Методическая разработка урока русского языка "Антонимы, синонимы, омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: актуализировать и систематизировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Планируемые результаты
Предметные:
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать синонимы, антонимы, омонимы;
- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- высказывать и обосновывать свое мнение;
- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные:
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 772.63 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.99 МБ |
knizhka_malyshka.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока русского языка в 4 «Б» классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
Тип: урок систематизации знаний.
Цель: актуализировать и систематизировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Планируемые результаты
Предметные:
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать синонимы, антонимы, омонимы;
- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- высказывать и обосновывать свое мнение;
- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные:
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Ресурсы урока: презентация, дид.игра «Тыквы», дид.игра «Словосочетание», яндекс.учебник, словари (толковый, словарь синонимов, антонимов, омонимов». Разд.материал: карточка, книжка малышка – по количеству детей.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня утром нам пришло интересное письмо. Жители одной необыкновенной страны пригласили нас в гости. Но вот беда! Я не смогла расшифровать название этой страны. Необходима ваша помощь. СЛАЙД 1.
Разгадывают ребус. СЛАЙД 2.
Ответ: ЛЕКСИКА (СЛАЙД 3)
2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Начинаем наше путешествие. В этой стране мы встретимся со «Словами – врагами», «Словами – друзьями», «Словами – близнецами». СЛАЙД 3.
А что это за слова и как они называются, вы узнаете из нашего путешествия. Во время путешествия будет немало испытаний. Вы узнаете, что то новое. Будете собирать всю информацию в книжку – малышку. А так же будете саами себя оценивать в этой книжке. Оценивание будет ребята, таким каким мы уже пользовались: 2 балла – если выполнил задание самостоятельно, 1 балл – если выполнил частично, с ошибками или с чьей то помощью, 0 баллов если не справился.
Рассмотрите карту страны ЛЕКСИКИ. Эта страна очень богата разными словами.
СЛАЙД 5.
Вы уже, наверное, догадались кто живет в этой стране?
Ответ: Антонимы, синонимы, омонимы.
3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
Определим тему и задачи урока. СЛАЙД 6.
1. повторить, что такое синонимы, антонимы, омонимы.
2.находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте.
3.продолжить учиться использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Работа в тетрадях. Запишем число классная работа и перейдём к минутке чистописания. СЛАЙД 7.
Давайте вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Вам в этом помогут словари и заполним первое задание из книжки малышки.
Задание 1. Вставь пропуски.
Антонимы - слова, _____________ по смыслу.
Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу _____________или очень близки.
Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся _____________, но имеют совершенно разные лексические значения.
Оценивание выполненной работы. Выявление трудностей. Если имеются трудности оказывается помощь.
5.Первичное закрепление.
Отправимся в гости к синонимам.
Задание 2.
- Подбери и запиши к каждому слову синоним из словаря.
скоро – ___________________
друг – _______________________
луна – ___________________
путь – ________________________
Проверка выполненной работы. СЛАЙД 8.
Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.
Отправимся в гости к антонимам.
Задание 3. Работа в парах. Дидактическая игра «Подбери словосочетание и запиши парами эти словосочетания. Проверка выполненной работы. Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.
Отправимся в гости к омонимам.
Задание 4. Работа на платформе ЯНДЕКС.УЧЕБНИК СЛАЙД 9.
https://education.yandex.ru/lab/classes/474857/library/russian/theme/5319/problems/?filter=%7B%22grade_in_Kanakina%22%3A%5B%224_fourth_grade%22%5D%7D
Оценивание выполненного задания. Выявление трудностей.
Физкультминутка.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Задание 5. Дидактическая игра с тыквами по группам. Оценивание. Выявление проблем.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Задание 6.
- Найди в тексте загадок синонимы.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, Во мгле,
Только ноги на земле.
Вот по небу мчится конь
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
- Выпиши из текста антонимы. Подбери к ним синонимы.
Молодые грачи облюбовали одну ель и расселись на ней. Прилетели старые грачи с червяками. Когда грачиха садилась, ветка от тяжести опускалась. Когда она улетала, ветка поднималась. И грачонок качался, как в люльке. И вся эта ель от множества невидимых птиц шевелила своими ветками, как живая.
Учились находить в тексте. Оценивание. Выявление проблем. Решение проблем.
Задание 7.
- Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения соединены между собой синонимами.
Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).
- Составить предложение, используя словосочетания из задания 3.
Примерные варианты.
Бабочка. На этот званый вечер мужчины должны были надеть галстук-бабочку. Пестрая бабочка резвилась на цветочной клумбе.
Лист. Сочинение заняло целый лист. Сильный порыв ветра оборвал пожелтевший лист с дерева.
Замок. Вдали виднелся полуразрушенный замок. Замок в двери оказался весь в ржавчине.
