Методическая разработка урока русского языка "Антонимы, синонимы, омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Цель: актуализировать и систематизировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

 

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать синонимы, антонимы, омонимы;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • высказывать и обосновывать свое мнение;
  • осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению

русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx772.63 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.99 МБ
Файл knizhka_malyshka.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урока русского языка в 4 «Б» классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

Тип: урок систематизации знаний.

Цель: актуализировать и систематизировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать синонимы, антонимы, омонимы;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • высказывать и обосновывать свое мнение;
  • осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению

русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Ресурсы урока: презентация, дид.игра «Тыквы», дид.игра «Словосочетание», яндекс.учебник, словари (толковый, словарь синонимов, антонимов, омонимов». Разд.материал: карточка, книжка малышка – по количеству детей.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня утром нам пришло интересное письмо. Жители одной необыкновенной страны пригласили нас в гости. Но вот беда! Я не смогла расшифровать название этой страны. Необходима ваша помощь. СЛАЙД 1.

Разгадывают ребус. СЛАЙД 2.

Ответ: ЛЕКСИКА (СЛАЙД 3)

2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Начинаем наше путешествие. В этой стране мы встретимся со «Словами – врагами», «Словами – друзьями», «Словами – близнецами». СЛАЙД 3.

А что это за слова и как они называются, вы узнаете из нашего путешествия. Во время путешествия будет немало испытаний. Вы узнаете, что то новое. Будете собирать всю информацию в книжку – малышку. А так же будете саами себя оценивать в этой книжке. Оценивание будет ребята, таким каким мы уже пользовались: 2 балла – если выполнил задание самостоятельно, 1 балл – если выполнил частично, с ошибками или с чьей то помощью, 0 баллов если не справился.

Рассмотрите карту страны ЛЕКСИКИ. Эта страна очень богата разными словами.

СЛАЙД  5.

Вы уже, наверное, догадались  кто живет в этой стране?

Ответ: Антонимы, синонимы, омонимы.

3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

Определим тему  и задачи урока. СЛАЙД 6.

1. повторить, что такое синонимы, антонимы, омонимы.

2.находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте.

3.продолжить учиться использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

 

Работа в тетрадях. Запишем число классная работа и перейдём к минутке чистописания. СЛАЙД 7.

 Давайте вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Вам в этом помогут словари и заполним первое задание из книжки малышки.

Задание 1. Вставь пропуски.

Антонимы - слова, _____________ по смыслу.  

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу _____________или очень близки.

Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся _____________, но имеют совершенно разные лексические значения.

Оценивание выполненной работы. Выявление трудностей. Если имеются трудности оказывается помощь.

5.Первичное закрепление.

Отправимся в гости к синонимам.

Задание 2.

  • Подбери и запиши к каждому слову синоним из словаря.

скоро – ___________________                

друг – _______________________

луна – ___________________                  

путь – ________________________

Проверка выполненной работы. СЛАЙД 8.

Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.

Отправимся в гости к антонимам.

Задание 3. Работа в парах. Дидактическая игра «Подбери словосочетание и запиши парами эти словосочетания.  Проверка выполненной работы.  Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.

Отправимся в гости к омонимам.    

Задание 4. Работа  на платформе ЯНДЕКС.УЧЕБНИК СЛАЙД 9.

    https://education.yandex.ru/lab/classes/474857/library/russian/theme/5319/problems/?filter=%7B%22grade_in_Kanakina%22%3A%5B%224_fourth_grade%22%5D%7D  

                

                             

Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.

   

Физкультминутка.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Задание 5. Дидактическая игра с тыквами по группам. Оценивание. Выявление проблем.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задание 6.

  • Найди в тексте загадок синонимы.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, Во мгле,

Только ноги на земле.

 Вот по небу мчится конь

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

  • Выпиши из текста антонимы. Подбери к ним синонимы.

Молодые грачи облюбовали одну ель и расселись на ней. Прилетели старые грачи с червяками. Когда грачиха садилась, ветка от тяжести опускалась. Когда она улетала, ветка поднималась. И грачонок качался, как в люльке. И вся эта ель от множества невидимых птиц шевелила своими ветками, как живая.

Учились находить в тексте. Оценивание. Выявление проблем. Решение проблем.

Задание 7. 

  • Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения соединены между собой синонимами.

Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).

  • Составить предложение, используя словосочетания из задания 3.

Примерные варианты.

Бабочка. На этот званый вечер мужчины должны были надеть галстук-бабочку. Пестрая бабочка резвилась на цветочной клумбе.

Лист. Сочинение заняло целый лист. Сильный порыв ветра оборвал пожелтевший лист с дерева.

Замок. Вдали виднелся полуразрушенный замок. Замок в двери оказался весь в ржавчине.

Среда. В эту среду у ребят будут соревнования по бегу. Дикие животные хорошо себя чувствуют только в естественной среде обитания.

Учились использовать в речи. Оценивание. Выявление проблем.

