Технологическая карта урока русского языка "Приставка и предлог"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шокурова Екатерина Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Приставка и предлог". Цель: создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

3

Предмет

Русский язык

Тема урока

Приставка и предлог

Место урока в разделе

Раздел 6 «Приставка и предлог» (5ч)

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Создание условий для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока

  1. образовательные: формировать у учащихся знание о приставке и предлоге; обогатить словарь детей;
  2. развивающие: развивать грамотную речь; учебно-организационные умения (умение правильно отвечать на поставленные вопросы);
  3. воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, любовь к родному языку.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • понимать поставленную цель;
  • различать приставку и предлог;
  • находить их в тексте.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять (П1).

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • слушать собеседника и вести диалог (Р1);
  • планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий (Р2).

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение (К1).

 Ученик получит возможность формирования:

  • уважительного отношения к чужому мнению (Л1);
  • адекватно воспринимать оценку учителя (Л2;
  • грамотного использования в своей речи слов с приставками и предлогами (Л3).

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Русский язык, 3 класс, Полякова А.В., 1 часть.

 Карточки с заданиями

Презентация

Межпредметные связи

 Связь с чтением

Организация пространства

Индивидуальная и фронтальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 мин)

Проверка подготовленности учащихся к уроку

- Здравствуйте, ребята!

- Я очень рада вас всех видеть.

- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок русского языка.

 

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: создание благоприятной атмосферы

Учащиеся приветствуют учителя

П1

Л2

П1

К1

П1

Р1

Л1

Л3

Ученик научится

Различать приставки и предлоги; находить их в текст

П1

Ученик научится

понимать поставленную цель

Л1

К1

Ученик научится

различать приставки и предлоги; находить их в тексте

Ученик научится

понимать поставленную цель

П1

Ученик научится

различать приставки и предлоги; находить их в тексте

Ученик научится

понимать поставленную цель

Р2

Л3

П1

К1

Р1

Р1

Ученик научится

понимать поставленную цель

Ученик научится

различать приставки и предлоги, находить их в тексте

Л3

Ученик научится

различать приставки и предлоги; находить их в тексте

Л2

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(5-6 мин)

Организация внимания школьников

Обеспечить мотивацию учения школьников

 - Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы?

- Тогда начнём:

- Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату.

- Почему выполнить не можете задание?

- Правильно. Кто первый догадается какие слова пропущены, тот получит 5.

- Молодец, Витя. Сегодня ты заслужил 5.

- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах.

- Маша, как они называются?  

-Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

- А теперь выполните данную инструкцию.

На, за, по, от, со, под.  (На Слайде)

- Запишите данную строку в тетради.

- Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы?  

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать? Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке?

- Для чего нужно уметь различать их?

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Метод: словесный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Прием: беседа, чистописание

- Да

- Мы не можем выполнить ваше задание

- В предложении пропущены слова и из-за этого оно становится неясным.

- в, на

- Предлоги.

Учащиеся открывают тетрадь и записывают число.

Записывают

- Приставки и/или предлоги.

Предположения детей (кто-то говорит, что тут записаны приставки и приводит свои примеры. Кто-то говорит, что тут записаны предлоги и доказывает это примерами).

- Будем учится различать предлоги и приставки

-Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы

-Тема: Приставки и предлоги / Правописание приставок и предлогов.

3

Актуализация знаний

(3-4 мин)

Подготовка мышления учащихся. Постановка проблемного вопроса.

 Слайд : Хорошеесловодосердцадойдет.

- Ребята, попробуйте понять, что тут написано.

- Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы?

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Приставка выделяется специальным значком. А предлог выделяем в кружок, сверху обозначаем.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

 

- Хорошее слово до сердца дойдет.

- Если сказать человеку что-то приятное, похвалить его, то это слово «дойдёт» ему до сердца, ему будет приятно.

- При написании данной пословицы надо обратить внимание на то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно

Учащиеся записывают пословицу в тетрадь. Обозначают приставку и предлог.

4

Первичное усвоение новых знаний

(5-6 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала

- Найдите в учебнике на странице 62 правило.

-Костя, прочитай, что такое приставка и для чего она служит?

- Как пишется приставка с корнем?

- Как найти приставку в слове?

-Докажите, подберите к слову дойдет однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.

- Оля, прочитай на этой же странице, 62, что такое предлог? Для чего он служит?

- Как пишется предлог с другими словами?

-Посмотрите на записанную вами пословицу. Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

- Между предлогом до и словом сердце мы смогли с вами поставить вопрос и даже другое слово. Вот поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.

Метод: наглядный словесный

Форма: фронтальная,

Прием: беседа,

Вопрос-ответ

Учащиеся открывают учебник на странице 62 и ищут правило.

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Приставка с корнем на письме, пишется слитно

- Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

- Уйдет, пойдет, придет, войдет и т.д.

- Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

- Предлог с другими словами пишется раздельно

- Хорошее слово до (до чего?) до сердца дойдет. Или: Хорошее слово до доброго сердца дойдет.

- Имя существительное

5

Первичная проверка понимани

(10-12 мин)

Установить правильность изученного материала

- Упражнение 107 на странице 62.