Среда. В эту среду у ребят будут соревнования по бегу. Дикие животные хорошо себя чувствуют только в естественной среде обитания.
Учились использовать в речи. Оценивание. Выявление проблем.
Сообщение ученика. СЛАЙД 10
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Заканчиваем наше путешествие по городам Лексики. Давайте уточним, какие слова можно назвать «Словами – врагами», «Словами – друзьями», «Словами – близнецами» СЛАЙД 11
Вернемся к нашим задачам урока и проанализируем, удалось ли нам их достичь или нет.
СЛАЙД 12.
А сейчас проведём интервью, поделимся впечатлениями о нашем путешествии.
Приём «Интервью» Вопросы разбиты по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и лёгким вопросам.
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
- Что такое омонимы?
- Что такое паронимы?
- Для чего нужны все эти в речи? (Чтобы речь была богатой, красивой)
- Где можно уточнить значение слова если затрудняетесь?(словари)
- Что было интересным на уроке?
- Что узнал нового?
- Что вызвало трудности?
СЛАЙД 13. На следующем уроке мы продолжим путешествие в следующий город Лексики.
Домашнее задание: для всех посмотреть видео https://yandex.ru/video/preview/12572668616993494500,
принеси словарь многозначных слов или словарь лексического значения слов.
Карточка. СЛАЙД 14.
СЛАЙД 15-16. Задание на выбор: 1.Составить ребус, чтобы отгадкой была пара: синонимов, антонимов, омонимов.
2.Составить сказку о синонимах, антонимах, омонимах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕКСИКА
???? Слова – друзья Слова- враги Слова - близнецы
повторить , что такое синонимы, антонимы, омонимы . п оработать со словарями. 2. находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте. 3. продолжить учиться использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.
• Подбери и запиши к каждому слову синоним из орфографического словаря. скоро – быстро друг – товарищ луна – месяц путь – дорога
ЯНДЕКС.УЧЕБНИК
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте.
Слова – друзья Слова- враги Слова – близнецы ?
повторили, что такое синонимы, антонимы, омонимы . п оработали со словарями. 3. находили синонимы, антонимы, омонимы в тексте. 4. учились использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи.
Домашнее задание посмотреть видео https ://yandex.ru/video/preview/12572668616993494500, принеси словарь многозначных слов или словарь лексического значения слов. Карточка
По выбору Составить ребус, чтобы отгадкой была пара: синонимов, антонимов, омонимов. Составить сказку о синонимах, антонимах, омонимах.
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы Антонимы Омонимы Ф.И___________________________ | _________________________ Оценка:______б. |
Задание 1. Вставь пропуски. Антонимы - слова,___________________ по смыслу. Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу ___________________или очень близки. Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся___________________, но имеют совершенно разные лексические значения. Оценка: _____ б. | Синонимы Задание 2. • Подбери и запиши к каждому слову синоним из словаря. скоро – ___________________ друг – _______________________ луна – ___________________ путь – ________________________ Оценка:______б. |
Антонимы Задание 3. Работа в парах. Подбери словосочетание и запиши парами эти словосочетания. Оценка:______б. | Омонимы Задание 4. Яндекс.учебник Оценка:______б. |
Найди в тексте загадок синонимы. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле. Вот по небу мчится конь Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. Оценка:_____б. • Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения соединены между собой синонимами. Подсказка. Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство). Оценка:_____б | Выпиши из текста антонимы. Подбери к ним синонимы. Молодые грачи облюбовали одну ель и расселись на ней. Прилетели старые грачи с червяками. Когда грачиха садилась, ветка от тяжести опускалась. Когда она улетала, ветка поднималась. И грачонок качался, как в люльке. И вся эта ель от множества невидимых птиц шевелила своими ветками, как живая. Оценка:_____б. |
• Составить предложение, используя словосочетания из задания 3. Подсказка: Бабочка. На этот званый вечер мужчины должны были надеть галстук-бабочку. Пестрая бабочка резвилась на цветочной клумбе. Лист. Сочинение заняло целый лист. Сильный порыв ветра оборвал пожелтевший лист с дерева. Замок. Вдали виднелся полуразрушенный замок. Замок в двери оказался весь в ржавчине. Среда. В эту среду у ребят будут соревнования по бегу. Дикие животные хорошо себя чувствуют только в естественной среде обитания. Оценка:______б. | Паронимы — это |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Синонимы"
Методическая разработка урока по теме "Синонимы" предназначена учителям начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...
Методическая разработка урока русского языка. "Синонимы и антонимы. Работа с текстом". 2 класс
Цель урока: создать условия для формирования умений использовать синонимы и антонимы.Планируемые результаты:Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания;- формировать готовность к...