Введение понятия «слог».
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Тема: Введение понятия «слог».
Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Введение понятия «слог».
Тип урока: открытие новых знаний.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
-Садитесь.
- Сейчас я проверю, все ли готово у вас к уроку.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи».
-Послушайте загадку.
Он бывает тихим, громким.
А ещё - глухим и звонким.
-Кто догадался, что это? (звук)
-Что вы знаете о звуках? (звуки мы слышим и произносим)
- На какие 2 группы делятся все звуки нашей речи? ( гласные и согласные.)
- Чем они различаются? Назовите признаки согласного звука. ( Воздух при произнесении согласного звука встречает препятствие, поэтому эти звуки состоят из шума и голоса.)
Каким цветом мы обозначаем на схеме мягкие согласные? (зелёным) А твердые? (синим.)
- Какие признаки гласного звука знаете? (Гласный звук при произношении не встречает преград, состоит из голоса. Обозначают мягкость и твердость.)
-Каким цветом мы обозначаем гласные на схеме? (Красным)
2.Введение понятия «слог». Объявление темы и постановка цели.
-Ребята, посмотрите внимательно на доску, на первый ряд. Что это за буквы? (Р,Л,М,Н--согласные.)
-Подумайте, что общего у этих букв? (они звонкие)
-А теперь составьте слово из этих букв? (Не получается).
-Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (У, Л,Н,А.)
- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и согласные.)
-Попробуйте составить слова из данных букв.( ЛУНА)
-А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?
- Какой вывод можно сделать?( Без гласных невозможно образовать слово.)
-Давайте произнесем все вместе слово луна? (лу-на)
-Что происходит с этим словом? (Оно распадается на части.)
-На сколько частей распалось слово? (Две).
-Вот такие части, ребята, называются СЛОГИ. И сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги.
Какую цель вы перед собой поставите? ( Научиться делить слова на слоги.)
Физминутка.
3.Работа со схемами.
-Ребята, отгадайте загадку.
Рыбой рек, озёр питается,
На морских волнах качается.
Крики резки! Отвечай-ка—
Как зовётся птица? ...(Чайка).
-Молодцы, ребята! (показываю картинку)
-Сколько звуков в слове? Какие?
-Составьте схему к этому слову. (выходит один ученик к доске и составляет схему, а остальные проверяют)
-Ребята посмотрите на доску, Вам даны два рисунка и две схемы, соотнесите схему с рисунком. (пёс, гусь)
-Молодцы, ребята!
- Ребята, давайте теперь сравним слово чайка и гусь?
-Чем похожи эти слова?
-А чем они отличаются?
-Сколько гласных звуков в каждом слове?
-Давайте попробуем ритмично прохлопать эти слова, что вы заметили?
Сколько хлопков поместилось в слове чайка (2), гусь (1), почему?
-На сколько частей распадается слово чайка? А слово гусь?
-Как называются эти части?
-Так сколько слогов в слове чайка, гусь?
-От чего зависит кол-во слогов?
-А сколько слогов в слове пЁс? Хлопками определим кол-во слогов.
4.Работа в учебнике.
-Откройте учебник, страница 74. Посмотрите на вторую картинку.
-Кто на этой картинке изображен? кто это?
-Ребята, эту птицу называют СИНИЦА. Давайте, вместе произнесем это слово.
-Сколько слогов у нас получилось?
-А как вы догадались?
-Как определить кол-во слогов? Давайте проверим по схеме.
Отметьте карандашом каждый слог.
-Послушайте меня внимательно и продолжите, когда я остановлюсь: У кошки-котёнок, у коровы - теленок, у козы-козленок, а у лошадки-….(жеребенок)
-Правильно. Давайте поделим на слоги это слово.
-Как мы это сделаем?
-Давайте проверим по схеме. Отметьте карандашом.
-Сколько слогов у нас получилось?
-Ребята, у нас остался еще один рисунок, Посмотрите, кто на нем изображен?
-Внизу дана схема этого слова. Определите по схеме, сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?
-Ребята, посмотрите на следующую страницу. Там даны картинки.
-Скажите, кто изображен на первой картинке? Давайте поделим слово на слоги.
-Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали, что один слог?
-А сколько гласных? Какой по счету?
-Молодцы! А кто изображен на второй картинке? Сколько слогов в этом слове? А сколько гласных? Какой по счету?
-На третьей картинке изображен утюг. Сколько гласных звуков в этом слове? Какие по счету? Давайте поделим на слоги. Сколько слогов в этом слове? Почему? Поделите карандашом.
-Ребята, посмотрите внимательно , из скольких звуков состоит первый слог? А второй? Значит какой можно сделать вывод?
-А кто изображен на следующей картинке? Давайте поделим слово на слоги. Сколько гласных звуков в этом слове? Какие по счету? Сколько слогов в этом слове? Почему? Поделите карандашом. Молодцы!
-А на последней картинке кто изображен?
-Сколько слогов в этом слове?
5.Работа со столбиком слов.
-На этой же странице в нижнем правом углу даны столбики со словами. (Читают ученики)
Первое слово –лён- род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновые.
-Давайте с помощью хлопков поделим слова на слоги. Сколько слогов получилось?
Мой-
Май-
море-
Мила-
- А почему слово Мила написано с заглавной буквы?
Мыло-
Роман-
мылил-
лимон-
-Как вы думаете , зачем слова делить на слоги?( чтобы правильно читать)
6.Работа с предложением.
-Внизу даны предложения. (читает ученик)
-Кто знает, кто такие маляры?
Маляр - рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера.
-С какой буквы начинается предложение?
-Что стоит в конце предложения?
-Почему третье слово в первом предложении пишется с большой буквы?
-Давайте прочитаем второе предложение.
Что говорится в этом предложении о малярах?
-Посмотрите на второе предложение, там есть короткие слова умны и милы, на прошлых уроках, когда вы изучали букву Н, вы говорили о таких словах, пролистайте учебник назад.
-Посмотрите, как мы можем еще сказать о малярах? (умные, милые)
7.Работа с текстом.
-Ребята, я сейчас прочитаю вам текст, а вы меня внимательно слушайте, потом я буду задавать вам вопросы.
-Кого нарисовал цыпленок? Почему котенок получился смешной? Посмотрите на рисунок, как он объяснил это?
8.Рефлексия.
-Ребята, чему сегодня на уроке мы научились?
-Как определить, сколько слогов в слове?
-Вы достигли той цели, которую поставили в начале урока?
-Ребята, вам понравился урок? Вы молодцы! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия "наречие". Система Занкова.
Это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания....
Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова
Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного матер...
Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл
Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...
Урок математике в 1 классе по системе Л.В. Занкова по теме "Введение понятия "выражения"
урок разработан по ФГОС НОО...
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....
Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК
В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог
Технологическая карта урока....