Урок русского языка " Приставки и предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сторожева Елена Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_i_predlog.docx41.24 КБ
Файл pristavka_i_prelog.pptx434 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Приставка и предлог

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: самостоятельная часть речи, служебная часть речи.

1.2 применение опорных понятий: предлог, приставка, часть речи, часть слова,

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать суждения и умозаключения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые объекты,

1.4 развитие специальных умений: различать приставку и предлог

II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Заявка на оценку:

21 балл и более — «5»

17 – 20 баллов — «4»

12 – 16 баллов — «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Раздаточный материал для учащихся:

Раскрой скобки:

(в)летела (в )окно

(на)мусорил  (на) полу

(от)кусил  (от)конфеты

(от) плыл (от)берега

(в) дела (в)иголку

(в) нёс) в комнату

Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:

1.Лодка (от)плыла от берега.

2.Саша (с)катился (с) большой горки.

3. Тане (в)плели (в)косу ленту.

4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.

Составь со словами предложения,  используя предлоги и приставки: с, по, на

Бросила, плечи, платок, бабушка.

Дорожке, шел, мальчик, садовой.

Мешал, повар, сливки, мукой.

Сказка «В стране Грамматики»

Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За.

А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал).

Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например6 Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу.  Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?».

Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.

Карточки по СДО:

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2.  Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С                 ?

С- вопросительные слова

1- первое понятие ( субъект – подлежащее суждения)

        - связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

4. Когда?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

( сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

( противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция ( от общего к частному)

1.. Поскольку…

2. а……

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

2. а……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

2. то….

Следовательно……

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы.

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

15 сек.

Подготовка к уроку

1.2.

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

30 сек.

II.

Анализ темы урока

2.1.

слайд 2

Беседа по теме урока:

— Прочитайте задание .Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуйте свой ответ.

В деревне Волки все избы из ели.

В деревне волки все избы изъели.

по 1 б. за кажд. версию

Варианты ответов уч-ся:

В одном предложении из является приставкой, в другом-из -предлог.

2.2

Выявление структуры понятия «предлог», «приставка»

слайд 3,4

Задайте вопрос – понятие:

 о предлоге- 1 вариант, о приставке- 2 вариант

по 1 б. за вопрос и

ответ

Работа по вариантам

Что называется предлогом?

Что представляет собой предлог?

Что является приставкой?

В чем заключается сущность приставки?

2.3

слайд 5-8

Определите в понятии родовой( главный)  и видовые признаки.

Приставка-родовой признак: часть слова,

Видовые признаки:которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем

Предлог-:родовой признак: часть речи,

Видовые признаки: выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении

по 2 балл

Ученики находят родовой и видовые признаки.

Приставка- часть слова,

которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем

Предлог-часть речи,

выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении

9

На экране:

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

слайд 10

Исходя из задания, определите тему урока

Приставка и предлог.

Цель урока: учиться различать приставки и предлоги

2 балла

III.

Работа по теме урока

3.1.

Слайд 11, 12,

Выполните задание.

(в)летела (в )окно

(на)мусорил  (на) полу

(от)кусил  (от)конфеты

(от) плыл (от)берега

(в) дела (в)иголку

(в) нёс) в комнату

Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания.

1 балл

1 балл

- Чем объяснить, что в одном месте в, на, от надо писать слитно, а в другом раздельно?

- Как доказать, что приставки пишутся вместе, а предлоги отдельно?

13

Ответьте в форме умозаключения

Умозаключение.

Приставки В, На, От - это части слова.

Они пишутся слитно.

Предлоги В, На , От – это части речи.

Они пишутся раздельно с другими словами.

Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно.

Слайд 14

Самооценка:

За каждый верно написанный предлог – 1 балл (максимально м.б. 6 баллов ).

За каждый верно написанную приставку– 1 балл (максимально м.б. 6 баллов)

От1 до 6 баллов.

Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.

Физминутка

Слайд 15

Сказка о предлогах и приставках.

Слайд16. 17

Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:

1.Лодка (от)плыла от берега.

2.Саша (с)катился (с) большой горки.

3. Тане (в)плели (в)косу ленту.

4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.

Определи   место предлога в предложении и сделай умозаключение.

по 3 балла

Умозаключение.

В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным.

Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным.

Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным.

Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным.

Слайд18,19

Задание

Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении.

 К какому слову нельзя поставить вопрос .

По этому заданию задай вопрос- суждениеи сделай умозаключение

3 балла

Суждение:

Вопрос- суждение:

Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу – нет?

Умозаключение

Существительное, прилагательное, глагол- самостоятельные части речи, предлог- служебная часть речи.

Следовательно, предлог- это служебная часть речи

Слайд 20..

Проверь себя и оцени.

1 балл за правильное раскрытие скобок.

2 балла за сравнение.

Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.

Слайд 21

Составь со словами предложения,  используя предлоги и приставки: с, по, на

1.Бросила, плечи, платок, бабушка.

2.Дорожке, шел, мальчик, садовой.

3.Мешал, повар, сливки, мукой.

Задай по этому заданию вопрос- суждение

1 балл за каждое предложение

1 балл за вопрос и овет

Как доказать, что в 1 предложении надо вставить приставку и предлог на?

Почему во 2 предложении вставляем приставку и предлог по?

В каком случае пишется предлог с?

