Разработка урока русского языка: «Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка данного урока русского языка предназначена для учителей начальных классов и может быть использована с целью обобщения и систематизации знаний обучающихся 4 класса о предложении и словосочетании, об основных видах синтаксической связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 5»
Разработка урока русского языка:
«Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе»
4 класс
Составила: Мартусова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Тема урока: Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о предложении и словосочетании, об основных видах синтаксической связи.
Задачи:
- закрепить умения выполнять синтаксический разбор предложения;
- совершенствовать умения вычленять словосочетания из предложения и устанавливать связь слов в словосочетании по вопросам;
- развивать связную устную и письменную речь, познавательную деятельность и мыслительные процессы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- Искать и выделять информацию, выявлять сущность, особенности объектов.
- Представлять информацию в виде схем.
Регулятивные:
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: доска, карточки для составления схемы, карточки для индивидуальной работы учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Ход урока:
1.Организационный момент
Приготовились к уроку русского языка. Открываем рабочие тетради, записываем число и классная работа.
2. Введение в тему, постановка целей урока
- Мы вами закончили работать над разделом «Синтаксис». Тема нашего урока: Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе.
- Ребята, а что такое синтаксис? (Это раздел науки о языке, который изучает связь слов в словосочетании и предложении)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Продолжить слова: обобщить… знания о словосочетании и предложении; закреплять … умения выполнять синтаксический разбор предложения, находить и выписывать словосочетания).
3. Работа над основной темой урока
- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов, словосочетаний, предложений)
Учитель составляет схему на доске
РЕЧЬ
слово
предложение
словосочетание
главные второстепенные члены
главное
+ зависимое слово
подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство
Начинаем свою работу с маленькой единицы речи – слова.
1.Коллективная работа со словами на доске
Прочитайте слова, записанные на доске Б..рёза, за..ц, л..сной, д..рога, з..лёные, вет..р, скл..нилась, г..зета, л..сточки, б..гаж, м..л..дая.
Вставить в слова безударную гласную и выделить орфограмму (Дети выходят к доске и вставляют пропущенные буквы)
- Назовите только словарные слова (Берёза, заяц, дорога, ветер, газета, багаж)
- Как можно проверить правописание данных слов? (Посмотреть правописание слов в орфографическом словаре)
- Как можно проверить правописание остальных слов? (Подобрать проверочные слова)
2. Работа над предложением.
А теперь давайте составим и запишем предложение с выделенными словами
Молодая берёза склонилась у дороги. (У дороги склонилась молодая берёза)
- Докажите, что мы записали именно предложение (Состоит из слов, слова связаны между собой по смыслу)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
- Какое предложение по цели высказывания и по интонации записали мы? (Повествовательное, невосклицательное)
Учитель дополняет карточки к схеме
- Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Что относится к второстепенным членам предложения? (Дополнение, определение, обстоятельство)
Синтаксический разбор предложения.
Возвращаемся к нашему предложению и выполняем синтаксический разбор этого предложения, с указанием частей речи (можно воспользоваться учебником: Справочные материалы — стр.156, таблица разбора предложения по членам предложения)
-Какое это предложение распространенное или нераспространенное? Почему? (Распространенное, есть главные и второстепенные члены предложения)
Физминутка
3. Работа над словосочетанием.
Вернёмся к нашей схеме.
- Что такое словосочетание? (Это два и более слов, связанных меду собой по смыслу)
Учитель дополняет карточки к схеме
- Как называются слова в словосочетании? (Главное и зависимое слово)
- Какие слова в предложении не являются словосочетанием? (Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое)).
А теперь запомните интересный факт, сколько в предложении второстепенных членов, столько словосочетаний у вас получится в нем найти.
Определяем и выписываем все словосочетания из нашего предложения.
Берёза (какая?) молодая Склонилась (где?) у дороги
4. Самостоятельная работа по карточкам
У каждого из вас на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно задание, выполняем работу самостоятельно (дети выписывают только распространенные предложения и выполняют синтаксический разбор по вариантам: 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. В это время 2 человека работают у доски – разбирают предложения).
Проверка: зачитывают, какие предложения выписали, разбор предложений проверяют с образцом на доске.
1. В пруду плавают зеркальные карпы.
2. Высокое дерево росло у крыльца.
3. В глубине сада стоит красивая беседка.
4. Быстро пролетело жаркое лето.
Назовите мне все словосочетания из 1 предложения (плавают в пруду, зеркальные карпы);
2 предложения (высокое дерево, росло у крыльца).
5. Итог урока
Итог урока проводится по составленной схеме на доске
- Так из чего состоит наша речь? (Слова, предложения, словосочетания)
- Что является основой предложения? (Главные члены: подлежащее и сказуемое)
- Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные дополнение, определение, обстоятельство)
- Как называются слова в словосочетании? (Главное и зависимое слово)
- Что интересного вы запомнили про количество словосочетаний в предложении?
- Достигли ли мы поставленных целей урока? (Да)
6. Домашнее задание
Домашнее задание по русскому языку я вам не задаю.
Отметки выставлю после проверки тетрадей, с учетом работы каждого из вас на уроке.
Урок окончен, спасибо, ребята за работу.
Самоанализ урока русского языка
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тема урока: Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о предложении и словосочетании, об основных видах синтаксической связи.
Задачи:
- закрепить умения выполнять синтаксический разбор предложения;
- совершенствовать умения вычленять словосочетания из предложения и устанавливать связь слов в словосочетании по вопросам;
- развивать связную устную и письменную речь, познавательную деятельность и мыслительные процессы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- Искать и выделять информацию, выявлять сущность, особенности объектов.
- Представлять информацию в виде схем.
Регулятивные:
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
На уроке использовался системно-деятельностный подход.
Принцип непрерывности - все этапы выполнения работы на уроке были взаимосвязаны.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Словесный (беседа учителя с учениками на протяжении всего урока), наглядный (схема, составленная на доске) и практический.
Использовались средства обучения:
- Печатные (учебники, раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы))
- Наглядные (схема, составленная на доске)
Формы обучения:
Фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
Индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности
На протяжении всего урока ученики работали, слушали и понимали друг друга и учителя, строили речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформляли свои мысли в устной и письменной форме.
Осуществлялся контроль учителя и самоконтроль детьми своей деятельности по ходу проведения урока и результатам выполнения задания.
Считаю, что намеченные цель и задачи урока достигнуты.
Прочитайте предложения. Выпишите в тетрадь только распространенные предложения. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
1. В пруду плавают зеркальные карпы.
2. Высокое дерево росло у крыльца.
3. Падает снег.
4.В глубине сада стоит красивая беседка.
5. Поспели ягоды.
6. Лежат яблоки.
7. Быстро пролетело жаркое лето.
8. Листья мокнут.
Прочитайте предложения. Выпишите в тетрадь только распространенные предложения. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
1. В пруду плавают зеркальные карпы.
2. Высокое дерево росло у крыльца.
3. Падает снег.
4. В глубине сада стоит красивая беседка.
5. Поспели ягоды.
6. Лежат яблоки.
7. Быстро пролетело жаркое лето.
8. Листья мокнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока английского языка "Вспоминаем, повторяем" 2 класс. УМК "Планета знаний" Н. Ю. Горячева, С. В. Ларькина, Е. В. Насоновская.
Я первый год работаю по учебникам этих авторов. Стараюсь не ограничиваться только вариантами учебника и использую дополнительный матииериал. Так как урок проходил сразу после окончания олимпиады в Соч...
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)
Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф....
Презентация к уроку русского языка "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс
Презентация к уроку русского языка . Тема "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"
Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы....
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...