Технологическая карта урока русского языка "Виды предложений по интонации" (УМК Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: формирование понятия о видах предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

2) учить объяснять выбор знака препинания;

1)формировать понятие о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Предметные:

1) учиться определять виды предложений по цели высказывания;

2)  учиться определять вид предложения по интонации;

3) учиться выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Развивающие:

1) способствовать интонационно правильно произносить предложения;

2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

 

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 3 класс часть 1., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rya.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 17. 09. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 3Б

Урок: 1

Время:14:00 – 14:40  Кабинет: 209

Студент: Байгильдина К.Ф.

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Виды предложений по интонации»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о видах предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

2) учить объяснять выбор знака препинания;

1)формировать понятие о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Предметные:

1) учиться определять виды предложений по цели высказывания;

2)  учиться определять вид предложения по интонации;

3) учиться выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Развивающие:

1) способствовать интонационно правильно произносить предложения;

2)продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 3 класс часть 1., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует учащихся

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Фанилевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Итак, давайте немного поднимем друг другу настроение и подарим частичку тепла. Потрите ладошки друг о друга, теперь приложите свои ладони к ладоням соседа. Так вы подарили частичку тепла и взяли её взамен.

-Девизом нашего сегодняшнего урока будет пословица: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

-На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – задания оказались слишком трудные.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Каждый день мы узнаём что-то новое

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Минутка чистописания

- Начнем наш урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: Семнадцатое сентября и классная работа. Объясните орфограммы в числе и слове «классная».

-Пишем красиво, старательно. Теперь пишем словосочетания под диктовку через запятую:

Домашнее задание, прекрасная черёмуха, контрольная по русскому.

-Теперь составьте предложение с любым из этих словосочетаний. 1 вариант пишет – вопросительное предложение, 2 вариант – повествовательное, 3 вариант – побудительное.

-Первый вариант, прочтите предложение. Что можете о нём сказать? Почему ваше предложение вопросительное?

-Второй вариант, прочтите предложение. Что можете о нём сказать? Почему оно повествовательное?

-Третий вариант, прочтите предложение. Что можете о нём сказать? Почему ваше предложение побудительное?

-Оно вопросительное, потому что на конце предложения стоит вопр. знак.

-Оно повествовательное, потому что на конце стоит точка.

-Побудительное, потому что побуждают к действию.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

 -Итак, какие же бывают виды предложений по цели высказывания?

-Верно. Скажите, что они значат?

-Теперь вспомним, что такое предложение?

-На ваших столах лежат листы с определением «предложение», но в нём пропущены слова. Ваша задача вставить их в паре со своим соседом по парте.

«Предложение – это___________  или _____________ слов, которые выражают _________________  мысль.»

-Теперь проверим.

-Также вы видите на доске, что предложения делятся ещё и по интонации. Это нам сегодня и предстоит узнать.

-Верно, попробуйте сформулировать тему урока.

Тема: «Виды предложений по интонации»

-Теперь давайте составим цели на наш сегодняшний урок

Цели:

Узнать…

Научиться…

- Чтобы достичь поставленных целей, составим план урока.

- Посмотрите на слайд, в пунктах плана пропущены слова. Попробуйте их вставить.

1. Узнать, какими бывают предложения …..

2. Работать с…..

3. Выполнить …… работу

4. Подвести …

- Прочитайте пункт плана еще раз. Отлично, молодцы, продолжаем работу.

-Посмотрите на доску и прочитайте небольшой отрывок из произведения:

Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше Ворону!

-Какой знак стоит в конце каждого предложения?

-Значит, с какой интонацией мы произносим эти предложения?

-Верно. Теперь посмотрите на доску и подумайте, какие бывают предложения по интонации?

1. Выдвигают

варианты

формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.            

-Предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повеств. – сообщают, повествуют о чём-либо; вопр. – содержат вопрос; побуд. – побуждают к действию кого-либо.

-Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

-«Виды предложений по интонации»

-Узнать, какими бывают предложения по интонации;

Научиться составлять такие предложения.

1. Узнать, какими бывают предложения по интонации;

2. Работать с правилом

3. Выполнить самостоятельную работу

4. Подвести итоги

-Стоит восклицательный знак.

-С восклицательной интонацией.

-Восклицательные

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы (беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

  1. Организовывает работу обучающихся.

-Откройте учебники на стр.20 и найдите упр.27. Прочитайте текст.

-Что это?

