Знакомство с возвратной формой глагола
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_vozvratnoy_formoy_glagola.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку в 4 классе

14.04.2009год

ТЕМА: Знакомство с возвратной формой глагола.

ЦЕЛИ: Познакомить  с возвратной формой глагола и правописанием

            глаголов с – тся, - ться.

             Развивать умения писать – тся и – ться в глаголах.

             Совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её

             правильной, точной.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Какую широкую тему мы с вами изучаем?

- Над какой частью речи мы работаем?

Давайте поиграем в игру «Пресс - конференция». Корреспонденты задают вопросы специалистам по изучаемой теме.

(Проходит повторение знаний о глаголе).

III. Словарная работа.

- Давайте проведем словарную работу. Запишите слова под диктовку.

Готовить, иметь, клеить, сверкать, строить, гладить.

- Слова какой части речи записали?

- Что объединяет эти слова?

- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?

Задание: определить спряжение глаголов.

- Как определили спряжение?

Обозначьте глагольный суффикс.

IV. Наблюдение и постановка проблемы.

Учитель читает строчки: «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

- Кто автор этого произведения?

- Как оно называется?

- Назовите глаголы.

- На что они оканчиваются?

- Есть ли лишний среди них?

- Что общего у всех остальных глаголов?

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает –ся?)

V. Решение проблемы.

На доске записаны слова.

Катать – кататься

Учить – учиться

Получить – получиться

Решать – решаться

- Сравните эти слова по смыслу и по составу. Что вы заметили? (сравнивают по составу и говорят, что –ся – это суффикс).

- Чем интересен этот суффикс? (он всегда стоит на конце слова)

Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Давайте проверим, сохранил ли –ся такое значение в глаголах:

Умыться (умыть себя)

Решаться (решает сам0

Вывод: глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

- А вот как называется такая форма глагола, давайте прочитаем по учебнику.

VI. Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса.

Работа в группах. Сравните транскрипцию двух глаголов

[у ч и т]                         [у ч и ц а]

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?

- Как избежать этой ошибки?

- Что вы должны помнить? (ца – у существительных, ся – у глаголов)

VII. Физминутка.

VIII. Исследовательская работа.

Продолжим исследование. Предлагаю вам поработать в группах.

- Сравните глаголы 1 и 2 столбика.

- Чем отличаются глаголы в 1-ом и 2-ом столбиках?

умываться        умывается

причесываться                                причесывается

решаться                                          решается

питаться                                           питается

 учиться                                            учится

- К чему присоединился суффикс –ся? (к неопределенной форме глагола) Как догадались? (по вопросу и по суффиксу - ть)

- Во втором столбике к чему присоединили суффикс –ся? (к глаголу в форме 3-го лица ед. ч.)

- Чем является в слове –ет?

- Что интересного заметили?

- Чем различаются в написании эти глаголы? Почему?

- Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква ь, то не пишется?

Ученики делают вывод.

- Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании сло с –ться, -тся?

Сравните свой вывод с выводом учебника с. 84

- Так какую цель мы сегодня преследуем на уроке?

IX. Первичное закрепление.

1.Работа с компьютерами (выполняют задания, распределяя слова в два столбика).

2. Упражнение 275 (самостоятельно). Проверка по образцу.

3. Работа в группах (с пословицами). Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Объяснить смысл пословицы.

1. С умным разговорит…ся, что меду напит…ся.

2. Счастье в воздухе не вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

3. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся.

X. Домашнее задание.

С.96, упр.6

XI.Итог урока

- Какая тема была нашего сегодняшнего урока?

- Что вы для себя нового взяли на уроке?

- А как вы думаете, входит ли в основу слова возвратная форма глагола?

- Почему?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

        

умываться                                    умывается

причесываться                                причесывается

решаться                                          решается

питаться                                           питается

 учиться                                            учится

[у ч и т]                         [у ч и ц а]

1. С умным разговорит…ся, что меду напит…ся.

2. Счастье в воздухе не вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

3. Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."

На уроке дети познакомятся с понятием  возвратная  форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развива...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...

Знакомство с возвратной формой глаголов

Данный материал знакомит с возвратной формой глагола...

Урок русского языка в 4 классе "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся, -ться"

На уроке используется технология проблемного диалога. Учащиеся овладевают понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), учатся разграничивать формы на –ться и –тся, обозначать орф...