Урок русского языка " Приставки и предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.24 КБ |
![]() | 434 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Приставка и предлог
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: самостоятельная часть речи, служебная часть речи.
1.2 применение опорных понятий: предлог, приставка, часть речи, часть слова,
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать суждения и умозаключения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые объекты,
1.4 развитие специальных умений: различать приставку и предлог
II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Заявка на оценку:
21 балл и более — «5»
17 – 20 баллов — «4»
12 – 16 баллов — «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Раздаточный материал для учащихся:
Раскрой скобки:
(в)летела (в )окно
(на)мусорил (на) полу
(от)кусил (от)конфеты
(от) плыл (от)берега
(в) дела (в)иголку
(в) нёс) в комнату
Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:
1.Лодка (от)плыла от берега.
2.Саша (с)катился (с) большой горки.
3. Тане (в)плели (в)косу ленту.
4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.
Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на
Бросила, плечи, платок, бабушка.
Дорожке, шел, мальчик, садовой.
Мешал, повар, сливки, мукой.
Сказка «В стране Грамматики»
Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За.
А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал).
Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например6 Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?».
Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.
Карточки по СДО:
Карточка №1 Вопрос- понятие 1. Что называется? 2. Что считается? 3. Что понимается под? 4. Что представляет собой? 5. Что выражает? 6. Что является? 7. Что такое? 8. Каковы свойства и виды? 9. В чем заключается сущность? | Карточка №2 Вопрос- суждение С ? С- вопросительные слова 1- первое понятие ( субъект – подлежащее суждения) - связка между понятиями 2- второе понятие 1. Чем объяснить, что? 2. Как доказать, что? 3. В каком случае? 4. Когда? 5. Каким образом? 6. Вследствие чего? 7. Почему? | Карточка №3 ( сравнение) 1. По сравнению с ….. 2. Так же ка и …… 3. Как ….., так и ……. 4. Сравнивая………, можно сказать….. 5. Кроме……, ещё…… 6. Помимо……. 7. Больше чем……. 8. Не только, а и …… 9. Наряду с ……. 10. Если ……, то…. 11. В отличии от…… |
Карточка№4 ( противоречие) 1……..что, а…….. 2. …….тем, что…… 3. ……не, но…… 4. …..хотя….. 5. …….если, то……. 6. ……..тем, чем…… 7. …..не смотря на….. 8. ……однако….. 9. ……не толко…… | Карточка№ 6 (умозаключения) Дедукция ( от общего к частному) 1.. Поскольку… 2. а…… Следовательно… Индукция. 1. Если…… 2. а…… Следовательно… Аналогия 1. Если….. 2. то…. Следовательно…… |
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы. | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент | ||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями) | 15 сек. | Подготовка к уроку |
1.2. слайд 1 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) | 30 сек. | |
II. | Анализ темы урока | ||
2.1. слайд 2 | Беседа по теме урока: — Прочитайте задание .Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуйте свой ответ. В деревне Волки все избы из ели. В деревне волки все избы изъели. | по 1 б. за кажд. версию | Варианты ответов уч-ся: В одном предложении из является приставкой, в другом-из -предлог. |
2.2 | Выявление структуры понятия «предлог», «приставка» | ||
слайд 3,4 | Задайте вопрос – понятие: о предлоге- 1 вариант, о приставке- 2 вариант | по 1 б. за вопрос и ответ | Работа по вариантам Что называется предлогом? Что представляет собой предлог? Что является приставкой? В чем заключается сущность приставки? |
2.3 слайд 5-8 | Определите в понятии родовой( главный) и видовые признаки. Приставка-родовой признак: часть слова, Видовые признаки:которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем Предлог-:родовой признак: часть речи, Видовые признаки: выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении | по 2 балл | Ученики находят родовой и видовые признаки. Приставка- часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем Предлог-часть речи, выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении |
9 | На экране: Понятие = родовой признак + видовые признаки. | ||
слайд 10 | Исходя из задания, определите тему урока Приставка и предлог. Цель урока: учиться различать приставки и предлоги | 2 балла | |
III. | Работа по теме урока | ||
3.1. Слайд 11, 12, | Выполните задание. (в)летела (в )окно (на)мусорил (на) полу (от)кусил (от)конфеты (от) плыл (от)берега (в) дела (в)иголку (в) нёс) в комнату Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания. | 1 балл 1 балл | - Чем объяснить, что в одном месте в, на, от надо писать слитно, а в другом раздельно? - Как доказать, что приставки пишутся вместе, а предлоги отдельно? |
13 | Ответьте в форме умозаключения | Умозаключение. Приставки В, На, От - это части слова. Они пишутся слитно. Предлоги В, На , От – это части речи. Они пишутся раздельно с другими словами. Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно. | |
Слайд 14 | Самооценка: За каждый верно написанный предлог – 1 балл (максимально м.б. 6 баллов ). За каждый верно написанную приставку– 1 балл (максимально м.б. 6 баллов) | От1 до 6 баллов. | Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов. |
Физминутка | |||
Слайд 15 | Сказка о предлогах и приставках. | ||
Слайд16. 17 | Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки: 1.Лодка (от)плыла от берега. 2.Саша (с)катился (с) большой горки. 3. Тане (в)плели (в)косу ленту. 4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф. Определи место предлога в предложении и сделай умозаключение. | по 3 балла | Умозаключение. В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным. Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным. Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным. Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным. |
Слайд18,19 | Задание Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении. К какому слову нельзя поставить вопрос . По этому заданию задай вопрос- суждениеи сделай умозаключение | 3 балла | Суждение: Вопрос- суждение: Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу – нет? Умозаключение Существительное, прилагательное, глагол- самостоятельные части речи, предлог- служебная часть речи. Следовательно, предлог- это служебная часть речи |