 

Сообщение ученика. СЛАЙД 10

Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Заканчиваем наше путешествие по городам Лексики.  Давайте уточним,  какие слова можно назвать «Словами – врагами», «Словами – друзьями», «Словами – близнецами» СЛАЙД 11

Вернемся к нашим задачам урока и проанализируем, удалось ли нам их достичь или нет.

СЛАЙД 12.

А сейчас проведём интервью, поделимся впечатлениями о нашем путешествии.  

Приём «Интервью» Вопросы  разбиты по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и лёгким вопросам.

  • Что такое синонимы?
  • Что такое антонимы?
  • Что такое омонимы?
  • Что такое паронимы?
  • Для чего нужны все эти  в речи? (Чтобы речь была богатой, красивой)
  • Где можно уточнить значение слова если затрудняетесь?(словари)
  • Что было интересным на уроке?
  • Что узнал нового?
  • Что вызвало трудности?

СЛАЙД 13. На следующем уроке мы продолжим путешествие в следующий город Лексики.

Домашнее задание: для всех посмотреть видео  https://yandex.ru/video/preview/12572668616993494500,

принеси словарь многозначных слов или словарь лексического значения слов.

Карточка. СЛАЙД 14.

СЛАЙД 15-16. Задание на выбор: 1.Составить ребус, чтобы отгадкой была пара: синонимов, антонимов, омонимов.

2.Составить сказку о синонимах, антонимах, омонимах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте учащиеся 4 б класса! Мы приглашаем вас в нашу удивительную страну До скорой встречи!

Слайд 3

ЛЕКСИКА

Слайд 4

???? Слова – друзья Слова- враги Слова - близнецы

Слайд 6

повторить , что такое синонимы, антонимы, омонимы . п оработать со словарями. 2. находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте. 3. продолжить учиться использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.

Слайд 8

• Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря. скоро – быстро друг – товарищ луна – месяц путь – дорога

Слайд 9

ЯНДЕКС.УЧЕБНИК

Слайд 10

Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте.

Слайд 11

Слова – друзья Слова- враги Слова – близнецы ?

Слайд 12

повторили, что такое синонимы, антонимы, омонимы . п оработали со словарями. 3. находили синонимы, антонимы, омонимы в тексте. 4. учились использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.

Слайд 14

Домашнее задание посмотреть видео https ://yandex.ru/video/preview/12572668616993494500, принеси словарь многозначных слов или словарь лексического значения слов. Карточка

Слайд 16

По выбору Составить ребус, чтобы отгадкой была пара: синонимов, антонимов, омонимов. Составить сказку о синонимах, антонимах, омонимах.



Предварительный просмотр:

Тема:

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Ф.И___________________________

_________________________

Оценка:______б.

Задание 1. Вставь пропуски.

Антонимы - слова,___________________ по смыслу.  

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу ___________________или очень близки.

Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся___________________, но имеют совершенно разные лексические значения.

Оценка: _____   б.

Синонимы

Задание 2.

•        Подбери и запиши к каждому слову синоним из словаря.

скоро – ___________________                

друг – _______________________

луна – ___________________                  

путь – ________________________

Оценка:______б.

Антонимы

Задание 3. Работа в парах. 

Подбери словосочетание и запиши парами эти словосочетания.  

Оценка:______б.

Омонимы

Задание 4. Яндекс.учебник

Оценка:______б.

Найди в тексте загадок синонимы.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, Во мгле,

Только ноги на земле.

 Вот по небу мчится конь

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.                     Оценка:_____б.

•        Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения соединены между собой синонимами.

Подсказка. Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).

Оценка:_____б

Выпиши из текста антонимы. Подбери к ним синонимы.

Молодые грачи облюбовали одну ель и расселись на ней. Прилетели старые грачи с червяками. Когда грачиха садилась, ветка от тяжести опускалась. Когда она улетала, ветка поднималась. И грачонок качался, как в люльке. И вся эта ель от множества невидимых птиц шевелила своими ветками, как живая.

Оценка:_____б.

•        Составить предложение, используя словосочетания из задания 3.

Подсказка: Бабочка. На этот званый вечер мужчины должны были надеть галстук-бабочку. Пестрая бабочка резвилась на цветочной клумбе.

Лист. Сочинение заняло целый лист. Сильный порыв ветра оборвал пожелтевший лист с дерева.

Замок. Вдали виднелся полуразрушенный замок. Замок в двери оказался весь в ржавчине.

Среда. В эту среду у ребят будут соревнования по бегу. Дикие животные хорошо себя чувствуют только в естественной среде обитания.

Оценка:______б.

Паронимы — это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Синонимы"

Методическая разработка урока по теме "Синонимы" предназначена учителям начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Методическая разработка урока русского языка. "Синонимы и антонимы. Работа с текстом". 2 класс

Цель урока: создать условия для формирования умений использовать синонимы и антонимы.Планируемые результаты:Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания;- формировать готовность к...