Знакомство с возвратной формой глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: Знакомство с возвратной формой глагола.
ЦЕЛИ:
- Познакомить с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -ся, -сь.
- Ознакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением».
- Формировать умение различать и образовывать такие глаголы.
- Совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с возвратной формой глагола.
ЦЕЛИ:
- Познакомить с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -ся, -сь.
- Ознакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением».
- Формировать умение различать и образовывать такие глаголы.
- Совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, ИКТ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
- Сегодняшний урок я хочу начать следующими словами:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
- О чём нам хотел сказать автор?
II. Актуализация знаний.
- Какую большую тему мы с вами изучаем?
- Над какой частью речи мы работаем?
(Слайд 2)
Нам надо помочь сделать дядюшке Глаголу ремонт. Если я называю глагол вы хлопаете в ладоши, если существительное не хлопаете.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок.
Женька очень помог Глаголу. Он зашёл, подмёл, навёл, осёл, колол, привёл, укол, мукомол, богомол, протёр, затёр, шофёр, подпёр, подтёр, шатёр, бобёр, ковёр, костёр, припёр, утёр и оттёр.
Знаете, что оттёр? Шляпу Глагола от извёстки!
Давайте поиграем в игру “Пресс-конференция”. Корреспонденты задают вопросы специалистам по изучаемой теме.
(Проходит повторение знаний о глаголе).
III. Словарная работа.
- Прочитайте слова, записанные у вас на карточках 1, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
Встр . чать, об . яснить, подк . тить .бм .нять, рад . вать, см . треть, св . рить, расчес . ваться
- Давайте проверим, как вы вставили пропущенные буквы.
Проверка - (Слайд 3) – буквы выплывают
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что объединяет эти слова? (это глаголы неопределенной формы)
- Какие глаголы мы относим к неопределенной форме? (не изменяются по лицам, числам, родам)
- Чем отличаются эти слова? (глаголы совершенного и несовершенного вида)
- Какие глаголы относятся к совершенному виду, а какие к несовершенному виду?
- Запишите эти глаголы, разбив на две группы (На доске – таблички «Совершенный вид, несовершенный вид). два человека – у доски, остальные – в тетради).
- оцените свою работу.
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать Радовать Смотреть Расчесываться | Объяснить Обменять Сварить Подкатить |
- Изучение нового материала.
- Выявление места и причины затруднения.
- Что заметили?
- Чем необычен глагол - расчесываться? (к нему присоединился слог ся)
- Выход проекта.
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? Какие задачи будем решить на уроке? (на доску – цели)
- Как называется новый тип глаголов?
- Чем является -ся, -сь у этих глаголов?
- Как пишутся такие глаголы?
- С помощью чего мы можем решить поставленные задачи? (материал учебника, наблюдение над образованием данных глаголов)
- Реализация проекта.
- - С помощью чего образуется данный тип глагола? (-ся)
- Можно ли записанные нами глаголы превратить в глаголы, подобные глаголу расчесываться?
- Сделайте это через черточку с данными глаголами (работа на доске парами, в тетрадях – ниже уже записанных глаголов).
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать - встречаться Радовать - радоваться Смотреть - смотреться Расчесываться | Объяснить - объясниться Обменять - обменяться Сварить - свариться Подкатить - подкатиться |
- Чем отличаются слова в каждой паре?
- Что можно сказать о действиях, обозначенных глаголами встречать, радовать, смотреть? На что направлено действие? (Действие направлено на предмет)
- Сравните эти глаголы. На что направлено действие образованных нами глаголов? (Действие направлено на себя).
- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)
- Какую смысловую нагрузку несёт -ся? (действие возвращается на себя)
- Как бы вы назвали такие глаголы?
- В русском языке их называют возвратные!
- Это тема нашего урока! (Плакат с темой урока открываю на доске.)
Новый тип глаголов называется возвратные глаголы. Они образуются при помощи –ся, - сь и обозначают действие, направленное на себя.
- Еще раз посмотрите на возвратные глаголы неопределенной формы и сделайте вывод об их написании.
2. Чем же является -ся у возвратных глаголов?
