку, прочитайте задание. Прочитай пословицы, найди устаревшие слова и подчеркни их зеленым карандашом, объясните значение слов.
-Выполняйте это задание в парах, у вас есть 1 минута. -Давайте проверять. -Найдите значения этих устаревших слов и выпишите их в колонку в тетрадь. -Со старинными словами разобрались. Теперь попробуем объяснить значение этих пословиц. -Закрасьте еще одну ячейку шкалы. | Дополняют утверждение. Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Слова одинаковые по значению, но разные по написанию. Подбирают слова-синонимы. Уста – губы, рот Чело – лоб Дружество – дружба Зерцало – зеркало ПЕРСТ (устаревшее) — палец на КУПЕЦ — в Древней Руси: человек, который занимался торговлей. Богатый
Лапти – Очи – глаза Не вороги – не враги Рупь – Пуд – | КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. ПУУД: различать устаревшие слова и знать их значение; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. РУУД: анализировать языковой материал; находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Карточка №3 Слайд 10 Слайд 11 |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. -Посмотрите внимательно на картинку. У вас есть минута, чтобы запомнить названия частей тела. -Вставайте со своих мест, задвигайте стулья, будьте аккуратны. Встаньте прямо. Расправьте рамена. Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Улыбнитесь устами. Поднимите очи вверх, Опустите вниз. Погрозите перстом соседу. | |||||
Самостоятельная работа (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: групповая М: языковой анализ П: лексический | Организует самостоятельную работу. -Возьмите карточку, подпишите ее. Читайте задание и выполняйте его самостоятельно. 1. В каждой строке подчеркните устаревшее слово. Назови слова в каждой строчке одним словом. 1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. 2. Пальто, плащ, шуба, кафтан. 3. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. 4. Нос, рот, очи, уши. 5. Чело, нос, глаза, уши. | Выполняют самостоятельную работу. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. Пальто, плащ, шуба, кафтан. Стол, утюг, коромысло, кастрюля. Нос, рот, очи, уши. Чело, нос, глаза, уши. | КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. | Слайд 12 |
Самостоятельная работа (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Внешний контроль | 2. Напиши слова-синонимы к устаревшим словам. Боярин – Седмица – Град – Зерцало – Уста – Рупь – Перст – Обменяйтесь карточками с соседом по парте и Проверьте ответы с образцом на экране. Обменяйтесь обратно. Поднимите руку, кто не допустил ошибок? У кого 1-2 ошибки? Вы хорошо справились! -Закрасьте еще одну ячейку шкалы. | Боярин – богатый/знатный человек Седмица – неделя Град – город Зерцало – зеркало Уста – рот Рупь – рубль Перст – палец на руке | РУУД: корректировать свои учебные действия. | Карточка №4 |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание | Ф: индивидуальная М: языковой анализ П: лексический | Организует работу на закрепление знаний. -Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Прочитайте отрывки, найдите устаревшие слова и дайте им значение. 1 группа Время катит чередом, 2 группа Повели коней в конюшни 3 группа Да еще рожу конька Ростом только в тори вершка. | Читают задание упражнения. Выполняют упражнение. Устаревшие слова: Седмица и Град. Седмица - так в старину называли неделю. Град – так в старину называли город. В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин. Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. Проверяют себя. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности | Карточка №5 |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Взаимоконтроль | -А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? ...Да ещё рожу конька -Каким ростом был Конек-Горбунок? | Читают текст. Отвечают на вопросы. Он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1м55см ) | ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками. | Слайд 13 |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Самоконтроль Внешний контроль | Организует анализ деятельности обучающихся. -Давайте вспомним тему нашего урока. -Какая цель была? -Давайте посмотрим на наш план. Мы все выполнили пункты? -Давайте закрасим зеленым цветом последнюю ячейку в нашей шкале. А смайлик закрасьте в тот цвет, который вам нравится. Возьмите последнюю карточку и дополните предложения.
-Кто хочет поделиться результатом? - Вы все сегодня молодцы, отлично поработали! Спасибо вам за урок. | Проводят анализ деятельности. -Устаревшие слова и слова-синонимы -Узнать новые устаревшие слова и их синонимы Да Заполняют шкалу успеха. Анализируют шкалу успеха. Дописывают предложения. | РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку. | Слайд 15 Слайд 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Однокоренные слова.Корень слова".
Материал предназначен для учителей начальной школы...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...