Методическая рабработка урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок способствует формированию образовательных, информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных компетенций у учащихся 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (3 класс)
Раздел: Части речи
Тема: Обобщение знаний об имени существительном
Учебно-методическое обеспечение: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс», 2022, электронное приложение к учебнику.
Время реализации занятия (40 минут)
Цель урока: формирование образовательных, информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных компетенций учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения различать имена существительные и их грамматические признаки, выделять орфограмму в словах, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: традиционная, с использованием компьютера и системы голосования, рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся
Формы обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
- листы с заданиями по группам;
- карточки с напечатанными орфографическими квадратами;
- компьютер, упражнение на электронном приложении к учебнику, система голосования.
Метод: системно-деятельностный
Структура урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
- Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
- Орфографическая работа
а) Запись числа. Повторение ранее изученных орфограмм.
б) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском букв, которые будут прописаны
в) Словарная работа.
- Работа по теме урока
а) Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (кто? что?).
б) Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного
(м. р., ж.р., с.р.)
в) Выбор слов из общего количества по выделенным характеристикам.
(Изменение имен существительных по числам). Работа с орфографическими прямоугольниками.
г) Развитие речи. Умение употреблять имена существительные в речи.
д) Изменение имен существительных по падежам. Склонение имен существительных.
5. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной задачи.
6. Тестовое задание. Диагностика усвоенного за урок, эмоциональное отношение к уроку. Рефлексия.
№ п/п | Универсальные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Вид работы | |||
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. | |||||||
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и постараемся, чтобы хорошее настроение сохранилось на весь урок. - Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга. | |||||||
2. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. | |||||||
- Ребята, есть такое выражение в русском языке: «Стоит на трёх китах» - Откуда пошло? - Со временем, это выражения стало употребляться в другом значении | - из древности, когда люди считали землю плоской, и думали, что она стоит на 3 слонах… | Фронтальная работа | |||||
- Как вы понимаете смысл этого выражения? | -основа, фундамент чего- либо | ||||||
-Где слышали применение этого выражения? | -В музыке (танец, марш, песня); -окружающий мир (экономика) | ||||||
-О чем это высказывание? Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. | Об имени существительном | ||||||
- что такое имя существительное? | - имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? -обозначает предметы, явления природы, состояния, чувства. | ||||||
Регулятивные действия (целеполагание) как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоению того, что неизвестно Познавательные универ. действия -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | - как связать выражение «Стоит на трёх китах» и имя существительное? - сформулируйте задачу на сегодняшний урок… | -это значит, за урок мы должны понять, что за фундамент у существительного? В чем его основа? | |||||
- я дополню, что за киты у существительного, сколько их? Как их назовем? | |||||||
3. Запись числа. Орфографическая работа на повторение ранее изученных орфограмм. | |||||||
Регулятивные действия -коррекция-внесение необходимых дополнений в план и способ действий, для достижения положительного результата | - Откройте тетради. - Какое сегодня число? Шестнадцатое февраля Классная работа - На какие орфограммы должны обратить внимание при записи числа и заголовка Классная работа? | - 16 февраля - в слове шестнадцатое безударная гласная в корне слова е, проверочное слово шесть, непроизносимая согласная т, проверочное слово шесть и.т.д. | Фронтальная работа | ||||
-Поправьте осанку и запишите число, выделите все орфограммы | Самостоятельная работа | ||||||
4. Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском букв, которые будут прописаны | |||||||
Познавательные универ. действия - поиск и выделение необходимой информации | -Определите, какую букву будем писать на минутке красивого письма. -Она повторяется в словах 3 раза и обозначает парный глухой согласный звук | - буква т | Образец написания буквы на доске | ||||
-Правильно, молодцы. | |||||||
-написали полстроки строчной буквы и полстроки заглавной буквы. | Самостоятельная работа | ||||||
5. Словарная работа | |||||||
Вспомните несколько слов из словаря с буквой Т | Дети называют слова | Записывают три слова в тетрадь | |||||
6. Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (кто? что?). | |||||||
Познавательные универ. действия - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) | - Посмотрите на карточку, прочитайте слова, что у них общего? лисица хоккей воробей земля иней метель покрывало сорока снегири небо сугроб пороша Рождество | -имена существительные; -в И. п. -написаны с помощью букв и т. д. | Фронтальная устная работа | ||||
