Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель:
– развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;
– мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов.
Цель:
– развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;
– мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи и приставке, как части слова; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок и предлогов; показать нецелесообразность применение предлогов перед глаголами; формировать орфографическую зоркость; отрабатывать навыки каллиграфического письма.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; развивать любовь к родному языку.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге и приставке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах ; выполнение индивидуальных заданий; умение правильно оценить свои возможности. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Оборудование: «Русский язык.» Учебник для 3 класса начальной школы (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. ), рабочая тетрадь по русскому языку для 3-го класса (автор Исаева Н.А.), тетрадь по чистописанию 3 класс (автор Яковлева М.А.) индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, карточки зеленого и красного цвета, лестница успеха, смайлики, компьютер, интерактивная доска, доска, мел.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - У меня сейчас вот такое настроение. А у вас? – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Мы начнем сейчас урок -Дети, как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. - Откройте тетради по чистописаню с.22
- Какие буквы будем писать? Какое предложение? Закует Кузьма- Демьян так, что до весны реки не расковать! (на доске). (к интерактивной доске вызывается ученик На доске: до ехал до школы По бежал по тропинке Под полз под яблоню На кричал на собаку Пере бежал перед машиной Задание: -Внимательно прочитай написанные словосочетания - Что тебе не нравится в их записи. Восстанови запись, докажи. - Прочитайте пословицу. Найдите слова, которые обозначают действие. - Что можем выделить в них? - Сегодня отмечается в народе день Кузьмы и Демьяна, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Считалось, что с этого дня начиналась зима. -А теперь посмотрим на доску, там написаны словосочетания .Скажите на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова - Давайте сформулируем тему урока Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов. - Задачи: Знать: определение приставки и предлога Уметь находить в словах приставки и образовывать новые слова Проблема: находить и решать пути и способы различения приставок и предлогов -В конце урока нам надо ответить на вопрос: -Почему же приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно? Давайте спланируем свою деятельность: 4 5 1. Работа по учебнику. – Откройте учебник на с. 120. Прочитайте название параграфа. – Спланируйте работу по теме. (Предположения детей.) – Что такое приставка? – Как найти приставку в слове? – Как отличить приставку от предлога? – Как пишутся приставки? _ Как пишутся предлоги -Перед какой частью речи предлог не пишется? – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, планировали свою деятельность.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Открытие знаний. | 3 4 1 3 3 1. Рассматривание иллюстрации к разделу. – Чем занят Афанасий? – Сколько значений у слова приставка? (1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.) 2. Игра «Знаток приставок». – Я называю слова, а вы записываете только приставки. Уж, ох, муж, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ой, про. – Сверьте ответы по слайду (записи на доске). На, от, с, у, по, про. – Поднимите руку, у кого всё выполнено верно. Молодцы! Физкультминутка Если я назову слово с предлогом, вы приседаете. Если произнесу слово с приставкой- шагаете на месте. Для друга, набег, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, запустил, покатил, от берега, с горы. 4. Работа по учебнику. а) Упр. 144 – развивается умение различать омонимичные приставки и предлоги (за-), мотивировать слитное и раздельное написание за- со словами. Образец рассуждения: В 1-м предложении в слове закрасила за- – это приставка, часть слова (между за- и словом красила нельзя вставить другое слово, называет действие, а предлоги употребляются со словами-названиями предметов). Так как приставка – часть слова, она написана слитно, можно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками (красила, покрасила). Во 2-м предложении за – предлог (между ним и словом можно вставить другое слово: пошёл за (новыми) красками, употребляется со словом-названием предмета). Предлог пишется раздельно со словом. Последнее задание можно усложнить: составить словосочетание, в котором есть одновременно и приставка за-, и предлог за (забежать за угол). | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | 1 3 4 1 Работа по учебнику. 1. Упр. 145 – развивается умение отличать одинаковые (омонимичные) приставки и предлоги, писать их слитно или раздельно со словами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2. -А теперь, ребята, выполните самостоятельную работу на карточках. - Перед вами карточки желтого, розового и зеленого цвета. На них помещены задания разного уровня сложности. Желтая карточка. … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. - Вставьте необходимые предлоги вместо точек. Розовая карточка. … кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. …елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. - Вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек. Слова для справок : к, за, в, на, при, над, под, около. Зеленая карточка. В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 3. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради. – Сверьте свой вариант ответа с ключами в приложении. – Кто правильно выполнил задание? Какое слово вы выбрали? Объясните своё решение. (Побег – подбираем однокоренные слова: бег, разбег, убежать, пробежка, между по- и -бег нельзя вставить слово, значит, это приставка.) – Запишите пример в тетради. Как нужно написать слово, раскрыв скобки? (Слитно.) П. Почему по- не является приставкой в слове победа? (Однокоренные слова: победить, победный, непобедимый, по- нельзя убрать (закрыть) без изменения смысла – победа и беда имеют разные значения.) - откройте дневники с самооценкой Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙV. Итог урока. | - Чему учились на уроке? - Что нового и интересного узнали? -Ответили на вопрос: -Почему же приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно? - Что такое приставка, какую роль она играет в слове? - От чего нужно отличать приставку? Тест
- Сегодня на уроке мы закрепляли свои знания. Отметьте свой уровень знаний на лестнице успеха -Чем мы закончим своё урок, отгадайте.
Корень мой находится в цене, В очерке найдёшь приставку мне. Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь. Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка) У меня сейчас вот такое настроение. А у вас? | |
V. Домашнее задание. | 1. Упр. 1, с. 130. 2. Задание № 2, тема 4 в рабочей тетради. |
Деятельность учеников:
– Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
© ООО «Баласс», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"
Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Урок русского языка составлен для детей с задержкой психического развития без ФГОС. На всех этапах урока предусмотрено использование разборных схем-опор. Схемы-опоры позволяют наглядно объяснить...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов"....
урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)
Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов»
Технологическая карта урока русского языка в 3 классепо теме «Правописание приставок и предлогов»...
Технологическая карта урока русский язык 2 класс "Однокоренные слова. Повторение." (УМК "Школа России . Канакина В.П, Горецкий В.Г)
Тема урока: «Однокренные слова. Повторение» Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: систематизировать знания об понятии «корень&r...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с помощью приставок раз-, без-"
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с помощью приставок раз-, воз-, из-"...