Методическая разработка урока русского языка. "Синонимы и антонимы. Работа с текстом". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: создать условия для формирования умений использовать синонимы и антонимы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- формировать готовность к сотрудничеству.
Предметные:
-формирование представление о синонимах и антонимах;
-формирование знаний о различиях синонимов и антонимов;
-практические умения работы с синонимами и антонимами.
Метапредметные:
Познавательные:
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц;
- сравнивать различные языковые единицы, объединять объекты по определённому признаку, находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения.
Коммуникативные:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
- планировать действия по решению учебной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._sinonimy_i_antonimy._rabota_s_tekstom._2_klass.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Образовательная организация: ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учитель: Чекмезова Мария Леонидовна
Дата проведения:08.10.2024
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Модуль: Русский язык
Тема урока: «Синонимы и антонимы. Работа с текстом.»
Цель урока: создать условия для формирования умений использовать синонимы и антонимы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- формировать готовность к сотрудничеству.
Предметные:
-формирование представление о синонимах и антонимах;
-формирование знаний о различиях синонимов и антонимов;
-практические умения работы с синонимами и антонимами.
Метапредметные:
Познавательные:
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц;
- сравнивать различные языковые единицы, объединять объекты по определённому признаку, находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения.
Коммуникативные:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
- планировать действия по решению учебной задачи.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
- закрепить знания о синонимах и антонимах;
- применять на практике изученные правила.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационная технология (работа с презентацией)
- Технология проблемного обучения (приём «Обучение в диалоге»)
- Технология развивающего обучения (приёмы развития психических процессов)
- Здоровьесберегающая технология
Межпредметные связи: Литературное чтение.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | |||
Организационный этап | Проверяет готовность к уроку. -Проверьте свою готовность к уроку. Учебник, тетрадь в линейку, пенал. | Осуществляют самоконтроль готовности уроку. | Понимают необходимость готовности к уроку. Знают, какие предметы подготовить к уроку русского языка. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять положительное отношение к одноклассникам; - проявлять внимание на протяжении всего урока; - развивать доброжелательность по отношению к окружающим; - формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - уметь оценивать правильность выполнения собственных действий; - осуществлять самоконтроль; - понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий; - настраиваться на успешную, плодотворную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - объективно оценивать результаты своей работы. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться; - осознанно читать текст и строить ответы на вопросы. Коммуникативные: -умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; - излагать свои мысли в устной форме. -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы); - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Мотивация к учебной деятельности | Организует осознанное вхождение в пространство учебной деятельности. -Прочитайте текст на слайде. Наступила весна. На улице стало тепло. Прилетают птицы. Похоже ли это описание на то, что сейчас за окном? -Конечно нет. Хотели бы исправить ошибки в этом тексте, чтобы получилось верное описание? -Для этого нам понадобятся ваши знания! Готовы применить свои знания? | Настраиваются на работу на уроке. Определяют личностный смысл учения. | Выделяют существенную информацию из заданного материала. учебником. Работают в диалоге. | |
Пальчиковая гимнастика | Организует гимнастику для рук. -Сейчас возьмите в руки гимнастические мячики. Выполните разминку. Подготовим руки к письму. | Выполняют пальчиковую гимнастику с мячиком. | Понимают смысл применения гимнастики на уроке русского языка. Выполняют действия по инструкции. | |
Актуализация знаний | Организует актуализацию необходимых знаний. Работа в тетрадях. -Откройте тетради по русскому языку. Пропустите две строки. Запишите сегодняшнее число, месяц. На следующей строке запишите, классная работа. Образец на доске. Подчеркните опасные места. Чистописание. -На следующей рабочей строке запишите два слова: синонимы, антонимы. Вам знакомы эти понятия? -Вспомните правила, что такое синонимы, а что же такое антонимы. -Молодцы! Теперь применим ваши знания на практике. Словарный диктант. -На следующей строке запишите заглавную букву Д. Но диктант сегодня будет необычный. Я буду произносить слова, а вы будете записывать их антонимы. Например, я произнесу: «Хороший», а вы запишете …? (плохой) Слова: старый (человек), ночь, друг, лето. -Поставьте ударение, разделите на слоги. Сверьте свою работу с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. -Откройте учебники на странице 52. Прочитаем рубрику «Обратите внимание!». Работа со словарём. На следующей рабочей строке запишите слово «правильный». Найдите в словаре синонимов близкие по значению слова. Запишите. Сверьте свою работу с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Работают в тетрадях. Выполняют чистописание и словарный диктант. