Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного выбора безударного окончания в именах существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.
Цели: 1) закрепить умение определять у существительных тип склонения; учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;
2) развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
3) воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки с пословицами.
Ход урока
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся
— Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.
Запись числа и классной работы
(Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число и классная работа.)
2.Минутка чистописания
н Н н Н
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (н) (согласный, звонкий, твёрдый)
Прочитайте предложение.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит? (Новый день надо начинать с утренней зарядки)
Зарядка заряжает энергией, отличным настроением на весь день, улучшается кровообращение, доставка кислорода с питательными веществами.
Назовите орфограммы в словах? (Начинай – он начал, дело начато; сочетание жи; утренней – удвоенная нн, зарядки – парный согласный (зарядить) приставка по, ник – суффикс, недел - корень. (Раньше «неделей» называли воскресенье – день отдыха, а понедельник шел после дня отдыха, после недели.). по - приставка, недел - корень, ник - суффикс.
Запишите пословицу.
-Назовите слова, где количество звуков и букв не соответствует. (жизнь, понедельника, новую)
Назовите в этой пословице словарное слово (Понедельник)
Кто догадался, какой следующий этап урока?
3.Словарная работа (1 уч-ся у доски)
Вам было задание подобрать загадки с отгадками, которые являются существительными 1,2,3 склонения. Кто справился с этим заданием?
Давайте вспомним, какие существительные относятся к 1 (2), (3) склонению?
(1 склонение: существительные ж.р. и м.р. с окончаниями а, я)
(2 склонение: существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями о,е.)
(3 склонение: ж.р. с мягким знаком на конце)
-К доске идёт … . Записываем слова, разделяя их по склонениям.
Учащиеся сами читают загадки, все записывают отгадки в 3 столбика по склонениям. Подчёркивают орфограммы.
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбуз)
С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
( Газета)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку-
Мы торопимся ...(в АПТЕКУ) (Аптека)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
4.Знакомство с новым словарным словом
А теперь отгадайте мою загадку:
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь.) календарь
Работа с толковым словарём. Нахождение значения слова.
-Что означает это слово? (…)
Давайте более точное значение этого слова узнаем в толковом словаре.(2 ученицы ищут значение слова в толковом словаре)
Календарь –
Запишем это слово в нашем словарике. Запомните его написание.
Запись слова в орфографический словарик.
4.Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано стихотворение Б.Заходера:
-Прочитайте стихотворение (про себя). Прочитаем вслух.
В лесочк… над речк..й
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
5.Постановка темы и целей урока
- Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.
Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.
Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.
(Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.
-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?
(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в данном падеже данного склонения.)
Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р.п.? В Д. и П. п.?
Как ещё можно проверить безударное окончание?
Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд )
Какими словами – помощниками нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
6. Работа по теме урока.
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.
В лесочке, над речкой, на дачке, лесом, дачей, в жизни.
Вывод по правописанию безударных окончаний существительных.
7. Закрепление, обобщение материала:
Работа по учебнику
Упр.236
8. Физкультминутка
9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:
Работа с деформированным текстом
Учитель: - Какое время года наступило?
Дети: - Зима.
Слайд
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.
Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)
- опушились, иней, деревья, блестящим
- лес, в, убор, красив, зимнем
- Слайд
(Письмо с комментированием)
Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Учитель: - Где нельзя кататься на санках?
Слайд
Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.
Игра в правильном определении падежей и выборе окончания (работа в группах)
Мы сейчас поиграем. Нам надо разделиться на 2 команды.
-У вас у каждого лежит на парте карточка со словосочетанием. Определите падеж существительного. Найдите свою группу по данному падежу. (Все ученики делятся на группы по падежам: 1 группа -Р.п., 2 группа -Д.п., и - П.п.,)
-Вставьте окончания имён существительных. Проверьте, все ли верно определили свою группу.
Р. П. (без ошибк .., из деревн.. , около площад…, после школ… )
Д.п. и П.п (к рощ…, по дорог.., в пол…, на речк…)
Игра «Собери пословицу», вставив правильно окончание.
Друзья познаются потех . час
Азбука – к мудрост . в бед .
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Правд.. огонь не страшен
Объясните написание.
10. Рефлексия Слайд
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию, исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...
техкарта урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Обобщающий урок-игра. 4класс...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...
Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....
Урок русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных"
4 класс УМК "Школа России"...