Слайд 20.. | Проверь себя и оцени. | 1 балл за правильное раскрытие скобок. 2 балла за сравнение. | Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов. |
Слайд 21 | Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на 1.Бросила, плечи, платок, бабушка. 2.Дорожке, шел, мальчик, садовой. 3.Мешал, повар, сливки, мукой. Задай по этому заданию вопрос- суждение | 1 балл за каждое предложение 1 балл за вопрос и овет | Как доказать, что в 1 предложении надо вставить приставку и предлог на? Почему во 2 предложении вставляем приставку и предлог по? В каком случае пишется предлог с? |
Проверьте это задание друг у друга. За каждое правильное предложение поставьте по 1 баллу. | Максимально- 3 балла | Взаимопроверка. Ученики оценивают друг друга. Бабушка набросила на плечи платок. Мальчик пошел по садовой дорожке. Повар смешал сливки с мукой. | |
IV | Обобщение темы урока | ||
— Вернёмся к теме нашего урока. —Чем являются предлоги и приставки? - Для чего служат предлоги и приставки7 _ Как отличить предлог от приставки? | 2 мин. по 1 – 2 б. | Варианты ответов уч-ся: Предлоги- части речи, приставки- части слова Предлоги служат для связи слов в предложении, приставки- для образования новых слов. Между предлогом и приставкой можно вставить прилагательное. | |
V | Подведение итогов урока — Подсчитайте набранное количество баллов, соотнесите с заявкой и определите, какую оценку заработали. | 30 сек. | Подсчет баллов. Выставление оценки. |
VI | Домашнее задание: Учебник. Стр. 5 упражнение 6. | 1 мин. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуй свой ответ. В деревне Волки все избы из ели . В деревне волки все избы из ъели.
Приготовьте вопрос- понятие: 1 вариант- о приставке, 2 вариант- о предлоге
Карточка №1 Вопрос- понятие 1. Что называется? 2. Что считается? 3. Что понимается под? 4. Что представляет собой? 5. Что выражает? 6. Что является? 7. Что такое? 8. Каковы свойства и виды? 9. В чем заключается сущность?
Приставка- часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем
Проверь себя Приставка- часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем.
Предлог- часть речи, выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении
Проверь себя Предлог- часть речи , выражает зависимость одних слов от других служит для связи слов в предложении
Понятие= родовой признак + видовые признаки
Тема урока Приставка и предлог
Выполните задание. (в)летела (в ) окно (на) мусорил (на) полу (от) кусил (от)конфеты ( от) плыл (от)берега (в) дела (в)иголку (в) нёс) в комнату Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания. Ответ дайте в виде умозаключения.
Карточка №2 Вопрос- суждение 1 . Чем объяснить, что………? 2. Как доказать, что…………..? 3. В каком случае…………….? 4. Когда……………………………? 5. Каким образом……………...? 6. Вследствие чего…………….? 7. Почему………………………………..?
Ответ- умозаключение Приставки В, На, От - это части слова. Они пишутся слитно. Предлоги В, На , От – это части речи. Они пишутся раздельно с другими словами. Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно.
Самооценка: За каждый верно написанный предлог – 1 балл ( максимально м.б . 6 баллов ). За каждый верно написанную приставку– 1 балл (максимально м.б . 6 баллов)
Страна Грамматика П редлоги Приставки Царица грамматика
Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки: 1.Лодка (от)плыла (от)берега . 2.Саша (с)катился (с) большой горки. 3. Тане (в)плели (в)косу ленту. 4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф. Определи место предлога в предложении. Сделай умозаключение.
Умозаключение. В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным. Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным. Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным. Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным.
Задание Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении. К какому слову нельзя поставить вопрос . По этому заданию задай вопрос- суждение
Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу – нет?
Самооценка: За каждый верно написанный предлог и приставку – 1 балл (максимально м.б . 8 баллов ). За найденное сравнение- 2 балла За умозаключение- 3 балла. .
Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с , по, на Бросила, плечи, платок, бабушка. Дорожке, шел, мальчик, садовой. Мешал, повар, сливки, мукой.
Проверь себя: Бабушка набросила на плечи платок. Мальчик пошел по садовой дорожке. Повар смешал сливки с мукой
Спасибо за урок!
Карточка №3 ( сравнение) 1. По сравнению с ….. 2. Так же ка и …… 3. Как ….., так и ……. 4. Сравнивая………, можно сказать….. 5. Кроме……, ещё…… 6. Помимо……. 7. Больше чем……. 8. Не только, а и …… 9. Наряду с ……. 10. Если ……, то…. 11. В отличии от……
Ответ- умозаключение Приставка- это часть слова. Предлог- часть речи. Приставка служит для образования новых слов. Предлог служит для связи слов в предложении.
http://andryano.ru/wp-clide/referati/foni-dlya-shkolnih-prezentatsiy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/29/picture-607.jpg)
Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"
Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-396156-1404058582.jpg)
Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"
Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и т...
Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."
Цель: – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-795982-1468926400.jpg)
Технологическая карта урока.(русский язык)Приставки и предлоги.Правописание приставок.
Совершенствовать умения различать предлоги и приставки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-63029-1489736891.jpg)
Урок русского языка " Приставки и предлоги" (УМК "Перспектива")
Урок русского языка 2классТема: Приставки и предлогиЦель. Обобщение знаний о приставках и предлогах.Урок актуализирует знания учащихся о приставках и предлога...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-729204-1471359986.jpg)
урок русского языка приставка и предлог 2 класс Перспектива
Урок русского языка тема "Приставка и предлог" для 2 класса программа Перспектива....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/05/picture-1289118-1657009416.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Приставка и предлог"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка и предлог". Цель: создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней фор...