Методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение        

 «Средняя общеобразовательная школа № 34  Лесозаводского городского округа»

Методическая разработка урока русского языка

 по теме: «Глагол как часть речи» 4 класс.

Выполнила: учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 34 ЛГО Бойко В.А.

2024г.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по ФГОС НОО

Предмет: русский язык.

Класс:4

Дата: 27 февраля 2024 г.

Время реализации урока: 40минут

Ф.И.О. учителя: Бойко Виктория Александровна.

Образовательное учреждение: МОБУ СОШ №34 ЛГО

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: Урок закрепления усвоенных навыков и умений в определении грамматических,  морфологических признаков и синтаксической роли глагола.

Цель урока:

К концу урока учащиеся закрепят  навыки и умения в  определении грамматических, морфологических признаков и синтаксической роли  глагола.

Задачи урока:

Образовательная – уметь отличать глаголы от других частей речи по морфологическим признакам  и  употреблять их в речи.

Развивающая – продолжать развитие умений и навыков сравнительного анализа.

Воспитательная – прививать принципы коммуникативных отношений при работе в парах.

Планируемые результаты:

 Личностные УУД:

- осознание лексического и грамматического богатства русского языка;

Метапредметные УУД:

- определение последовательности урока  по плану; извлечение актуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме кластеров;  умение оценивать свой результат.

Предметные УУД

- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по грамматическим, морфологическим признакам и синтаксической роли).

Формы организации деятельности учащихся:

Фронтальная, групповая.

Используемые технологии:

В ходе урока используются  следующих педагогических технологий :

- системно-деятельностный подход;

- обучение с использованием ИКТ – технологий;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология сотрудничества;

-личностно - ориентированная технология;

-технология развития критического мышления.

Применяются следующие методы:

Словесные: беседа, вопросно-ответные упражнения.

Практические: работа в группе, индивидуальная работа

- Интерактивные: использование компьютера, проектора, интерактивных заданий.

Приемы:        

- прием самоконтроля;

- прием «Домысливание»;

- прием «Кластер»;

- прием «Верно-неверно».

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, мультимедийный проектор; колонки.

Дидактическое обеспечение урока:

Раздаточный материал: карточки для индивидуальной и групповой работы,  индивидуальный лист самооценки.

Презентация.

Онлайн-сервис LearningApps для создания интерактивных упражнений.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений.

3. Постановка проблемы.

4. Постановка цели и определение образа результата.

5. Определение критериев оценивания.

6.Действия по реализации цели урока.

7. Физкультминутка.

8. Фиксация результата.

9. Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Время, мин

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Примечание

1.Организационный момент.

 2. Актуализация знаний и умений.

Создание атмосферы рабочего общения.

Повторение изученного материала.

5 мин

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а это значит, что мы начинаем урок русского языка. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, ведь улыбка поднимает настроение!

Со…нце, пав…док, тр…ва, лё…кие, сне…, ал…ея.

-Прочитайте слова, Какой темой можно их объединить?

-Да, ребята. Сегодня 27 февраля, совсем скоро солнышко начнёт нас согревать и наступит весна.

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

-Какие буквы  вставили? Почему?

-Из вставленных букв составьте слово.

-О чём будем говорить сегодня на уроке?

- Что такое глагол?

-Сформулируйте тему урока.

Учащиеся занимают свои места.

Весна.

 Записывают слова, объясняя орфограммы.

Объясняют орфограммы.

-Глагол

-О глаголе.

-Это часть речи.

-Глагол как часть речи.

Коммуникативные: умение поддерживать диалог-приветствие

Принятие сигнала к началу учебной деятельности.

3. Постановка проблемы.

Нацеливание учащихся на решение учебной задачи

3 мин

Игра «Верю- не верю».

Возьмите рабочий лист.

-Я буду читать вам утверждения, а вы если согласны пишите «Да», а если не согласны, пишите «Нет».

1. Глагол обозначает действие предмета. 2. Глагол отвечает на вопросы: как? Какой?

3. Глагол изменяется по падежам.

4. У глагола можно определить форму времени.

5.Глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам.

6. Глагол изменяется по числам.

7. Глагол в предложении чаще всего является подлежащим.

-Правильно ли вы выполнили это задание, мы узнаем в конце нашего урока.

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Личностные:

– формирование познавательных мотивов обучающихся.

Фронтальная работа

4. Постановка цели и определение образа результата.

Постановка цели урока и результата деятельности, составление плана урока

2 мин

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

На экране появляется слайд с целью урока. В ней пропущены ключевые слова.