Вьюга намела на ночь огромные сугробы. Машины на улицах застревали, как баржи на мели. Вход в дома преграждали завалы снега. Для очистки дорог пошли в ход снегоочистители.

- Аня, прочитай 1 задание к упражнению.

- Выполни это задание.

- Вася, прочитай 2 задание у этому же упражнению.

- Назови эти слова.

- Как называется эта часть слова?

- Как она пишется?

- Маша, прочитай 3 задание к этому же упражнению.

- Прочитай эти предложения.

- Как называются такие слова?

- Как они пишутся?

- Перепишите это упражнение к себе в тетрадь. Выделите приставки и предлоги, в выделенных жирным шрифтом словах, специальными значками.

Один ребенок сдаёт тетрадь на проверку. (Выставляется оценка)

Метод: словесный

практический

Форма: работа в группах

Прием: кластер

- Прочитайте. Сравните выделенные слова.

Аня прочитала текст упражнения.

- Выделенные слова похожи в звучании, но различаются в написании.

- Назовите те из выделенных слов, в которых на-, в- являются частью слова.

- Намели, вход.

- Приставка

- Слитно

- Найдите в тексте предложения, где на и в  являются словами.

- Машины на улицах застревали, как баржи на мели. Для очистки дорог пошли в ход снегоочистители.

- Предлоги.

- Раздельно.

Учащиеся переписывают упражнение, выделяю приставки и предлоги.

Физкультминутка

(1-2 мин)

Разрядить обстановку. Дать возможность детям отдохнуть

Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.

-Садимся. Спасибо!

 

6

Первичное закрепление

(5-6 мин)

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний по новому материалу

Выявить пробелы

- Предлагаю поработать в карточках.  У вас на столах карточка со словами. Ваша задача -  составить пары слов, вставляя пропущенную букву. Выделить приставку и предлог.

(карточка представлена в конце технологической карты)

- По какому принципу искали пару?

- А что такое словосочетание?

-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева?

-Например, докажите.

- Поменяйтесь карточками. Сейчас вы будете в роли учителей. На слайде вы видите правильно выполненное задание. Если все верно, как на слайде, то возле каждого словосочетания ставим +, если выполнено неправильно, то -.

-Поставьте друг другу оценки и сдайте карточки мне на стол.

Метод: словесный

Практический Форма:

Фронтальная, индивидуальная

Прием:

Беседа, самостоятельная работа

Учащиеся выполняют задание на карточке.

- Чтобы получилось словосочетание

- Слова, связанные по смыслу

- Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог — это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя

- Доехал до (чего?) города / Доехал до большого города.

Оценивают работы друг друга.

Учащиеся ставят оценки и сдают карточки.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(3-4 мин)

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание: выучить правила с. 62-63.  

Упражнение 111 с.64.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нужно вспомнить?

- Какое правило вам поможет?

- Какая запись появится у вас в тетрадях?

Упр.111 с. 64

… нашей школе …ехала машина. Ребята …бежали … машине. … машины …шел водитель. Он поздоровался … ребятами и …просил …нести воды. Миша …бежал … пруду и принес ведро воды. Сергей …бегал … бабушке и вернулся … хлебом и кувшином холодного молока.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: виды домашних заданий

Записывают домашнее задание.

Читают текст задания.

- Что такое приставки и предлоги и как они пишутся.

- Правописание предлогов и приставок. С. 62-63.

- Текст, у которого вместо точек подходящие по смыслу приставки или предлоги.

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3-4 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся

- О чем сегодня на уроке мы разговаривали?

- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов? Как отличить приставку от предлога? С какой частью речи не употребляются предлоги?

- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

- Какие задания помогли достигнуть поставленную цель?

- Предлагаю оценить свою работу с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам.  

Желтый – есть вопросы.

Красный – нужна помощь учителя.

- Витя, Маша, Коля и Оля подайте дневники я поставлю оценки.

- Спасибо вам! Я вами довольна. Урок окончен!

Метод: словесный

Форма: фронтальная, индивидуальная  

Прием: создание ситуации успеха

- О приставках и предках.

- Приставка со словами пишется слитно, а предлоги раздельно. Предлоги не употребляются с глаголами.

- Да

- Работа с пословицей, с правилами, разбор упражнения, а также работа на карточке.

Оценивают свою работу

Названные учащиеся подают дневники.

-До свидания.

доехал      

слез            

устроил    

наклеил    

впустил    

изгнал      

отплыл      

постучал  

подсунул  

зашёл        

пропел      

надписал  

до гор..да

 у д..ма

в комн..ту

из кв..ртиры

под меб..ль

с б..рёзы

над к..мпьют..ром

про р..машку

на р..сунок

по дер..ву

от бер..га

за д..ревню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема "Предложный падеж и его предлоги"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "ПНШ". Тема "Предложный падеж и его предлоги" в рамках реализации ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...

Технологическая карта урока русского языка "Закрепление предлог" УМК "Школа России" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка "Закрепление предлог" 2 классЦель урока: повторение, обобщение знаний о предлоге как части речи, о его роли в предложении.Задачи урока:Дидактически...