Конспект урока русского языка по теме "Образование сложных слов", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В ходе учебной деятельности формируется умение образовывать сложные слова путём соединения двух основ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozh_slova.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Сизых Наталья Сергеевна, МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.» город Усть - Илимск
Класс | 3 | |||
Предмет | Русский язык | |||
Раздел | Состав слова | |||
Тема | Образование сложных слов. | |||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |||
Цель | Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования.
| |||
Задачи | Образовательные: формировать умение образовывать сложные слова путём соединения двух основ. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки. Воспитывающие: Воспитывать интерес к родному языку, словообразованию.
| |||
Основные понятия темы | Сложное слова, соединительная гласная, основа слова, корень слова | |||
Планируемый результат | ||||
Предметные умения – уметь различать, образовывать, писать сложные слова, употреблять их в речи.
| ||||
Организация пространства | ||||
Система РО Занкова Л.В | ||||
Метапредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||
Математика «Сложение чисел» Литературное чтение «Выразительные средства языка» | Информационный материал: Учебник « Русский язык», автор Полякова А.В. Презентация к уроку. карточки
Демонстрационный материал:
Интерактивный материал: Презентация к уроку по теме: «Сложные слова» |
|
Цель этапа |
Организация учебного процесса | УУД | |||||||||||
1 этап - Мотивация к учебной деятельности | |||||||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа пословицы. | Слайд 1 - Перед вами пословица. Прочитайте её. Корень учения горек, а плод его сладок. - Как вы понимаете ее смысл? ( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти трудности. Человек, который много знает, интересен другим, может выполнить хорошо работу, добиться в жизни многого.) - О каком корне говорится в пословице, ведь корни бываю разные, например корень растения. (О корне учения). -О каком корне мы говорим на уроках русского языка? (О корне слова). -Что называется корнем слова? (Корнем слова называется общая часть родственных слов). -Чем мы с вами занимались на прошлых уроке. (Учились образовывать новые слова). – Мы сегодня продолжим эту работу. | Умение выделять учебную задачу и определить проблему, поставить цель и прогнозировать результат своей деятельности.
| |||||||||||
2 этап - Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | |||||||||||||
Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения, демонстрирующего недостаточность имеющихся знаний, для осуществления образования сложного слова. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока. | Слайд 2 (дерево) 1)Игра « Словесный конструктор» - коллективная работа Как то много лет назад, посадили странный сад: Не был он фруктовым, был он только словом. Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло. ( На листе корень -лес-) - Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды, они нам помогут образовать новые слова. - Дорога в лесу. (лесная) - Берег на котором растёт лес. (лесистый) - Маленький лес (лесок), - Растения, которые растут под большими деревьями. ( подлесок) - То, что растёт за лесом. (залесье) - Человек, который живёт в лесу, и ухаживает за лесом( лесник, лесничий) - Что можно сказать про все эти слова? (однокоренные слова) По ходу записывать в тетрадь, обозначить корень и морфему при помощи которой образовано слово. - Сколько много слов мы смогли образовать от такого маленького слова. 2) Повторение смысла сложения (общее понятие). - Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. Продолжим урок. - Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Даны числа 25 и 9. Какое действие произвели с этими числами, если результат получился 34? (Сложение). - На каких уроках вы занимаетесь сложением чисел? (На математике). - А что мы складываем в обычной жизни? (Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…) - А что можно сложить на уроке русского языка? (Буквы складываются в слоги, а слоги в слова. Мы научились складывать части слова (морфемы), слова складывать в предложения, из предложений можно составить текст). -Я открою вам маленький секрет. Оказывается можно складывать не только слово из частей, но и одно слово с другим, также как складываем числа в математике. Слайд 3 – тема урока | Умение актуализировать изученный материал, выделять существенные признаки. Анализировать и выстраивать логические цепочки. Адекватно использовать речевые средства. | |||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения
| Слайд 4 Карточка – индивидуальная Сложите два слова. Получатся ли у вас новые слова?