-Ребята, вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

Чтобы достичь цели,  нам необходимо составить план урока. Давайте подумаем, какие знания помогут, чтобы научиться давать характеристику глаголу как части речи.

  1. Вспомнить, что обозначает  и на какие вопросы отвечает глагол.
  2. Уточнить, как изменяются глаголы.
  3. Каким членом предложения является глагол.

К концу урока научимся давать характеристику …. как  части речи.

Регулятивные: целеполагание

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели через постановку учебных задач

5. Определение критериев оценивания.

Определение критериев оценивания работы на уроке

2 мин

План урока всегда должен быть у вас перед глазами.

-А как мы поймём, что достигли цели и реализовали план урока?

-Давайте с ними познакомимся.

-С помощью критериев оценивания.

Обучающиеся читают критерии оценивания.

  1. Умение отличать глагол от других частей речи по вопросу.
  2. Умение определять морфологические признаки глагола.
  3. Умение правильно употреблять глаголы в речи.
  4. Умение определять роль глагола в предложении.

Коммуникативные:

умение принять участие в диалоге, беседе, вступать в коммуникацию с учителем.

6.Действия по реализации цели урока.

Отработка ранее имеющихся знаний

15 мин

Упражнение №1.

-Давайте приступим к реализации плана нашего урока. Перед вами текст. Найдите в нём глаголы и выпишите.

Пришла весна. На реке трещит лёд. Скоро прилетят птицы. Природа просыпается от зимнего сна.

Давайте проверим. На слайде появляется правильный ответ.

-Как вы догадались, что это глаголы?

Давайте оценим ваш навык с помощью оценочного листа.

Сделаем вывод:

-На какие вопросы отвечают эти глаголы?

-На какие три группы можно разделить эти глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

Распределите глаголы на три группы, записывая их в три столбика.

Появляется слайд для проверки.

-Давайте сделаем вывод.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

-Какая особенность у глаголов в прошедшем времени?

-Я показываю род, вам необходимо придумать глаголы прошедшего времени  данного рода на тему весна.

Вывод: глагол в прошедшем времени изменяется по родам.

- Давайте вернёмся к нашему тексту. Определите число у глаголов.

-Поставьте эти глагол в единственное число.

-Давайте проверим. Появляется слайд для проверки.

- Сделаем вывод:

-Давайте оценим работу.

Пришла, трещит, прилетят, просыпается.

.

-Задали вопросы. Глагол обозначает действие

Оценивают свою работу

Глагол отвечает… на вопросы и обозначает …

-Что сделала? Что делает? Что сделают?

-Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

-Что делает?

-Что сделают?

-Что сделала?

Записывают глаголы.

Выполняют проверку.

-У глагола можно определить время

Оценивают свою работу.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

Выполняют работу. И проверяют

Выполняют работу.

-Глаголы изменяются по числам.

Оценивают на рабочих листах.

Коммуникативные:

 умение принять участие в диалоге, беседе, вступать в коммуникацию со сверстниками, с учителем.

7. Физкультминутка

Действия по реализации цели урока.

Повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей

Практическое применение полученных на уроке знаний

1 мин

5 мин

-Ребята, давайте немного отдохнём.

«Подснежники просыпаются»

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

-У вас на парте лежит текст  с пропущенными глаголами. Вставьте пропущенные глаголы. В первом предложении подчеркните грамматическую основу.

-Давайте проверим, сверив свою работу с образцом.

Появляется слайд с проверкой.

-Оцените свою работу в оценочном листе.

Появляется слайд для проверки.

-Давайте сделаем вывод. Каким членом предложения является глагол?

Выполняют физкультминутку.

Учащиеся выполняют работу.

Выполняют проверку.

Проверяют работу.

Оценивают свою работу.

Проверяют.

- Сказуемым.

8. Фиксация результата

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5 мин

-Давайте вернёмся к игре «Верю- не верю» и проверим ваши результаты.

Проверяя работу на доске составляется кластер «Глагол»

Д.з.

Выполняют проверку.

Регулятивные: владение навыками самоконтроля и взаимоконтроля деятельности.

Самооценка.

9. Рефлексия

Формирование самооценки.

2 мин

-Чему учились сегодня на уроке? ( План урока).

Какую цель ставили на урок?

-Как проверить, достигли ли мы нашей цели?

За выполнение каких заданий вы получили наименьшее количество  баллов? Почему?

Лесенка успеха.

Оцените себя на лесенке успеха.

-Находить в тексте глаголы и определять признаки.

К концу урока научимся давать характеристику …. как  части речи.

Посчитать итоговое количество баллов в оценочном листе.

Отвечают на вопрос.

Познавательные: умение анализировать и обобщать изученный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...