Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рыжова Мария Владимировна

Тема урока «Устаревшие слова»

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Сформировать умение находить устаревшие слова;
  2. Учиться определять значение устаревших слов и употребление в речи.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы;
  2. Развивать навык письменной речи, посредством составления текста.

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2-9.docx179.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.04.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск»

Класс: 2-9

Урок: 3

Студент: Рыжова Мария Владимировна

Группа: 33

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:09:50-10:30

Кабинет: 314

Тема урока: «Устаревшие слова»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать умение находить устаревшие слова.

2. Учиться определять значение устаревших слов и употребление в речи.

Предметные:

1. Уметь находить значение устаревших слов с помощью толкового словаря учебника.

2.Уметь объяснять значение устаревших слов своими словами.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать навык письменной речи, посредством составления текста.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на

причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых

средств языка);

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2кл., 2 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Займите свои места те, у кого сегодня хорошее настроение, кто всегда готов получать новые знания, кто не против активно поработать на нашем уроке, кто учится во 2 классе.

Приветствуют учителя.

Занимают свои места.

КУУД:  принимать цели совместной деятельности.

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: решение грамматико-орфографических задач

П: словарная работа

Внешний контроль

Организует словарную работу.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (9 апреля), классная работа.

- Где мы можем допустить ошибку в этих словах?

- Возьмите карточку №1 и прочитайте задание.

Вставь правильные буквы.

П_льто,    пр_щай,  

дев_чка,  р_бота,  

род_на,    с_нтябрь,  

т_традь,   м_ш_на,    

мальч_к,  скор_,    

р_сун_к,    ябл_к_.

-У вас есть 2 минуты, чтобы заполнить пропуски правильными буквами.

-Давайте проверять.

-Если вы допустили 3 ошибки, то поднимите правую руку.

Если допустили 2 ошибки, то поднимите левую руку.

А если допустили 0-1 ошибок, то встаньте со своего места.

 9 Апреля; клаССная, рАбота

А – безударная гласная, нероверяемая

СС – удвоенная буква С

А – безударная гласная, непроверяемая

- мы не можем проверить, какие буквы нужно вставить, поэтому должны их запонмить

Выделяют орфограммы.

Проводят словарную работу.

Пальто,    прощай,  

девочка,  работа,  

родина,    сентябрь,  

тетрадь,   машина,    

мальчик,  скоро,    

рисунок,    яблоко.

Оценивают словарную работу.

ПУУД:  анализировать графическую

информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: слушать и понимать речь других.

РУУД: проявлять готовность выполнять указанные действия.

Слайд 2

Карточка №1

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: сопоставление терминов со значениями

Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам.

- Вы хорошо справились со словарной работой. Посмотрите на экран, можете ли вы назвать, что это такое?

https://polinka.top/uploads/posts/2023-06/1685959094_polinka-top-p-kolchuga-kartinka-krasivo-16.jpg

https://i.pinimg.com/originals/aa/86/8f/aa868fe3ee59cf42a313040a53c16c53.jpg

https://slavtradition.com/images/svodki/2022/02/23/018_.jpg

https://tsk-service.ru/wp-content/uploads/e/5/8/e58a6ea677c3799e0e88e1be01da47ac.jpeg

-Совершенно верно!

-Что объединяет эти слова?

-А теперь соедините слова с термином.

  • Старинная воинская защитная одежда.
  • Дом в виде башни.
  • Человек старинного знатного рода, приближённый к князю, царю.
  • Старинная мужская одежда.

-Отлично.  Что мы сейчас с вами сделали?

Отвечают на вопросы.

Кольчуга

Кафтан

Боярин

Терем

Соединяют устаревшие слова с термином.

Эти слова устаревшие

  • Старинная воинская защитная одежда.
  • Старинная мужская одежда.
  • Человек старинного знатного рода, приближённый к князю, царю.
  • Дом в виде башни.

Отвечают на вопросы.

-Мы вспомнили старинные слова, которые изучали на прошлом уроке.

ПУУД:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

анализировать звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Слайд 3

Слайд 4

-Прочитайте этот текст

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

-Какие слова преобладают в этом тексте?

Отвечают на вопросы учителя.

-Устаревшие

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Ф: индивидуальная

М: беседа

П: инструктаж

Самоконтроль

Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока.

- Предположите, какая же тема будет нашего урока?

- Какую цель мы с вами поставим?

- Для достижения цели нам необходим план урока.

Попробуйте построить план в правильном порядке.

  • Выполнить самостоятельную работу.
  • Повторить  пройденную тему.
  • Подвести итог урока.
  • Закрепить свои знания.
  • Узнать новые значения устаревших слов.

-Чтобы мы смогли отслеживать наши достижения, мы будем на протяжении всего урока заполнять нашу шкалу.

-Выполнили ли мы уже какой-нибудь пункт нашего плана?

-Поэтому вы можете закрасить первую ячейку нашей шкалы красным цветом.

Формулируют тему и цель урока.

- Устаревшие слова, закрепление.

- Закрепить знания об устаревших словах.

Составляют план урока.

  1. Повторить  пройденную тему.
  2. Узнать новые значения устаревших слов.
  3. Закрепить свои знания.
  4. Выполнить самостоятельную работу.
  5. Подвести итог урока.

Оценивают свою деятельность.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий.

КУУД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Слайд 5

Слайд 6

Карточка №2

Коррекция знаний и способов действия  ( 9 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: эвристическая  

П: дополнение утверждения

Ф: фронтальная

М: языковой анализ

П: лексический

Ф: парная

М: языковой анализ

П:  лексический

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

-Давайте прочитаем с вами утверждение и дополним его.

Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются_____________________.

-Давайте проверим, правильно ли мы дополнили наше утверждение. Совершенно верно!

-Скажите, что такое синонимы?

-Давайте посмотрим на новые слова и попробуем подобрать слова-синонимы к каждому слову. Запишите эти слова в тетрадь.

Уста, чело, дружество, зерцало+картинки к каждому слову.

-Совершенно верно!

-А теперь посмотрите на эти два слова.

Перст, купец.

-Что обозначают эти слова?

-Я смотрю, что есть затруднения. Давайте найдем определение в толковом словаре нашего учебника.

-Закрасьте еще одну ячейку шкалы.

-Возьмите карточку, прочитайте задание.

Прочитай пословицы, найди устаревшие слова и подчеркни их зеленым карандашом, объясните значение слов.

  • Своих лаптей испугался.
  • Очи орлиные, а крылья комариные.
  • И нашими и вашими за рупь спляшем.
  • Глаза человеку не вороги.
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.

-Выполняйте это задание в парах, у вас есть 1 минута.

-Давайте проверять.

-Найдите значения  этих устаревших слов и выпишите их в колонку в тетрадь.

-Со старинными словами разобрались. Теперь попробуем объяснить значение этих пословиц.

-Закрасьте еще одну ячейку шкалы.

Дополняют утверждение.

Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы.

Слова одинаковые по значению, но разные по написанию.

Подбирают  слова-синонимы.

Уста – губы, рот

Чело – лоб

Дружество – дружба

Зерцало – зеркало

ПЕРСТ (устаревшее) — палец на
руке. Коснулся перстами; один как перст (одинокий).

КУПЕЦ — в Древней Руси: человек, который занимался торговлей. Богатый
купец.

  • Своих лаптей испугался.
  • Очи орлиные, а крылья комариные.
  • И нашими и вашими за рупь спляшем.
  • Глаза человеку не вороги.
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.

Лапти –

Очи – глаза

Не вороги – не враги

Рупь –

Пуд –

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

ПУУД:

различать устаревшие слова и знать их значение;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

РУУД: анализировать языковой материал;  находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Карточка №3

Слайд 10

Слайд 11

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

-Посмотрите внимательно на картинку. У вас есть минута, чтобы запомнить названия частей тела.

-Вставайте со своих мест, задвигайте стулья, будьте аккуратны.

Встаньте прямо.

Расправьте рамена.

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Улыбнитесь устами.

Поднимите очи вверх,

Опустите вниз.

Погрозите перстом соседу.

Самостоятельная работа

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: групповая

М: языковой анализ

П: лексический

Организует самостоятельную работу.

-Возьмите карточку, подпишите ее. Читайте задание и выполняйте его самостоятельно.

1. В каждой строке подчеркните устаревшее слово. Назови слова в каждой строчке одним словом.

1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

2. Пальто, плащ, шуба, кафтан.

3. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

4. Нос, рот, очи, уши.

5. Чело, нос, глаза, уши.

Выполняют самостоятельную работу.

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.

Чело, нос, глаза, уши.

КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

Слайд 12

Самостоятельная работа

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Внешний контроль

2. Напиши слова-синонимы к устаревшим словам.

Боярин –

Седмица –

Град –

Зерцало –

Уста –

Рупь –

Перст –

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и

Проверьте ответы с образцом на экране. Обменяйтесь обратно. Поднимите руку, кто не допустил ошибок? У кого 1-2 ошибки?

Вы хорошо справились!

-Закрасьте еще одну ячейку шкалы.

Боярин – богатый/знатный человек

Седмица – неделя

Град – город

Зерцало – зеркало

Уста – рот

Рупь – рубль

Перст – палец на руке

РУУД: корректировать свои учебные действия.

Карточка №4

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание

Ф: индивидуальная

М: языковой анализ

П: лексический

Организует работу на закрепление знаний.

-Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими.

Прочитайте отрывки, найдите устаревшие слова и дайте им значение.

1 группа

Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

2 группа

Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

3 группа

Да еще рожу конька

Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Читают задание упражнения.

Выполняют упражнение.

Устаревшие слова: Седмица и Град.

Седмица -  так в старину называли неделю.

Град – так в старину называли  город. 

В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян.  

Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. 

В этом отрывке мы  встретили такие слова: вершок, аршин.

Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. 
Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см.
 

Проверяют себя.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности

Карточка №5

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Взаимоконтроль

-А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? 

...Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём, —
И на первую седмицу
Братья едут в град-столицу.

-Каким ростом был Конек-Горбунок?

Читают текст. Отвечают на вопросы.

Он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1м55см )

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

Слайд 13

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Самоконтроль

Внешний контроль

Организует анализ деятельности обучающихся.

-Давайте вспомним тему нашего урока.

-Какая цель была?

-Давайте посмотрим на наш план. Мы все выполнили пункты?

-Давайте закрасим зеленым цветом последнюю ячейку в нашей шкале. А смайлик закрасьте в тот цвет, который вам нравится.

Возьмите последнюю карточку и дополните предложения.

  • Мне понравилось на уроке…
  • Мне запомнилось на уроке…
  • Мне было трудно…

-Кто хочет поделиться результатом?

- Вы все сегодня молодцы, отлично поработали! Спасибо вам за урок.

Проводят анализ деятельности.

-Устаревшие слова и слова-синонимы

-Узнать новые устаревшие слова и их синонимы

Да

Заполняют шкалу успеха.

Анализируют шкалу  успеха.

Дописывают предложения.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

Слайд 15

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...