-Почему возникло затруднение? (…)
(Мы не знаем правила, по которому можно правильно составить и записать такое слово, у нас нет эталона). | Умение определять проблему, обосновывать свой выбор. Уметь уточнять, корректировать свою точку зрения. | |||||||||||
4 этап - Открытие нового | |||||||||||||
Организовать уточнение учащимися цели урока (узнать правило правописания сложных слов); определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.); | -Скажите чему вы должны сегодня научиться ( цель деятельности)? Слайд 5 УЗНАТЬ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ И НАУЧИТЬСЯ ЕГО ПРИМЕНЯТЬ). - Учебник – стр 92 Как образуются новые слова? При помощи каких букв соединяем корни нового слова? Как называются такие гласные? Как называется слово состоящее из двух корней? Почему так назвали? (Может потому, что они сложены, как складываются числа в математике, а может быть потому, что писать их совсем не просто.) Сформулируйте тему урока – «Сложное слова» Ещё раз проговорите цель урока – узнать способ образования сложных слов - А ещё необходимо знать что буква о пишется после… Буква е после…. Схема на доске Слайд 6 (схема) после твёрд согл – о, после мягкого согл - е Слайд 7 Алгоритм образования сложных слов
Вернёмся к заданию (карточка): в слове сад выделяем корень сад и в слове водить корень вод соединяем гласной о, получилось слово садовод (несколько слов образовать) | Выявлять способ действия и работать по плану. Контролировать свои действия. Использовать поиск необходимой информации для выполнения задания. Способность к сотрудничеству с одноклассниками и учителем. Устанавливать причинно-следственные связи. | |||||||||||
Физкультминутка | -Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то встают девочки, а если буквой Е, то встают мальчики. ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, , ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. | ||||||||||||
5 этап - Первичное закрепление | |||||||||||||
Зафиксировать в речи изученное учебное содержание, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания. | 1) работа по учебнику -Работа в парах. - Какую цель вы достигли? (Мы узнали особенности правописания сложных слов, познакомились с правилом). - Что теперь надо сделать? (Надо научиться пользоваться этим правилом). - Выпишем сложные слова из упражнения 172, стр 92-93 с объяснением от каких слов они образованы и к какой части речи относятся. Пользуясь алгоритмом
| Умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в паре. Аргументировать свою точку зрения. Умение действовать по образцу. | |||||||||||
6 этап - Включение в систему знаний | |||||||||||||
Тренировать навыки грамотного письма сложных слов, способность к распознаванию сложных слов в тексте. |
Прочитать текст (текст на парту - каждому) Вот и наступила долгожданная оттепель. Радостно запела, заворковала звонкоголосая капель. Заплакали длиннохвостые сосульки. Разноцветное облако заискрилось, словно искупалось в солнечных лучах. - Вы заметили в тексте сложные слова? (Да). - Прочитайте их. Называя, попробуйте объяснить их смысл. Звонкоголосая, долгожданная, длиннохвостые, разноцветное. - Зачем употребляют в речи такие слова? (Они делают нашу речь более точной, выразительной). Спишите в тетрадь только то предложение, которое понравилось больше остальных. Сложное слово разберите по составу.
| Уметь обобщать изученный материал. Контроль и оценка своих умений и знаний. | |||||||||||
8этап – Итог урока | |||||||||||||
Тест “Верные и неверные высказывания”. Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”, не согласны “-” 1. Сложные слова – это все длинные слова. 2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О- 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-
Слайд 8 – проверка
| |||||||||||||
9 этап- Рефлексия деятельности на уроке | |||||||||||||
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. Оценить собственную деятельность на уроке; | Слайд 9 Анкета – оцени (ученики закрашивают кружки -зелёным, жёлтым, красным цветом) (например: Зелёный цвет – интересно, жёлтый – недостаточно интересно для меня, красный – совсем неинтересно) 2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 3. Оцени свой вклад в работу на уроке 4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя пара. | Умение анализировать и классифицировать материал. Аргументировать условия выбора. | |||||||||||
Дом. задание | 1)Упражнение из учебника 2)Поисковое задание – привести примеры современных сложных слов 3)Творческое задание – придумать свои сложные слова |
Примечание: на следующем уроке продолжается работу по образованию сложных слов. Учащиеся познакомятся с другим способом образования сложных слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова".
Конспект нестандартного урока русского языка, где в игровой соревновательной форме повторяется и закрепляется материал по теме "Сложные слова"...
Урок русского языка "Нужны ли сложные слова УМК "Школа 2100" 3 класс
Ценносто-ориентированный урок русского языка, используется проблемное обучение, групповая работа...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.
Урок рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс
Оснащение урока ИКТ позволит разнообразить урок, сделать материал наиболее доступным....
Разработка урока русского языка по теме «Сложное слово» (3 класс)
Тема урока: Сложные слова.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;ф...
Урок русского языка по теме "Сложные слова " в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспектива"....
Конспект урока русского языка по теме "Сложные слова"
Конспект урока "Сложные слова" 3 класс...