Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке дети познакомятся с понятием возвратная форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развивать наблюдательность, внимание. умение анализировать и делать выводы. Продолжать воспитывать на уроке любовь к родному языку, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus._yaz.zip | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Знакомство с возвратной формой глагола
Правописание глаголов с тся и ться».
подготовила
учитель начальных классов
Бельских Татьяна Николаевна
Тема урока: Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с тся и ться.
Цели урока: Познакомить детей с понятием «возвратная форма глагола»; формирование у уч-ся умения написания глаголов с тся и ться, расширить знания детей по теме «Глагол». Развивать у уч-ся умение выделять главное, мыслить логически, развивать внимание детей, творческое начало, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету. Ход урока:
1. Языковая разминка.
Белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник, трава.
- Прочитайте данные слова. В какой они форме?
- Изменяя форму слов, составьте предложение.
-Запишите с комментированием.
_Разберите глагол раздвинуть, как часть речи.
2. Актуализация знаний. (повторение знаний о глаголе.)
- Какая ч. речи наз. глаголом?
- Как изменяются глаголы?
- Что наз. спряжением?
- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончаним?
3.Наблюдение и постановка проблемы.
прочитайте эти строчки:
- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани….
- Кто автор этих строк?
- Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли лишний? (нырять)
- Что общего у всех ост. глаголов?
- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает ся? и.т.д.)
4. Решение проблемы.
- Наблюдение по учебнику.
а) Упр. 274 выполняется по» шагам» в задании.
Ученики отвечают на первый проблемный вопрос: ся- суффикс.
- Чем интересен этот суффикс? (стоит на конце слова.)
- На кого направлено действие у глаголов с суффиксом –ся-?
- Как называется такая форма глагола?
- А теперь сравните свой вывод с выводом авторов учебника.
- Спишите 3 пары глаголов и выделите суффикс.
- Итак, кто же догадался, над какой темой урока мы сегодня работаем, кто попробует сформулировать? (Знакомство с возвратной формой глагола.)
- Продолжим наше исследование. (упр. №274 )
-Посмотрите на транскрипцию глаголов
- Какую ошибку можно допустить?
-Как избежать этой ошибки, зная состав слова?
- Сравните глаг. В 1 и 2 столбиках. К чему присоединяется суфф. –ся- в 1 столбике? ( К неопр. Форме ) Как догадались? ( по вопросу )
- А во 2 ? ( к глаголу в форме 3 л. Наст. вр. Ед. ч. )
- Какой вопрос возник снова?
- Так почему же буква ь, то пишется, то не пишется в сочет. тся и ться, сделайте вывод.
- Сравните его с выводом авторов учебника.
- Ребята, обратите внимание на обозначение - тся и ться –это орфограмма.
- Спишите 3 пары глаголов и обозначьте орфограмму.
- Итак, с каким же понятием, с какой орфограммой мы познакомились еще на уроке?
- Сформулируйте теперь полностью тему урока.( Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться. )
5. Физкультминутка.
- Итак ребята, вы пришли к выводу, что –ся- это суффикс, который указывает на возвратную форму глагола, что ться пишется, если глагол стоит в неопр. форме, а тся в форме 3-л. ед. и мн. числа. или по вопросу.
- А у меня к вам снова вопрос, при разборе по составу будет ли суфф.-ся- входить в основу глагола?
- Посмотрите на доску, такая основа называется прерывистой.
6.Первичное закрепление.
1) Упр. № 275 ( с комментированием в громкой речи )
2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выборочный диктант. ( в 2 столбика тся и ться )
Он за всё берётся, да не всё удаётся.
Будешь трудиться, будет и хлеб водиться.
Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.
- Посмотрите на экран, проверьте, поднимите руку у кого так?
7.Итог урока.
- Как образуется возвратная форма глагола?
- Входит ли суфф.- ся- в основу глагола?
-С какой орфограммой познакомились?
-Назовите 2 способа проверки, когда в сочетании тся и ться ь знак пишется, а когда не пишется?
- Назовите ключевые слова урока? ( глагол
суффикс- ся-
возвратная ф. глагола
сочетание тся и ться
прерывистая основа )
- Ребята, поднимите руку, кто, уходя сегодня с урока научился различать глаголы возвратной формы?
- Кто запомнил и не сделает больше ошибок в написании –тся и –ться?
Я надеюсь, что у вас не будет больше затруднений в написании и разборе глаголов в возвратной форме, у вас обязательно всё получится!
8. Домашнее задание.( творческое )
Составить 4-5 предложений с глаголами в возвратной форме .
Список использованной литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2010
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010
3.Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. - М., 1989
4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Обобщение знаний о глаголе".
Тема: Обобщение знаний о глаголе....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"
Используя разнообразные задания на примере пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"
На примере разнообразных заданий по пословицам обучающиеся закрепляют материал о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"
Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе".
В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний о глаголе"
В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" во 2 классе по программе Школа России.
Конспетк урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"...