Проверьте это задание друг у друга. За каждое правильное предложение поставьте по 1 баллу.

Максимально- 3 балла

Взаимопроверка. Ученики оценивают друг друга.

Бабушка набросила на плечи платок.

Мальчик пошел по садовой дорожке.

Повар смешал сливки с мукой.

IV

Обобщение темы урока

Вернёмся к теме нашего урока.

—Чем являются предлоги и приставки?

- Для чего служат предлоги и приставки7

_ Как отличить предлог от приставки?

2 мин.

по 1 – 2 б.

Варианты ответов уч-ся:

Предлоги- части речи, приставки- части слова

Предлоги служат для связи слов в предложении, приставки- для образования новых слов.

Между предлогом и приставкой можно вставить прилагательное.

V

Подведение итогов урока

— Подсчитайте набранное количество баллов, соотнесите с заявкой и определите, какую оценку заработали.

30 сек.

Подсчет баллов. Выставление оценки.

VI

Домашнее задание:

Учебник. Стр. 5 упражнение  6.

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАЯВКА НА ОЦЕНКУ 21 балл и более — «5» 17 – 20 баллов — «4» 12 – 16 баллов — «3»

Слайд 2

Задание. Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуй свой ответ. В деревне Волки все избы из ели . В деревне волки все избы из ъели.

Слайд 3

Приготовьте вопрос- понятие: 1 вариант- о приставке, 2 вариант- о предлоге

Слайд 4

Карточка №1 Вопрос- понятие 1. Что называется? 2. Что считается? 3. Что понимается под? 4. Что представляет собой? 5. Что выражает? 6. Что является? 7. Что такое? 8. Каковы свойства и виды? 9. В чем заключается сущность?

Слайд 5

Приставка- часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем

Слайд 6

Проверь себя Приставка- часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем.

Слайд 7

Предлог- часть речи, выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении

Слайд 8

Проверь себя Предлог- часть речи , выражает зависимость одних слов от других служит для связи слов в предложении

Слайд 9

Понятие= родовой признак + видовые признаки

Слайд 10

Тема урока Приставка и предлог

Слайд 11

Выполните задание. (в)летела (в ) окно (на) мусорил (на) полу (от) кусил (от)конфеты ( от) плыл (от)берега (в) дела (в)иголку (в) нёс) в комнату Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания. Ответ дайте в виде умозаключения.

Слайд 12

Карточка №2 Вопрос- суждение 1 . Чем объяснить, что………? 2. Как доказать, что…………..? 3. В каком случае…………….? 4. Когда……………………………? 5. Каким образом……………...? 6. Вследствие чего…………….? 7. Почему………………………………..?

Слайд 13

Ответ- умозаключение Приставки В, На, От - это части слова. Они пишутся слитно. Предлоги В, На , От – это части речи. Они пишутся раздельно с другими словами. Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно.

Слайд 14

Самооценка: За каждый верно написанный предлог – 1 балл ( максимально м.б . 6 баллов ). За каждый верно написанную приставку– 1 балл (максимально м.б . 6 баллов)

Слайд 15

Страна Грамматика П редлоги Приставки Царица грамматика

Слайд 16

Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки: 1.Лодка (от)плыла (от)берега . 2.Саша (с)катился (с) большой горки. 3. Тане (в)плели (в)косу ленту. 4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф. Определи место предлога в предложении. Сделай умозаключение.

Слайд 17

Умозаключение. В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным. Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным. Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным. Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным.

Слайд 18

Задание Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении. К какому слову нельзя поставить вопрос . По этому заданию задай вопрос- суждение

Слайд 19

Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу – нет?

Слайд 20

Самооценка: За каждый верно написанный предлог и приставку – 1 балл (максимально м.б . 8 баллов ). За найденное сравнение- 2 балла За умозаключение- 3 балла. .

Слайд 21

Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с , по, на Бросила, плечи, платок, бабушка. Дорожке, шел, мальчик, садовой. Мешал, повар, сливки, мукой.

Слайд 22

Проверь себя: Бабушка набросила на плечи платок. Мальчик пошел по садовой дорожке. Повар смешал сливки с мукой

Слайд 23

Спасибо за урок!

Слайд 24

Карточка №3 ( сравнение) 1. По сравнению с ….. 2. Так же ка и …… 3. Как ….., так и ……. 4. Сравнивая………, можно сказать….. 5. Кроме……, ещё…… 6. Помимо……. 7. Больше чем……. 8. Не только, а и …… 9. Наряду с ……. 10. Если ……, то…. 11. В отличии от……

Слайд 25

Ответ- умозаключение Приставка- это часть слова. Предлог- часть речи. Приставка служит для образования новых слов. Предлог служит для связи слов в предложении.

Слайд 26

http://andryano.ru/wp-clide/referati/foni-dlya-shkolnih-prezentatsiy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"

Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний  о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и т...

Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."

Цель:  – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...

Урок русского языка " Приставки и предлоги" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка  2классТема: Приставки и предлогиЦель.  Обобщение  знаний   о приставках и предлогах.Урок  актуализирует  знания учащихся о приставках и предлога...

урок русского языка приставка и предлог 2 класс Перспектива

Урок русского языка тема  "Приставка и предлог" для 2 класса программа Перспектива....

Технологическая карта урока русского языка "Приставка и предлог"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка и предлог". Цель: создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней фор...