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. Работают с учебником. Работают со словарём. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении действия. | Актуализируют и применяют раннее полученные знания. Формулируют ответы на заданные вопросы. Соблюдают правила оформления письменной работы в тетради. Умеют использовать образец при выполнении заданий. Записывают слова под диктовку, ставят ударение, делят на слоги. Умеют работать с учебником. Понимают и различают виды речи. Умеют выполнять самопроверку по образцу. | |
Самоопределение к деятельности. Целеполагание | Объявление темы урока. Постановка цели урока. -Выполнив эти задания, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Верно. Синонимы и антонимы. -Какую же цель урока мы сформулируем? -Учиться использовать и различать в речи синонимы и антонимы. -Для достижения цели необходимо выполнить задачи. Сформулируем их вместе. -Вспомню… -Проверю…. -Использую… (Я вспомню, что такое синонимы и антонимы. Я проверю свои знания о синонимах и антонимах в речи. Я использую свои знания.) | Слушают. Отвечают. С помощью учителя формулируют цель урока. | Учатся выражать свои мысли и предположения, рассуждать. Применяют раннее полученные знания. | |
Работа по теме урока | Организует работу по теме урока. -Скажите, с первой задачей вы уже справились? Повторили? -Приступим ко второй задаче урока. Проверим, насколько мы усвоили, что такое синонимы и антонимы. -Перед вами рабочий лист. Записывать будем в тетрадь. Упражнение 1. К данным словам подберите и запишите синонимы, используя слова для справок. Сверьте свою работу с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. Оцените свою работу в листе самооценки. Без ошибок-2 балла. 1-2 ошибки-1 балл. Более 2 ошибок-0 баллов. | Работают с упражнениями на рабочем листе. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении действия. | Умеют работать с упражнениями на рабочем листе, с записью в тетрадь. Умеют подбирать синонимы к словам. Умеют выполнять самопроверку по образцу. | |
Физминутка | Организует динамическую паузу. | Выполняют гимнастику под музыку. | Выполняют действия по инструкции. | |
Работа по теме урока | Организует продолжение работы по теме урока. -Выполним упражнение 2. К данным словам подберите и запишите антонимы, используя слова для справок. -Поменяйтесь тетрадями. Сверьте работу друг друга с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. -Верните тетради и оцените свою работу в листе самооценки. Без ошибок-2 балла. 1-2 ошибки-1 балл. Более 2 ошибок-0 баллов. | Выполняют упражнения. Выполняют взаимопроверку. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении действия. | Умеют работать с упражнениями на рабочем листе, с записью в тетрадь. Умеют подбирать антонимы к словам. Умеют выполнять взаимопроверку по образцу. Умеют оформлять записи в тетради. | |
Закрепление знаний | -Итак, вы проверили свои знания о синонимах и антонимах? Попробуем исправить ошибки в тексте, который мы читали в начале урока? -Прочитаем текст ещё раз. Упражнение 3 на рабочем листе. Наступила весна. На улице стало тепло. Прилетают птицы. -Скажите, в этом задании нам потребуются синонимы или антонимы? Верно, чтобы в тексте было верное описание осени, необходимо заменить выделенные слова антонимами. Обсудим. -Запишите, упражнение 3 и исправленный текст. Сверьте свою работу с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. Оцените свою работу в листе самооценки. Без ошибок-2 балла. 1-2 ошибки-1 балл. Более 2 ошибок-0 баллов. -Смогли ли вы справиться с третьей задачей урока? Применили знания? Молодцы! | Выполняют задание, применяя полученные знания. | Умеют применять полученные знания при работе с упражнением. Умеют выполнять самопроверку по образцу. | |
Рефлексия | Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке. -Какая тема сегодняшнего урока? -Какая цель урока? -Добились ли мы поставленной цели? -С помощью каких поставленных задач? -Подсчитайте баллы за урок в листах самооценки. 5-6 баллов – справился; 4-3 балла – иногда допускаю ошибки; 2-0 баллов – мне нужна помощь. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Оценивают свою работу на уроке. | Делают выводы, работают в диалоге. Выполняют самооценку. | |
Домашнее задание | Разъясняет домашнее задание по выбору. -Запишите домашнее задание на завтра (среда 09.10). Задание по выбору на карточке (раздаёт карточки). Можно сделать одно из двух предложенных, а можно выполнить все задания. Молодцы! Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание в дневники. | Слушают и записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы. |
Локальный нормативный акт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....
Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2 класса...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы"
Данная методическая разработка урока по русскому языку по теме "Антонимы" предназначена для учителей начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России")....