-Верно. А как нужно произносить предложения с восклицательным знаком?

-Теперь давайте наконец узнаем, что такое «восклицательное предложение».

-Откройте стр.21 и прочитайте про себя правило в начале страницы.

-Теперь расскажите это правило друг другу в парах.

(Спросить детей, например: Катя, что тебе рассказала Маша?)

-Вот мы с вами и узнали, что предложения по интонации бывают восклицательными. Но у нас осталась еще одна пустая стрелочка в таблице. Значит какие предложения еще бывают? Восклицательные иии…?

-А что значит невосклицательные? Давайте узнаем. Найдите на этой же странице еще одну небольшую желтую рамочку с правилом. Прочитайте его про себя.

-Теперь расскажите друг другу в парах.

(Спросить детей)

-Отлично, молодцы! Какие пункты плана мы с вами выполнили?

-Что вы вспомнили? Что узнали нового?

-Нарисуйте на листе самооценки соответствующий смайлик.

-Давайте вернёмся к таблице.

-Откройте стр.22

-Прочитаем примеры невосклицательных предложений.

-Теперь прочитаем восклицательные.

-Обязательно обратите внимание на то, что в конце вопросительно-восклицательных предложениях ставится и вопрос и восклицательный знак!

-Восклицательный знак

-Нужно произносить с сильным чувством.

-Восклицательные и невосклицательные.

-Узнать, какие предл. бывают по интонации и работа с правилом.

-Вспомнили, какие предл. бывают по цели высказывания и узнали, что предложения делятся на воскл. и невоскл.

Читают.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

2. Организует работу в тетрадях.

-Откройте стр.22 и найдите упр.30

-Прочитайте задания.

-Итак, первое. Какое оно будет по цели высказывания и по интонации?

(так доделываем всё упражнение)

-Теперь прочитаем эти же предложения с восклицательной интонацией. Напомните, как читаются восклицательные предложения?

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Выполняют работу в тетради.

1) Повеств., невоскл.

2) повеств, невоскл.

3) вопр, невоскл.

4) повеств, невоскл.

5) побудит, невоскл.

6) побуд, невоскл.

-Выражая сильные чувства, например радость, испуг, удивление и т.д.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-А теперь отдохнём.

(Танцевальная физминутка)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

2. Контролирует работу.

-Откройте стр.23 упр.32.

-Давайте прочитаем текст.

-Вашей задачей будет записать этот текст у себя в тетрадях, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания в конце предложения.

-Проверяем.

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

-Что ты ищешь там?

-Нектар!

-А тебе не надоело? Не наскучило искать?

-Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

-Какой пункт плана мы с вами выполнили?

-Над чем мы поработали?

-Верно. Нарисуйте соответствующий смайлик на листах самооценки.

1. Выполняют самостоятельную работу.

-Выполнить самостоятельную работу

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

-Посмотрите на доску и прочитайте предложение:

В тёмный лес дремучий заглянула осень.

-Запишите его.

-Теперь дадим характеристику этому предложению по памятке. Открываем скобки после предложения.

-Какое это предложение по цели высказывания?

-Является ли это предложение восклицательным? Почему?

-Это простое или сложное предложение?

-Распространённое или нераспространённое?

-Повеств.

-Не является, потому что нет воскл. знака.

-Простое, потому что одна грамматическая основа.

-Распространённое, потому что в нём несколько прилагательных.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

-Расскажите, что вы вспомнили о предложениях?

-Давайте вернёмся к нашему девизу урока: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

-Кто считает, что он стал сегодня мудрее?

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Достигли ли мы поставленных целей? С помощью чего?

-Какой пункт мы с вами выполнили?

Оцените свою работу на листах самооценки.

-У кого 4 зелёных смайлика? 3? 2? 1? И т.д.

-За урок я поставила отметки… (имена детей)

1. Оценивают свою работу.

-Повеств., вопр., побуд.

-Воскл. и невоскл.

-Подвести итоги

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. 

Р: выполнение контроля и оценки работы; 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:  совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Число глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Число глаголов.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, изменять глаголы поЗадачи урока...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 13.04. 2022Школа: №45Класс: 2 ВУрок: 1Время: 8:00 – 8:40 Кабинет:40Студент: Никифорова ПолинаГруппа: 42Учитель: Лещева И. Г....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления об имени прилагательном как части речи, его значении и употреблении в речи.Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», формирование умения распознавать их в тексте.Задача урока по практической ча...