Урок русского языка "Что такое имя существительное» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна

 

Вся работа на уроке направлена на развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости, формирование умения слушать и слышать собеседника, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Дети учится контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.  Получают знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка53.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока 

          Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Что такое имя существительное?  (второй урок)

Цель: сформировать грамматическое понятие «имя существительное», познакомить с обобщённым лексическим значением                                        имён существительных.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об имени существительном.

2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык», толковые словари.

ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР 

Время

(в мин.)

Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют своё рабочее место

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

-Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).

Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок»)

Мы давай подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинай считать опять.

(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили считать.

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями). 

Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.

 Записывают число, классная работа.

(2 мин.)

Актуализация знаний 

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

-Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву)

  Ин..й,  м..дведь, ябл..ко,  св..стеть, уч..ница, щ..вель.

-Давайте проверим и исправим ошибки.

-Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее?

-Почему?

-А остальные слова в какую группу можно объединить?

Один ученик работает у доски, остальные - в тетради.

Проверяют, исправляют ошибки.

Сравнивают, находят лишнее слово:

-Свистеть

Объясняют почему лишнее:

-Это глагол.

Объединяют в группу:

-Имена существительные.

(5 мин)

Целеполагание

Цель: формулирование темы и задач урока

-Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.

На доске опорные слова:

Учиться отличать…

Узнать новое об…

Оценивать…

Возвращаемся к словам, записанным под диктовку

-На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

Вывешиваются вопросы на доску кто? что?

Распределите.

Что же такое имя существительное? (на доске кластер)

Выберите лишний предмет.

Называют тему урока:

-Имя существительное.

Формулируют задачи урока:

-имена существительные от других частей речи

-имене существительном

-свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)

-Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто?

- Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?

(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?)

Заполняем кластер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2d500bb-fd89-4a87-b9df-8d5126c01fd1/%5BNS-RUS_2-04%5D_%5BIM_072%5D.html 

Ресурс:

Кто? Что? (N 193767)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание

Тип: Комбинированный

(7 мин)

Физкультминутка

Цель: смена деятельности

Если слово отвечает на вопросы кто? и что?

То мы дружно приседаем,

Чтоб не видел нас никто.

Прилагательным в ответ

Мы рукой помашем вслед.

А когда глагол услышим,

Сесть за парту надо тише.

(1 мин)

«Открытие» учащимися нового знания

 

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

-Откройте учебник (стр. 45, упр.76)

-Прочитайте. Почему так говорят?

-Кто такой государь? Подберите синонимы.

-Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным?

(вопросы вывешиваются на доску)

-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное?

-А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы?  

-Какой вывод мы можем сделать?

- Прочитайте сведение на стр. 46 («Обратите внимание»)

-Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами.

 (Электронное приложение к уроку)

-Запишите   пословицу, где встречаются эти два месяца.

-Ребята, что обозначают существительные январь, февраль?

-Весна, зима?

-А что ещё могут обозначать имена существительные?

  Если затрудняются, то смотрят электронное приложение

Находят нужную страницу в учебнике.

Объясняют пословицы.

Работают над лексическим значением слова государь, подбирают синонимы:

-государь (царь, правитель)

(январь - центральный, главный месяц;

весна - моложе, поэтому январь дедушка;

в январе чаще морозы, а в феврале-метели).

государь (чего?) зимы, дедушка (чему?) весне, морозы (чему?) январю, метели (чему?) февралю

-Кто? Что?

-Чего? чему?

Делают вывод:

-имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?,но и на другие вопросы чего? чему?

Читают сведение

Смотрят электронное приложение к уроку про словарные слова

Выбирают и записывают пословицу, подчёркивают орфограммы.

-зимние месяцы

-времена года

Смотрят электронное приложение, делают вывод

(10 мин)

Включение в систему знаний

Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.

 Игра на интерактивной доске  

 Классифицируют имена существительные

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b776069-458b-4a83-b9e5-ed436b2b66e4/%5BNS-RUS_2-04%5D_%5BTQ_073%5D.html 

Ресурс:

Выбери верный вопрос (N 193374)

Вид ЦОР:

Тренажер

Тип: практический

(3 мин)

Творческое задание с самопроверкой по эталону

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.

 

 

-Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?

-Найдите в словарях, что они обозначают?

-Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные.

Учащиеся работают в группах, собирают стихотворение :

Вот так ……-зима:

Не сугробы-……..!

На деревьях синий   …..,

Как густая …….. .

(бахрома, зимушка, иней, терема)  

Самопроверка по эталону.

 -Бахрома, терема, иней.

Работают со словарями, зачитывают   значения   слов.

(на интерактивной доске рисунки непонятных слов)

Списывают стихотворение, находят имена существительные.

(5 мин)

Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения д/ задания

 Разноуровневое домашнее задание.

Записывают домашнее задание

(2 мин)

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

-Вернёмся к поставленным задачам урока.

Учиться отличать им. существительные от других частей речи

Узнать новое об им.сущ.

-Оцените свою работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.

(дополняют   кластер)

С помощью «смайликов-настроения» проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.

Picture background

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/02/22/refleksiya-derevo-lestnitsa

Рефлексия для интерактивной доски "Дерево", "Лестница успеха"

(5 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...