Технологическая карта урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?»

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять глаголы в речи.

Дидактические:

-знать, что такое глагол;

-знать его постоянные и непостоянные признаки;

-уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Развивающие:

-развивать логическое мышление при  помощи  наглядного материала;

-развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность и внимательность;

-проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-осознавать личностный смысл учения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 06.04.2022

Школа: МОУ «Основная общеобразовательная школа» села Александровка

Класс: 3

Урок: 3

Время: 8:55 – 9:35

Кабинет: 203

Студент: Овсянникова Ксения

Группа: 46

Учитель: Белоглазова Л.А.

Тема урока «Что обозначает глагол?»

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблять глаголы в речи.

Дидактические:

  • знать, что такое глагол;
  • знать его постоянные и непостоянные признаки;
  • уметь применять все свои знания о глаголах при выполнении упражнений.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при  помощи  наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Оборудование:учебник «Русский язык» 3 класс,2 часть УМК «Школа России» Канакина,Горецкий;рабочая тетрадь,учебная презентация,раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Приветствует учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

Будем мы внимательны, активны и старательны!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют учителя

Показывают готовность к уроку

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: решение грамматико-орфографических задач; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует счет с целью актуализации знаний.

2. Ставит проблемную ситуацию.

Словарно – орфографическая работа. (Слайд)

К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л.

- Прочитайте слова.

- Что вы о них можете сказать?

- На какие 3 группы можно разделить? (записать)

- Что можете сказать о словах каждого столбика?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что знаете об имени прилагательном?

- О части речи, слова которой записали в 3 столбик, мы поговорим чуть позже.

1. Выполняют задания учителя.

2. Участвуют в диалоге

КАртофель, чЁрный, рЯбина, жЕлать, жЁлтый, шЁл.

Существительные, прилагательные, глаголы

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Помогает сформулировать тему урока

Помогает сформулировать цели на урок

Прочитайте текст.

Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.

- Понравился ли вам текст?

- Всё ли было понятно?

- Что следует сделать, чтобы понять содержание текста?

- Какие слова вы предлагаете поставить?

- Давайте восстановим текст.

- Чем похожи слова?

- Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Как называется часть речи?

- Определите тему урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

Формулируют тему урока

Ставят цели на урок

- Нет.

- Нет.

- Добавить действие.

- Глаголы: гремит, сверкает, льёт, бегут, шумят, поют.

- Окончаниями

- Действие

- Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

- Глагол

- Тема сегодняшнего урока: «Глагол»

- Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая … кровь языка. (А. Югов).

Гудят глаголы, как деревья,

Промёрзшие и в хлопьях птиц! В. Соснора

Почему писатели произносят похвальное слово глаголу?

Кто может рассказать всё, что он знает о глаголе?

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом напечатано в учебнике?

С. 101 (сведения об языке)

- Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника?

- У нас возникает проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

- Давайте займёмся поисками решения этой проблемы

- Как будем действовать?

Предлагаю составить кластер. В центре кластера я запишу глагол, рядом же основные признаки глагола.

Откройте учебники на странице 100, упражнение 169. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Упражнение 169

Прочитайте

  1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
  2. Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

Итак, каким членом предложения является глагол?

Можем записать это в наш кластер.

Теперь откройте страничку 101, посмотрите упражнение 171.

Упражнение 171

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Как забияка налетит – я его половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник.
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Что мы ещё можем записать в кластер? Правильно, вопросы и то, что обозначает глагол.

Хорошо!

Отвечают на вопросы учителя

Потому что благодаря глаголу наша речь приобретает смысл.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И тд.

- Вспоминать информацию все вместе.

Упражнение 169

Прочитайте

1.Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.

2.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.

  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

1.Художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник (большая разливательная ложка с длинной ручкой.).
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина (бежал, налетел, вернулся, налетел, налетает, бьёт, клюёт, жил, поджидал, набрасывался, вцепит, налетит, боялся ). В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

М: уметь работать в группах

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

-А перед началом следующего задания давайте немного отдохнем.

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Выполняют упражнения.

М:умение соотносить свои действия с действиями студента

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражение

1. Учитель проводит учебный диалог.

2. Осуществляет проверку работы с учебником.

Сейчас предлагаю вам подобрать к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Слова: птица, рыба, снег, вода, собака, учебник, книга, камень.

Запишите существительное и несколько слов действий.

1. Работают с учебником.

Птица летает, прыгает, умирает.

Рыба плавает, дышит.

Снег выпадает, тает.

Вода разливается, грязнеет.

Собака бегает, играет.

Учебник лежит.

Книга оформляется.

Камень бросают, кидают.

П:структурировать найденную информацию в нужной форме

К:уметь создавать устные и письменные высказывания.

Учебная презентация,

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

Проводит самостоятельную работу

 Организует самопроверку

  Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно.

Два человека работают у доски. Выполнившие первые подходят, чтобы получить отметку.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

Б...гун, ру...кая, любить, н...родная, бегство, созд...вать, ра...казать, х...роший, ог...нек, б...жать, любо..., красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самопроверку

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

БЕгун, руССкая, любить, нАродная, создАвать, раССказать, хОроший, огОнек, бЕжать, любоВЬ, красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Ночь (что делала?) торопилась

Она (что делала?) падала, уходила, дрогнула, погасла

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

М: уметь проводить самоанализ;

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

Давайте вернёмся к кластеру.

Глагол

  • Вопросы: Что делал? Что сделал? Что будет делать?
  • Изменяется по временам
  • Часть речи – Обозначает предмет действие
  • Изменяется по числам
  • В предложении является сказуемым

Молодцы!

Закончили работу!

Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке?

-Какие цели вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы поставленных целей?

Мы вспоминали, что такое глагол.

Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

Всех целей мы достигли

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

Подводит итог урока

Проводит работу по самооценке

-Перед вами несколько предложений, которые вы должны продолжить:

Продолжить предложения:

- Я сумел …

- Я похвалил бы себя …

- После урока мне захотелось …

Спасибо за урок!

Самооценивание

Я сумел вспомнить всё о глаголе.

 Похвалил бы себя за то, что верно выполнил упражнения.

После урока мне захотелось, ещё больше узнать сведения о глаголе.

М: рефлексия способов и условий действия

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...