Введение понятия «слог».
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Жилина Алёна Александровна

Тема: Введение понятия «слог».

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Введение понятия «слог».

Тип урока: открытие новых знаний.

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Садитесь.

- Сейчас я проверю, все ли готово у вас к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи».

-Послушайте загадку.

Он бывает тихим, громким.

А ещё - глухим и звонким.

-Кто догадался, что это?  (звук)

-Что вы знаете о звуках?   (звуки мы слышим и произносим)

- На какие 2 группы делятся все звуки нашей речи? ( гласные и согласные.)

- Чем они различаются? Назовите признаки согласного звука. ( Воздух при произнесении согласного звука встречает препятствие, поэтому эти звуки состоят из шума и голоса.)

Каким цветом мы обозначаем на схеме мягкие согласные? (зелёным) А твердые? (синим.)

- Какие признаки гласного звука знаете? (Гласный звук при произношении не встречает преград, состоит из голоса. Обозначают мягкость и твердость.)

-Каким цветом мы обозначаем гласные на схеме?  (Красным)

2.Введение понятия «слог». Объявление темы и постановка цели.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, на первый ряд. Что это за буквы? (Р,Л,М,Н--согласные.)

-Подумайте, что общего у этих букв? (они звонкие)

-А теперь составьте слово из этих букв? (Не получается).

-Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (У, Л,Н,А.)

- На какие две группы можно их разделить? (Гласные и согласные.)

-Попробуйте составить слова из данных букв.( ЛУНА)

-А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?

- Какой вывод можно сделать?( Без гласных невозможно образовать слово.)

-Давайте произнесем все вместе слово луна? (лу-на)

-Что происходит с этим словом? (Оно распадается на части.)

-На сколько частей распалось слово? (Две).

-Вот такие части, ребята, называются СЛОГИ. И сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги.

Какую цель вы перед собой поставите? ( Научиться делить слова на слоги.)

Физминутка.

3.Работа со схемами.

-Ребята, отгадайте загадку.

Рыбой рек, озёр питается,

На морских волнах качается.

Крики резки! Отвечай-ка—
Как зовётся птица? ...(Чайка).

-Молодцы, ребята! (показываю картинку)

-Сколько звуков в слове? Какие?

-Составьте схему к этому слову. (выходит один ученик к доске и составляет схему, а остальные проверяют)

-Ребята посмотрите на доску, Вам даны два рисунка и две схемы, соотнесите схему с рисунком. (пёс, гусь)

-Молодцы, ребята!

- Ребята, давайте теперь сравним слово чайка и гусь?

-Чем похожи эти слова?

-А чем они отличаются?

-Сколько гласных звуков в каждом слове?

-Давайте попробуем ритмично прохлопать эти слова, что вы заметили?

Сколько хлопков поместилось в слове чайка (2), гусь (1), почему?

-На сколько частей распадается слово чайка? А слово гусь?

-Как называются эти части?

-Так сколько слогов в слове чайка, гусь?

-От чего зависит кол-во слогов?

-А сколько слогов в слове пЁс? Хлопками определим кол-во слогов.


4.Работа в учебнике.

-Откройте учебник, страница 74. Посмотрите на вторую картинку.

-Кто на этой картинке изображен? кто это?

-Ребята, эту птицу называют СИНИЦА. Давайте, вместе произнесем это слово.

-Сколько слогов у нас получилось?

-А как вы догадались?

-Как определить кол-во слогов? Давайте проверим по схеме.

Отметьте карандашом каждый слог.

-Послушайте меня внимательно и продолжите, когда я остановлюсь: У кошки-котёнок, у коровы - теленок, у козы-козленок, а у лошадки-….(жеребенок)

-Правильно. Давайте поделим на слоги это слово.

-Как мы это сделаем?

-Давайте проверим по схеме. Отметьте карандашом.

-Сколько слогов у нас получилось?

-Ребята, у нас остался еще один рисунок, Посмотрите, кто на нем изображен?

-Внизу дана схема этого слова. Определите по схеме, сколько слогов в этом слове? Как вы догадались?

-Ребята, посмотрите на следующую страницу. Там даны картинки.

-Скажите, кто изображен на первой картинке? Давайте поделим слово на слоги.

-Сколько слогов в этом слове?  Как вы узнали, что один слог?

-А сколько гласных? Какой по счету?

-Молодцы! А кто изображен на второй картинке? Сколько слогов в этом слове? А сколько гласных? Какой по счету?

-На третьей картинке изображен утюг. Сколько гласных звуков в этом слове? Какие по счету? Давайте поделим на слоги. Сколько слогов в этом слове? Почему? Поделите карандашом.

-Ребята, посмотрите внимательно , из скольких звуков состоит первый слог? А второй? Значит какой можно сделать вывод?

-А кто изображен на следующей картинке? Давайте поделим слово на слоги. Сколько гласных звуков в этом слове? Какие по счету? Сколько слогов в этом слове? Почему? Поделите карандашом. Молодцы!

-А на последней картинке кто изображен?

-Сколько слогов в этом слове?

5.Работа со столбиком слов.

-На этой же странице в нижнем правом углу даны столбики со словами. (Читают ученики)

Первое слово –лён- род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновые.

-Давайте с помощью хлопков поделим слова на слоги. Сколько слогов получилось?

Мой-

Май-

море-

Мила-

- А почему слово Мила написано с заглавной буквы?

Мыло-

Роман-

мылил-

лимон-

-Как вы думаете , зачем слова делить на слоги?( чтобы правильно читать)

6.Работа с предложением.

-Внизу даны предложения. (читает ученик)

-Кто знает, кто такие маляры?

Маляр -  рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера.

-С какой буквы начинается предложение?

-Что стоит в конце предложения?

-Почему третье слово в первом предложении пишется с большой буквы?

-Давайте прочитаем второе предложение.

Что говорится в этом предложении о малярах?

-Посмотрите на второе предложение, там есть короткие слова умны и милы, на прошлых уроках, когда вы изучали букву Н, вы говорили о таких словах, пролистайте учебник назад.

-Посмотрите, как мы можем еще сказать о малярах? (умные, милые)

7.Работа с текстом.

-Ребята, я сейчас прочитаю вам текст, а вы меня внимательно слушайте, потом я буду задавать вам вопросы.

-Кого нарисовал цыпленок?  Почему котенок получился смешной? Посмотрите на рисунок, как он объяснил это?

8.Рефлексия.

-Ребята, чему сегодня на уроке мы научились?

-Как определить, сколько слогов в слове?

-Вы достигли той цели, которую поставили в начале урока?

-Ребята, вам понравился урок? Вы молодцы! Урок окончен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия "наречие". Система Занкова.

Это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания....

Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова

Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного матер...

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...