- Разделите на 2 группы, по какому признаку? | -одушевленные и неодушевленные, вопросы кто? что? | ||||||
- Запишите в тетрадь самостоятельно (по вариантам) | Самостоятельная работа | ||||||
Регулятивные действия - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | - Проверьте «цепочкой», хлопками отметив правильные ответы - Кто выполнил верно? - Какой вывод можно сделать? - Молодцы! На доске появляется кит: одущевл. и неодущевл. | - вывод: имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? - обозначают одушевленные и неодушевленные предметы | |||||
Физминутка | |||||||
7. Группировка слов по грамматическим признакам имени существительного (м. р., ж.р., с.р.) | |||||||
Познавательные универ. действия - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов | Разделите на три группы. Признак? лисица хоккей воробей земля иней метель покрывало сорока снегири небо сугроб пороша Рождество - что можете сказать о родах имени существительного? - как определить род существительного? Запишите в три столбика по рядам | - по родам -имена существительные бывают мужского рода, среднего рода и женского рода. | Самостоятельная работа в тетради 3 человека работают у доски | ||||
Регулятивные действия - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Проверим, кто выполнил правильно? Какой сделаем вывод? На доске появляется кит: м.р., ж.р., с.р. | - вывод: имена существительные бывают м. р, с. р., ж. р. | |||||
Познавательные универ. действия - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов | Какое слово лишнее? Признак? лисица хоккей воробей земля иней метель покрывало сорока снегири небо сугроб пороша Рождество Какие существительные относятся к именам собственным? Как пишутся имена собственные? Какой сделаем вывод? На доске появляется кит: собственные и нарицательные | метель- мягкий знак показатель мягкости; Рождество – имя собственное; снегири-множественное число Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений. С большой буквы Имена существительные бывают собственные и нарицательные | |||||
По какому признаку выделили слово снегири? Как изменяются имена существительные? | - Имена существительные изменяются по числам | ||||||
8 Выбор слов из общего количества по выделенным характеристикам. (Изменение имен существительных по числам). Работа с орфографическими квадратами. | |||||||
Познавательные универ. действия - моделирование-преобразование объекта из формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно графическая) | - Посмотрите на орфографический прямоугольник, прочитайте слова -у каждого на парте лежит по одному пустому квадрату; - закрасьте те ячейки, синим цветом, в которых написано имена существительные во множественном числе - покажите результат - сравните с образцом Какой сделаем вывод? На доске появляется кит: ед. и мн. число | Вывод: имена существительные изменяются по числам | Работа в группах | ||||
Физминутка (музыкальная) | |||||||
9. Развитие речи. Умение употреблять имена существительные в речи. | |||||||
| |||||||
10. Изменение имен существительных по падежам. Склонение имен существительных. | |||||||
Познавательные универ. действия Извлечение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации | Как изменились слова существительные в предложении? -что это значит? - как называется изменение по падежам? Домашнее задание № 104 с.58 Вспомним падежи с помощью упражнения «Определи падеж» Сделаем вывод? - Определите падеж имен существительных
| -изменились окончания -значит изменился падеж - склонением имен существительных существительные изменяются по падежам | фронтальная работа Работа с электронным приложением к учебнику «цепочкой у компьютера» | ||||
11. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения выполнения поставленной задачи. | |||||||
Познавательные универ. действия - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование; структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания | - Так какова же основа у имени существительного, на чем стоит существительное? -Сколько китов насчитали? Какие имена им дали? - На какие группы мы можем разделить признаки имени существительного - Для чего необходимо знать грамматические признаки имени существительного? | - дети высказывают свои предположения -постоянные и непостоянные -чтобы правильно употреблять существительные в речи | Фронтальная работа | ||||
12. Тестовое задание. Диагностика усвоенного за урок, эмоциональное отношение к уроку. | |||||||
Познавательные универ. действия - рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Выполним тест, с помощью электронной системы голосования (С помощью пульта учащиеся выбирают ответы на поставленные вопросы) Тест «Да-Нет»(система голосования)
девочка яблоко парта (Нет)
Дайте оценку своей работы на уроке мне все понятно могу и лучше надо поработать еще | Система голосования, самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, само...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...
Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"
Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".
Урок русского языка в 4 классе по теме"Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".Тип урока: урок открытия нового знанияЗадачи урока:Образовательные: создать содержательные и орган...

Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"
Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...