Методическая разработка урока русского языка по теме "Синонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Маркова Алевтина Леонидовна

Методическая разработка урока по теме "Синонимы" предназначена учителям начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_sinonimy_2_klass.doc395 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа-интернат»

Методическая разработка урока

по русскому языку

«Синонимы»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Маркова Алевтина Леонидовна

Панаевск

2021г.

             

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Класс 2

Базовый учебник  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019

Тема урока «Синонимы»

Цель урока дать учащимся представление о словах-синонимах; уметь распознавать слова-синонимы в ряду слов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • познакомить с понятием «синонимы», формировать лексическое значение синонимов.

Личностные:

  • учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные: 

  • анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Тип урока урок открытия нового знания

Необходимое оборудование карточки с заданиями

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

- Сегодня урок мы начнём с игры «Да - нет». Я буду говорить вам предложение, а вы мне хором дружно отвечаете.

- Мы будем на уроке думать? (Да.)

- А может, будем спать? (Нет.)

- Мы будем рассуждать? (Да.)

- А в облаках летать? (Нет.)

- Друг другу будем помогать? (Да.)

- Девизом нашего урока будут такие строчки:

Не страшны нам любые испытания.

Вперёд, друзья! Откроем новые знания.

Учащиеся слушают и осмысливают текст.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация знаний

6 мин

- На доске записаны слова, прочитайте их: соль, рябина,  лук, осень, лист.

- На какие две группы вы их можете разделить? (Однозначные и многозначные слова).

- Какие слова называются однозначными/многозначными? (Ответы учащихся).

- Вспомним, что изучали на прошлом уроке? (Мы изучали многозначные слова).

- Что мы знаем про многозначные слова? (Они имеют прямое и переносное значение).

- Выполните задание на карточках:

Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

1. Мальчик застегнул молнию на куртке. В небе сверкнула молния.

2.  Бабочка села на цветок. Артист надел костюм с бабочкой.

Взаимопроверка с комментированным объяснением, взаимооценка работ.  

Читают слова по цепочке.

Рассказывают правило.

Выполняют задание на карточках.

Взаимопроверка и взаимооценка работ.  

Познавательные: применение предметных знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку товарищей.

Постановка учебной задачи

5 мин

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Проведём пальчиковую гимнастику «Замок»:

На двери висит замок.

Кто б его открыть нам смог? (Пальцы соединены в «замок»).

Потянули. (Руки тянут в разные стороны).

Покрутили. (Выполняют волнообразные движения кистями рук).

Постучали (Стучат ладонями друг о друга)

И открыли! (Пальцы расцепляют).

- Я начну, а вы продолжите. Назовите слова, которые начинаются с буквы «с». Эта буква станет ключом к теме нашего урока.

- Сентябрь, собака, соль, синоним…

-Какие слова вы ещё можете добавить в «Корзину слов» на букву «с»? (Ответы учащихся).

- Какое слово вам было непонятно? (Синоним).

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Мы будем изучать слова-синонимы).

- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами-синонимами и узнаем, для чего они служат в речи.

Выполняют движения в соответствии с текстом пальчиковой гимнастики.

Придумывают слова на букву «с».

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Регулятивные:

определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.

Познавательные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: выражение своих мыслей и их аргументация.

Изучение нового материала

10 мин

Каллиграфическая минутка: прописываем слово «синонимы», объясняем, где в слове можем допустить ошибки при написании.

Придумываем предложение с данным словом, записываем в тетрадь. Например,

Мы изучаем синонимы.

Работа с учебником: упр.66 с.52

- Прочитайте стихотворение.

- Чему посвящено стихотворение А.Барто?

- Какие слова называют один и тот же предмет? (Источник, родник)

- Можно ли включить в этот ряд слово «ключ»? (Да)

- На основе выполненного задания попробуйте сформулировать правило, что такое синонимы. (Ответы учащихся)

- Прочитаем правило на с.52, правильно ли мы составили правило про синонимы.

Прописывают словарное слово, придумывают предложение с ним.

Учащиеся списывают стихотворение, находят и подчёркивают синонимы, выполняют самопроверку.

Самостоятельно формулируют правило.

Сверяют с образцом в учебнике.

Познавательные: строить сообщения в устной форме.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Физкультминутка

1 мин

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.      

Выполняют движения.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

Закрепление нового материала

9 мин

- Выполним упр.67  на с.53.

- Отличаются ли по значению слова, записанные в одном ряду? (Нет)

- Назовите общее значение для всех слов первой (второй, третьей, четвёртой строки).

- Чем отличаются значения этих слов?

-Можно ли эти слова назвать близкими по значению? (Да)

- Как вы думаете, для чего нужны слова-синонимы? (Синонимы помогают избежать повторений, делают речь более точной, ясной, понятной)

Знакомство со словарём синонимов (с.141 учебника). Работа в парах.

- Выпишите из словаря 3 пары синонимов. С одним из них устно придумайте предложение.

- Для закрепления выполним задание «Лото». Из данных слов составьте пары.

Солдат Быстро Воин Дивный Друг

Скоро Товарищ Чудный

Выполняют упражнение.

Знакомятся со словарём синонимов. Работают в парах, выписывают синонимы.

Выполняют задание у доски.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других.

Личностные: развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные: добывать новые знания.

Итог урока

2 мин

- Как вы ответите на вопрос урока? (с.52)

- Какую роль играют синонимы в речи?

- Что нам может помочь в подборе слов-синонимов? (Словарь синонимов)

Обобщают, делают выводы.

Познавательные:

умение отбирать из своего опыта нужную информацию.

Рефлексия

«Свободный микрофон»

3 мин

- Продолжите предложения:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Теперь я могу…

Несколько учеников оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные:

самооценка работы на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

1 мин

Упр. 69 с.53 учебника, подготовить стихотворение к письму по памяти.

По выбору:

1. Выписать из словаря 3 синонима, составить предложения со словами любой пары синонимов и записать в тетрадь.

2. Выполнить упр.40 с.20 рабочей тетради (по заданию).

Записывают по выбору задание в дневник.

Личностные: способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Организационное завершение урока

Всем спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....