Технологическая карта урока по русскому языку, 4 класс Тема: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иншакова Любовь Васильевна
Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inshakova_l.v._russkiy_yazyk_.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку, 4 класс

 Тема: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных  

Иншакова Любовь Васильевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4  класс

УМК: «Школа России», «Русский язык» (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Задачи:

образовательные

- закрепление знаний о склонении, падежах имён существительных,

- формирование навыка написания падежных окончаний имён существительных        

развивающие

-развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; развивать речи обучающихся ;самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

-умение работать в  коллективе, в паре; самостоятельность, дисциплинированность, интерес к изучаемому предмету         

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для знакомства с правилом подбора проверочных слов (для 1-го склонения – «стена», для 2-го – «стол», для 3-го – «степь») и формирования навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом подбора проверочных слов: для 1-го склонения – «стена», для 2-го – «стол», для 3-го – «степь»; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных; выделять падежные окончания; выполнять звуко-буквенный разбор слова, морфологический разбор слова; делить слова на группы по виду орфограмм

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Эмоциональный настрой на урок.

  - Проверьте готовность к уроку.

-  Запланировано много, поэтому, чтобы успеть всё, нужно работать быстро, старательно, дружно!

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками  в процессе совместной деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (учебник).

– Прочитайте задание в упражнении 236. Составьте предложения с выделенными словами в нужной падежной форме.

– Запишите предложения. Составляют ли они текст? Почему вы так думаете?

– Придумайте к нему заголовок.

– Укажите падеж выделенных имен существительных, подчеркните окончания.

– Выпишите из второго предложения словосочетания.

Зачитывают из второго предложения словосочетания.

живет (где?) на вершине

на вершине (чего?) ели

– Да, это текст. Предложения связаны по смыслу.

– «Королек».

Маленькая птичка лето и начало осен (3 скл., Р. п.) проводит в хвойном лес (2 скл., П. п.). Она живёт на вершин высокой ел (3 скл., Р. п.). Строит королёк гнёздышко на кончик (2 скл., П. п.)  еловой  ветк (1 скл, Р. п.). Свою скромную тихую песн (1 скл., В. п.) птичка поёт круглый год. Зимой корольк (2 скл., Р. п.) можно встретить в городском парк (2 скл., П. п.) и на огород (2 скл., П. п.).

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Минутка чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение и разберите его по членам предложения. Определите падеж имен существительных.

Лес горит на солнце пурпурным, красным, нежно-желтым, золотистым огнем.

Выполняют чистописание.

– Отгадайте загадку.

Работа над словами

с непроверяемым написанием

Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный, гладкий гребешок.

Это – Петя-… (петушок).

ПЕТУХ – 1. Домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. 2. Перен. О задорном человеке, забияке. В отдельных районах нашей страны ПЕТУХА называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова ПЕТУХ, ПЕВЕНЬ, ПЕВУН  русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют ПЕТУХА за его любовь к пению. ПЕТУХ – ПЕТЬ, ПЕВЕНЬ = «поющая птица», «любящая петь».

Однокоренные слова: петушок, петушиный петуший, петушиться.

Фразеологизмы:

ПУСТИТЬ (ДАТЬ) ПЕТУХА – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливые звуки.

ПУСТИТЬ КРАСНОГО ПЕТУХА – устроить пожар, поджечь.

ДО ПЕТУХОВ (С ПЕТУХАМИ) – очень рано, с зарёй.

П

П

Е

Т

У

Х

Р

Ь

Я

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Работа по карточкам.

– Прочитайте. Это текст?

В зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в кувшин.. на окошк.. .

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Кисти белых цветов сирен.. выделялись на зелен..

листьев. Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .

На болот.. в воздух.. пахло сыростью.

– Как вы думаете, какое задание вы сейчас должны будете выполнить?

– Проверьте, верно ли я выполнила это задание?

В зоопарки, у клетки, ветки черемухи, в кувшини,
на окошки, кисти сирени, на зелене, дача дедушке,
на окраини деревни, в болоти, в воздухе.

– Что нужно определить у существительного прежде чем писать окончание?

– Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо определить падеж, склонение имени существительного и подобрать проверочное слово: для 1-го склонения – «стена», для 2-го – «стол», для 3-го – «степь».

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 238)

– Прочитайте пословицы. Определите главную мысль одной из них.

– Спишите, вставляя окончания имен существительных.

– Докажите, что вы правильно выполнили задание

Упражнение 238.

Лучше жить в теснот (1 скл., П. п.), чем в обид (1 скл., П. п.). При солнышк (2 скл., П. п.) тепло, при матер (3 скл., П. п.) добро. Кошк (1 скл., Д. п.) – игрушки, а мышк (1 скл., Д. п.) – слёзки. Без букваря и грамматики не учатся и математик (1 скл., Д. п.). Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност (3 скл., П. п.), мудрость в гнев (2 скл., П. п.), дружба  в  нужде.  По  капельк  (1 скл., Д. п.) – море, по былинк (1 скл., Д. п.) – стог.

Жить [жыт] – 1 слог.

ж – [ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;

и – [ы] – гласный, ударный;

т – [т] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

ь – [  ]

–––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 3 звука.

(Без)  букваря –  сущ.,  без чего?,  н. ф. – букварь,  неодуш.,  нариц.,  2 скл., м. р., ед. ч., Р. п., второстепенный член.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 239).

– Прочитайте. Составьте из каждой пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падеже с предлогом.

– Запишите словосочетания. Укажите падеж и склонение имен существительных, выделите окончания.

