Технологическая карта урока «ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балалыкина Ольга Ивановна

Создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

во 2 классе

по русскому языку

 

«ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов    

                                                   Балалыкина Ольга Ивановна




ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые
образовательные результаты

Предметные: научатся: наблюдать за приставкой и выделять её из состава слова; получат возможность научиться: образовывать новые слова с помощью различных приставок.

Метапредметные: познавательные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; коммуникативные – использовать выразительные средства языка, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – удерживать цель деятельности до получения намеченного результата, описывать объект.

Личностные: проявлять интерес к новой информации

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемный; индивидуальная,  фронтальная, работа в парах

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
взаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку

Приветствует учащихся.

Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Пусть на сегодняшнем уроке будет тёплая дружеская атмосфера.

-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

Как вы думаете, что для этого нужно?

Это будет зависеть от вас: от того как вы будете Помогать

Мне и друг другу.

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Уст-

ный опрос

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Игра «Да-нет-ка».

Постановка

учебной задачи

Начнём урок с игры «Да-нет-ка». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

-Слово состоит из предложений?- Да.

-Корень главная часть слова?- Да.

-Может ли слово быть без корня?- Нет.

-У родственных слов одинаковый корень?- Да.

-Окончание – это неизменяемая часть слова?- Нет.

-Бывает ли у слова нулевое окончание?- Да.

-Суффикс - это часть речи?- Нет.

- Суффикс находится после корня?- Да.

-Мы выучили все части слова?

Это нам и предстоит выяснить.

Отвечают
на вопросы учителя по материалу предыдущего урока.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; сравнивают
и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

IV. Изучение нового материала

Построение проекта выхода из затруднений

Определение целей урока

Знакомство с новым материалом

Физминутка

Самостоятельная работа с проверкой

Откройте свои тетради, приготовьтесь написать слова. А для этого…

Чтобы зрение, осанку
Лет до ста нам сохранить,
Сядем так, как на плакате ("Сиди правильно")
Девочка сидит!

Запишите слова: сад, садик, садовый, посадка.

-Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите ещё известные вам части слова, которые вы можете выделить.

-Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

-Какой возникает вопрос?

-Какие есть предположения?

Давайте же назовём новую часть.

-Кто сформулирует тему нашего урока?

-Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

Тема урока: Приставка - часть слова. Цели урока: узнать, всё о приставке, где она находится, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.

1.Работа в группах.

-А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.

Проанализируйте слова и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

На карточках слова:

1 группа: убежать, забежать, выбежать

2 группа: спеть, напеть, пропеть

3 группа: дочитать, отчитать, перечитать

Вопросы:

-Что такое приставка?

-Где находится?

-Для чего служит?

-Как обозначается?

2.Защита работы

3. Чтение правила в учебнике на стр.57.

                       Утром бабочка проснулась.  

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

                        На четыре – улетела

- Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

-Возьмём слово походка.

-Что будем делать сначала? (Подберём однокоренные слова: ход, ходить, поход, ходовой).

-Далее? (Выделим корень: ход).

-А теперь? (То, что перед корнем это приставка)

-Выделим её и назовём (по-).

У нас получился алгоритм «Как найти приставку»

  1. Подбери однокоренные слова
  2.  Укажи (выдели) корень
  3. Отметь часть слова перед корнем - приставку
  4. Назови приставку.

1.Выделите  приставку в словах.

На доске записаны группы слов.

вылить  

записать

заехать

перелить

вписать

выехать

налить

выписать

переехать

отлить

написать

уехать

пролить

подписать

Приехать

2.Работа в тетради с печатной основой.

-С помощью приставок образуйте новые слова.

(С. 24, у 123)

Слушают
и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Отвечают на вопросы,

Обозначают приставки

Наблюдение

Индивидуальная,  в парах, фронтальная

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор

Регулятивные: самостоятельно и совместно с одноклассниками организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций оснований и критериев для сравнения объектов.

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение

Устные ответы, работа в тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Упражнение 5
(с. 146)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

.Работа в парах по теме урока.

  • На ваших партах лежат карточки.  Выберите нужную приставку в соответствии со смыслом словосочетания и соедините их.

Карточки:
(жёлтого цвета  –  за,  вы, при, пере, от;

белого цвета  – бежал за угол, бежал из дома, бежал первым, бежал через дорогу, бежал от края)

Выполняют упражнение письменно, самостоятельно

Индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении.

Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические –находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: участвуют в диалоге

Выполнение задания

в тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти приставку?
  • Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  • Какие части слова служат для образования новых слов?

Закончите по очереди предложения:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Урок привлёк меня тем…

Урок заставил меня задуматься…

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, преодолены ли трудности, с которыми встретились на уроке

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

Упражнение  у 126, с 26

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова».

Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».  Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова»....

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...