Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цель:

 – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;

 – мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

 

Тема: Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов.

Цель:

 – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;

 – мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).

Задачи: 

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи и приставке, как части слова; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:  формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок и предлогов; показать нецелесообразность применение предлогов перед глаголами; формировать орфографическую зоркость; отрабатывать навыки каллиграфического письма.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;  развивать любовь к родному языку.

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге и приставке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах ; выполнение индивидуальных заданий; умение правильно оценить свои возможности.  В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Оборудование: «Русский язык.» Учебник для 3 класса начальной школы (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. ), рабочая тетрадь по русскому языку для 3-го класса (автор Исаева Н.А.), тетрадь по чистописанию 3 класс (автор Яковлева М.А.) индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями,  карточки зеленого и красного цвета, лестница успеха, смайлики, компьютер, интерактивная доска, доска, мел.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- У меня сейчас вот такое настроение. А у вас?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Мы начнем сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?

-Дети, как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания.

- Откройте тетради по чистописаню с.22

                   

- Какие буквы будем писать? Какое предложение?

Закует Кузьма- Демьян так, что до весны реки не расковать!  (на доске).

(к интерактивной  доске вызывается ученик

 На доске: до ехал до школы

                 По бежал по тропинке

                  Под полз под яблоню

                  На кричал на собаку

                  Пере бежал перед машиной

Задание:  -Внимательно прочитай написанные словосочетания

                  - Что тебе не нравится в их записи. Восстанови запись, докажи.

- Прочитайте пословицу. Найдите слова, которые обозначают действие.

- Что можем выделить в них?

- Сегодня отмечается в народе день Кузьмы и Демьяна, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Считалось, что с этого дня начиналась зима.

-А теперь посмотрим на доску, там написаны словосочетания .Скажите на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова

- Давайте сформулируем тему урока  Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов.

- Задачи:

Знать: определение приставки и предлога

Уметь находить в словах приставки и образовывать новые слова

Проблема: находить и решать пути и способы различения приставок и предлогов

-В конце урока нам надо ответить на вопрос:

-Почему же приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно?

Давайте спланируем свою деятельность:

      4 5

1. Работа по учебнику.

– Откройте учебник на с. 120. Прочитайте название параграфа.

–  Спланируйте работу по теме. (Предположения детей.)

– Что такое приставка?

– Как найти приставку в слове?

– Как отличить приставку от предлога?

– Как пишутся приставки?

_ Как пишутся предлоги

-Перед какой частью речи предлог не пишется?

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Открытие знаний.

3 4 1 3 3 

1. Рассматривание иллюстрации к разделу.

– Чем занят Афанасий?

– Сколько значений у слова приставка?

(1) То, что приставлено,

присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.)

2. Игра «Знаток приставок».

– Я называю слова, а вы записываете только приставки.

Уж, ох, муж, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ой, про.

– Сверьте ответы по слайду (записи на доске).

На, от, с, у, по, про.

Поднимите руку, у кого всё выполнено верно. Молодцы!

Физкультминутка

Если я назову слово с предлогом, вы приседаете. Если произнесу слово с приставкой- шагаете на месте.

Для друга, набег, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, запустил, покатил, от берега, с горы.

4. Работа по учебнику.

а) Упр. 144 – развивается умение различать омонимичные приставки и предлоги (за-), мотивировать слитное и раздельное написание за- со словами.

Образец рассуждения:

В 1-м предложении в слове закрасила за- – это приставка, часть слова (между за- и словом красила нельзя вставить другое слово, называет действие, а предлоги употребляются со словами-названиями предметов). Так как приставка – часть слова, она написана слитно, можно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками (красила, покрасила).

Во 2-м предложении за – предлог (между ним и словом можно вставить другое слово: пошёл за (новыми) красками, употребляется со словом-названием предмета). Предлог пишется раздельно со словом.

Последнее задание можно усложнить: составить словосочетание, в котором есть одновременно и приставка за-, и предлог за (забежать за угол).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 4 1

Работа по учебнику.

1. Упр. 145 – развивается умение отличать одинаковые (омонимичные) приставки и предлоги, писать их слитно или раздельно со словами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

2.

-А теперь, ребята, выполните самостоятельную работу на карточках.

- Перед вами карточки желтого, розового и зеленого цвета. На них помещены задания разного уровня сложности.

 Желтая карточка.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

- Вставьте необходимые предлоги вместо точек.

Розовая карточка.

… кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. …елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

- Вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек.

Слова для справок : к, за, в, на, при, над, под, около.  

Зеленая карточка.

 В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась  еловая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

3. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.

– Сверьте свой вариант ответа с ключами в приложении.

– Кто правильно выполнил задание? Какое слово вы выбрали? Объясните своё решение. (Побег – подбираем однокоренные слова: бег,

разбег, убежать, пробежка, между по- и -бег нельзя вставить слово, значит, это приставка.)

– Запишите пример в тетради. Как нужно написать слово, раскрыв

скобки? (Слитно.)

П. Почему по- не является приставкой в слове победа? (Однокоренные слова: победить, победный, непобедимый, по- нельзя убрать (закрыть) без изменения смысла – победа и беда имеют разные значения.)

- откройте дневники с самооценкой

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

-Ответили на вопрос:

-Почему же приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно?

- Что такое приставка, какую роль она играет в слове?

- От чего нужно отличать приставку?

Тест

  1. Приставка – это слово.
  2. Приставка со словом пишется слитно.
  3. Предлог со словом пишется раздельно.
  4. Предлог никогда не пишется с глаголами.
  5. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово.
  6. Приставка служит для образования новых слов.

- Сегодня на уроке мы закрепляли свои знания. Отметьте свой уровень знаний на лестнице успеха

-Чем мы закончим своё урок, отгадайте.

        

         

Корень мой находится в цене,

        В очерке найдёшь приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.

        Вся же в дневнике я и в журнале.

                                        (Оценка)

У меня сейчас вот такое настроение. А у вас?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 130.

2. Задание № 2, тема 4 в рабочей тетради.

Деятельность учеников:

 – Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Урок русского языка составлен для детей с задержкой психического развития без ФГОС.  На всех этапах урока предусмотрено использование разборных схем-опор. Схемы-опоры позволяют наглядно объяснить...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове.  Различение приставок и предлогов"....

урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)

Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классепо теме   «Правописание приставок и предлогов»...

Технологическая карта урока русский язык 2 класс "Однокоренные слова. Повторение." (УМК "Школа России . Канакина В.П, Горецкий В.Г)

Тема урока: «Однокренные слова. Повторение»  Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: систематизировать знания об понятии «корень&r...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с помощью приставок раз-, без-"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с помощью приставок раз-, воз-, из-"...