- Чем интересен этот суффикс? (он всегда стоит на конце слова, входит в основу)
Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал “себя”, “сам”. Давайте проверим, сохранил ли –ся такое значение в глаголах:
Умыться (умыть себя)
Решаться (решает сам)
Вывод: глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
3. Как пишутся возвратные глаголы в неопределенной форме? Давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 102. (Чтение правила)
- Что мы выяснили сами, а что нового подсказало правило?
- Завершите морфемный разбор глаголов (на доске, в тетради)?
III. Физминутка.
Если я называю возвратный глагол – вы руки поднимаете вверх, если другой – хлопаете.
(плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать)
IV. Исследовательская работа.
Продолжим исследование. Предлагаю вам поработать в парах. У вас есть карточки № 2. Сравните глаголы 1 и 2 столбика.
- Чем отличаются глаголы в 1-ом и 2-ом столбиках?
умываться | умывается |
причесываться | причесывается |
решаться | решается |
питаться | питается |
учиться | учится |
- К чему присоединился суффикс –ся? (к неопределенной форме глагола) Как догадались? (по вопросу и по суффиксу - ть)
- Во втором столбике к чему присоединили суффикс –ся? (к глаголу в форме 3-го лица ед. ч.)
- Чем является в слове –ет? Выделите окончание.
- Что интересного заметили? Тип глаголов изменился? (Суффикс –ся(-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола).
V. Первичное закрепление.
- Работа с отрывком из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр» (Слайд 4)
- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны? Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить значение этих слов.
(Слайд 5)
Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).
(Слайд 6)
Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
- К чему призывает нас Чуковский?
- Какие глаголы использует автор?
- Какой глагол, на ваш взгляд, лишний? (нырять)
- Образуйте от него форму возвратного глагола. Получилось? (нет)
- В русском языке есть глаголы, которые никогда не примут возвратного значения: стою, блестишь, гремит, бормочет, ползешь, бежать, танцевать, отвечать.
Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется.
- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)
- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)
2. Сравнение транскрипций.
Работа в парах.
Сравните транскрипцию двух глаголов
-На партах у вас есть карточки зеленого цвета.
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца].
Пти[ца] сини[ца ]
в воду гляди[ца].
- Прочитайте стихотворение.
(СЛАЙД 7)
Солнце садится,
Струится водица.
Птица синица
в воду глядится.
- Чем отличается запись этих слов? (На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на экране эти же слова записаны буквами.)
-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов.
- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?
- Как избежать этой ошибки?
- Что вы должны помнить? (ца – у существительных, тся, ться – у глаголов)
3.Работа в группах.
- Давайте поработаем в группах. У каждой группы – разные задания. Выполните их.
1гр.. Вставить пропущенные буквы и объяснить.
Странные вещи со мною случаются:
Я ог…рчаюсь — все ог…рчаются!
И ог…рчённые дети встречаются,
И ог…рчённо дерев…я к…чаются...
Я улыбаюсь — горе к…нчается!
Всюду в…сёлые лица встр…ч..ются.
Всюду дерев…я от смеха к…ч…ются!
Но почему же так получается?
2гр. Укажите лицо и число глаголов и назовите личные окончания. Выделить возвратный суффикс.
3гр. Разобрать 1 предложение по членам, дать характеристику.
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь — все огорчаются!
И огорчённые дети встречаются,
И огорчённо деревья качаются...
4 гр. Соедини фразеологизмы с синонимичными возвратными глаголами, запишите в тетрадь, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратный.
Душа в пятки ушла- Совать нос- Навострить уши- Покатиться со смеху- | засмеяться вмешиваться испугаться прислушаться |
- Душа в пятки ушла – испугаться
- Совать нос – вмешиваться
- Навострить уши – прислушаться
- Покатиться со смеху - засмеяться
VI. Рефлексия.
- Какая была тема нашего урока?
- Что вы для себя нового узнали на уроке?
Сегодня ты искал, творил.
Знания новые открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко
Ты будешь выполнять.
- Чем будем заниматься на следующем уроке?
Зажмите руку в кулак и……
Кому было интересно- разогните мизинец.
Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.
Кто хорошо работал – средний.
Кто помогал работе в парах – указательный.
Кому урок понравился – большой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с возвратной формой глагола
Урок русского языка в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"...
Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и -ться"
Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."
На уроке дети познакомятся с понятием возвратная форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развива...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»
Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...
Знакомство с возвратной формой глаголов
Данный материал знакомит с возвратной формой глагола...