Урок русского языка "Нужны ли сложные слова УМК "Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Володина Татьяна Валентиновна

Ценносто-ориентированный урок русского языка, используется проблемное обучение, групповая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_slozhnye_slova_urok_russkog_yazyka_3_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Владимира

Урок русского языка

3 класс

Тема урока: «Нужны ли сложные слова»?

Разработал учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

Володина Т.В.

2013г.

Задачи урока:

  1. познакомить детей со сложными словами;
  2. обогатить словарный запас;
  3. развивать любознательность, внимание, интерес к слову;
  4. содействовать формированию положительной Я-концепции учащихся через создание ситуации успеха на уроке и рефлексивную деятельность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка.

    На уроке наши глазки смотрят и всё (видят),

    Наши уши слушают и всё (слышат),

    Наша голова (думает),

    Мы очень активные, внимательные, любознательные и  (дружные).

  1. Орфографическая минутка.

 - В словесном государстве жили орфограммы. Они часто ходили друг к другу в гости, а иногда встречались в одном слове.

   Вспомните их полные имена, назовите изученные нами орфограммы.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

Мес_ный, ус_ный, х_лодный, оре_ки, л_сной, _гурец, в_южный, к_льцо, а__ккуратный.

В воздухе кружатся первые снежинки, отметьте снежинкой красоты самые красиво написанные слова.

Взаимопроверка, самооценка.

  1. Проблемный вопрос.

- Из первых букв слов составьте новое слово. (мухоловка)

- Кто это?

Посмотрите на слово. Какой можно задать вопрос?

Мухоловка   Мухоловка

- Почему птицу так назвали?

- В этом слове два корня! Такие слова называются сложные.

- Догадайтесь почему их так назвали?

4. Формулировка темы и цели урока.

- Какова же будет тема нашего урока?

Нужны ли сложные слова?

- На уроке мы попытаемся выяснить, нужны ли в речи сложные слова, определим их роль в речи.

- Представьте, что в речи нет сложных слов! Как тогда мы назвали бы мухоловку?

- Какую же играют роль в речи сложные слова?

Они делают нашу речь:

-богаче

-понятнее

-точнее

-красивее

  1. Первичное закрепление.

- У нас на уроке ещё одна птичка! Придумайте ей название. Это сложное слово.

ГОРИХВОСТКА

- Прочитайте, как говорит о ней учёный- лингвист Ирина Голуб (с.87 упр.122)

«Горихвостка так названа за свой хвост. Он красного цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит»

-А вот поэт Евгений Ильин описал её так:

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,-

Это птичка-невеличка

 Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит!  (с.88 упр.123)

- Что общего у этих текстов?

-В чём отличие?

- Что использовал поэт, чтобы ярко и метко рассказать о горихвостке?

- Удачно ли это сравнение?

Упр.124

Прочитайте. Все ли слова понятны? Какие это слова?

Садовод, звездопад, пароход, носорог, седобородый, волнорез.

-Запишите сложные слова, выделите корни.

Проверка с образца на доске.

  1. Физминутка.

Дети поднимают над головой руки полусогнутые, как два корня, если слышат сложное слово.

Летает, вертолёт, водопад, водный, вход, выход, добрый, добродушный, сладкий, сладенький, сладкоежка, лежит, лежебока, громкий, громкоговоритель.

7. Групповая работа.

Разнообразие сложных слов.

Каждая группа из корней конструирует сложные слова.

- Названия предметов (самовар, пылесос, мышеловка)

- Название признаков предметов (темноволосый, краснощёкий, голубоглазый)

- Явления природы(водопад, ледоход, снегопад, землетрясение)

- Названия животных (утконос, носорог, вертишейка, землеройка)

- Транспорт (самолёт, ледокол, вездеход, пароход)

- Профессии (водолаз, садовод, ледоруб, пчеловод)

- Названия оттенков цветов (бледно-зелёный, тёмно-вишнёвый)

- Черты характера человека

- Чтобы описать характер человека тоже используются сложные слова.

Упр. 137, с.94

- Прочитайте, все ли слова понятны?

 Самолюбивый, трудолюбивый, слабовольный, тугодум, сердобольный, свободолюбивый, милосердный, добродушный, благородный, великодушный, властолюбивый.

- Запишите слова, обозначающие качества человека, которые вам понравились.

  1. Итог урока.

- Подходит ли пословица к теме нашего урока? Почему?

        Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

- Наши друзья Филя и Стёпа не были на уроке. Филя считает, что сложные слова – это все длинные слова, а Стёпа думает, что это все непонятные слова.

- А вы, ребята, как думаете?

- Нужны ли в речи сложные слова?

- Оцените , как вы поняли тему урока с помощью кругов красного, жёлтого и зелёного цвета.

- Что вас заинтересовало, удивило на уроке?

  1. Постановка цели следующего урока.

Стёпа и Филя опять спорят!

- Как правильно писать слово СЛАДК_ЕЖКА?   А ? О

- А вы умеете писать правильно сложные слова?

- Чему нам предстоит ещё научиться?

  1. Домашнее задание.

- Сочините сказочную историю о том, как  в русском языке образовались сложные слова.

                                                                                                                                                                                     

Комментарии к уроку

 Данный урок первый по счёту при изучении темы «Сложные слова». Дети не только должны научиться распознавать сложные слова, но и  понять их роль , ценность в речи.

На этапе знакомства со сложными словами детям предлагается придумать новое название для птицы мухоловки. Оно не должно быть сложным словом.. Перебрав разные варианты, ребята убеждаются, что ни один уз них не может так точно и красиво рассказать об этой птице. Человеку свойственно ценить больше именно то, что он теряет.  Это и происходит в данной ситуации.

  На уроке также ставилась  задача по обогащению словарного запаса учащихся. Изобилие новых сложных слов несомненно содействовало её решению. Сначала дети пытались объяснить непонятные слова сами, тем самым показывали свои знания и эрудицию, попадали в ситуацию успеха,  что способствовало формированию положительной Я- концепции ребёнка. Ученики не стеснялись задавать вопросы, встречаясь с новыми незнакомыми словами. А во время групповой работы  удивлялись многообразию и изобилию сложных слов, что помогало развитию интереса к слову, любознательности.

  На уроке многие дети сумели проявить себя как неординарно мыслящие и  неоднократно побывали в ситуации успеха, что породило настоящий интерес к этим словам, желание узнать больше.

  Рефлексивная деятельность , проводимая на протяжении всего урока также помогала  почувствовать свою исключительность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс

Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...

Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".  Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы  обучения:·...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Урок русского языка "Образование сложных слов"

Урок 42 Тема: Образование сложных слов. Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. Форма работы учащихся: фронтальная,...