Упражнение 239.

Смеяться  от  радост  (Р. п., 3 скл.),  рисовать  в  тетрад  (П. п., 3 скл.), подъехать к деревн(Д. п., 1 скл.), написать о тёт Ир (П. п., 1 скл.),  закричать от бол (Р. п., 3 скл.),  побывать в Сибир  (П. п., 3 скл.), работать на компьютер (П. п., 2 скл.), приехать к бабушк Сон (Д. п., 1 скл.), идти по тропинк (Д. п., 1 скл.),  взять с ладон  (Р. п., 3 скл.), плыть по Волг (Д. п., 1 скл.).

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по реше-

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 240)

– Прочитайте. Какие из данных имен существительных и в каких падежах будут иметь одинаковые окончания?

– Запишите группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставьте их в нужном падеже с предлогом или без предлога

Работают в парах. Записывают группами имена существительные с одинаковыми окончаниями. Упражнение 240.

В зёрнышк (2 скл., П. п.), в корн (2 скл., П. п.), в сказк (1 скл., П. п.), на топол (2 скл., П. п.), на яблон (1 скл., П. п.),  о товарищ  (2 скл., П. п.), дать яблон (1 скл., Д. п.), дать сказк (1 скл., Д. п.).

Без  сказк (1 скл.,  Р. п.),  без  яблон  (1 скл., Р. п.),  без жизн  (3 скл., Р. п.), без скатерт (3 скл., Р. п.),  по  жизн  (3 скл., П. п.),  по скатерт (3 скл., Д. п.), о жизн (3 скл., Д. п.), о скатерт (3 скл., П. п.).

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Чтение правила в стихах.

Организует выступление учащихся, дискуссию; выслушивает мнения, подводит итог.

Рассказывают правило в стихах.

У существительных есть окончанья безударные.

В них буквы «и» и «е» весьма коварные.

Чтоб их правильно писать,

Склоненье надо нам узнать:

Если первое – тогда

Подставляем мы «луна».

Во втором склонении

«Е» пишем без сомнения,

А в склоненье третьем

«И» напишем, дети.

(См. РМ, Приложение 6.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Адекватно использовать речевые сред-

ства для реше-

ния различных

коммуникативных задач

Работа в тетради (задание 162)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте предложения из стихотворения

С. Козлова «Кто как спит», вставляя в нужной форме пропущенные имена существительные. Пользуйтесь словами для справок.

– Выделите окончания имен существительных

в косвенных падежах

Выполняют задание в рабочей тетради.

Вставляют пропущенные слова. Выделяют окончания имен существительных в косвенных падежах.

(См. РМ, Приложение 7.)

Кашалот, как на диван (2 скл., П. п.),

Отдыхает в океан (2 скл., П. п.).

Кот наш Кузя спит на печк (1 скл., П. п.),

А весною на крылечк (2 скл., П. п.).

У зелёной речк (1 скл., Р. п.) Нил

Спит зелёный Крокодил.

Лев седой с ворчуньей львиц (1 скл., Т. п.)

Под большой лун (1 скл., Т. п.) уснул.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Кто с уверенностью может сказать «Я умею писать безударные окончания имен существительных»?

– Кто испытывает трудности при написании падежных окончаний?

– В чем вы испытываете трудности?

– Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Продолжают высказывания:

•  Я почувствовал, что…

•  Было интересно…

•  Меня удивило…

•  Своей работой на уроке я…

•  Материал урока мне был…

•  Мне захотелось…

•  Мне больше всего удалось…

•  Мое настроение…

•  Заставил задуматься…

•  Навел на размышления…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

– Выполнить задание 163 в рабочей тетради, упражнение 241 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 5

Самостоятельная работа

1 вариант

Склонение

Падеж

Сидел на ветк

Приехал на поезд

Жили в деревн

Дать Серёж

У опушк леса

Из новост в газет

В башн крепост

2 вариант

Склонение

Падеж

Ветка ёлк

Приехал на машин

Были в деревн

Дать Ольг

Ехал по дорог

В глуш на дорог

Играть в зелен сирен

Приложение 6

Тест «Имя существительное»

– Выбери верное утверждение.

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;

б) самостоятельная часть речи;

в) член предложения;

г) служебная часть речи.

2. Начальная форма имени существительного – это ...

а) В. п единственного числа;

б) Р. п. множественного числа;

в) И. п. единственного числа;

г) Д. п. единственного числа.

3. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке?

а) И. п., Р. п., Д. п., Т. п., В. п., П. п.

б) И. п., В. п., Т. п., П. п., Д. п., Р. п.

в) И. п., Д. п., П. п., Т. п., В. п., Р. п.

г) И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

4. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?

а) Изменить имя существительное по числам;

б) найти слово, с которым связано имя существительное, и задать от него вопрос;

в) определить род и число имени существительного;

г) определить род имени существительного.

5. Склонение имён существительных в русском языке называется:

а) изменение по числам;

б) изменение по падежам и числам;

в) изменение по лицам;

г) изменение по падежам и родам.

6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное «вещь» употреблено в форме:

а) дательного падежа;

б) именительного падежа;

в) родительного падежа;

г) винительного падежа.

7. В русском языке ... падежей.

а) 5;     б) 6;    в) 4;    г) 7.

8. Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы:

а) кого? чего?;

б) кому? чему?;

в) кем? чем?;

г) кого? что?.

Ответы. 1 – б, 2 – в, 3 – г, 4 – б, 5 – б, 6 – г, 7 – б, 8 – в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных....

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....