Разработка урока русского языка: «Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мартусова Светлана Николаевна

Разработка данного урока русского языка предназначена для учителей начальных классов и  может быть использована с целью  обобщения и систематизации знаний обучающихся 4 класса о предложении и словосочетании, об основных видах синтаксической связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная общеобразовательная школа № 5»

Разработка урока русского языка:

«Синтаксис: повторяем всё, что узнали  о синтаксисе»

4 класс

           

     Составила: Мартусова Светлана Николаевна

                                                                   учитель начальных классов

Тема урока:  Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о  предложении и  словосочетании, об основных видах синтаксической связи.

  Задачи: 

  - закрепить умения выполнять синтаксический  разбор  предложения;

 - совершенствовать умения вычленять словосочетания из предложения и устанавливать связь слов в   словосочетании по вопросам;

- развивать связную устную и письменную речь, познавательную деятельность и  мыслительные процессы.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД:

- Искать  и выделять информацию, выявлять сущность, особенности объектов.

  - Представлять информацию в виде схем.

Регулятивные:

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: доска, карточки для составления схемы,  карточки для индивидуальной работы  учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Ход урока:

1.Организационный момент

Приготовились к уроку русского языка.  Открываем рабочие тетради, записываем число и классная работа.

2.  Введение в тему, постановка целей урока

- Мы вами  закончили  работать  над разделом «Синтаксис».  Тема нашего урока: Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе.

- Ребята, а что такое синтаксис? (Это раздел науки о языке, который изучает связь слов в словосочетании и предложении)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Продолжить слова: обобщить… знания о словосочетании и предложении;  закреплять … умения  выполнять синтаксический разбор предложения, находить и выписывать словосочетания).

3. Работа над основной темой урока

- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов, словосочетаний, предложений)

Учитель составляет схему на доске

РЕЧЬ

слово

                                 предложение

словосочетание

                     

                                      главные                  второстепенные члены  

главное                

+ зависимое слово

               подлежащее   сказуемое     дополнение    определение     обстоятельство

                                         

Начинаем свою работу с маленькой единицы речи – слова.

1.Коллективная работа со словами на доске

Прочитайте слова, записанные на доске  Б..рёза, за..ц, л..сной, д..рога, з..лёные, вет..р, скл..нилась,  г..зета,  л..сточки, б..гаж,  м..л..дая.  

Вставить в слова безударную гласную и выделить орфограмму (Дети выходят к доске и вставляют пропущенные буквы)

- Назовите только словарные слова  (Берёза, заяц, дорога, ветер, газета, багаж)

- Как можно проверить правописание данных слов? (Посмотреть правописание слов в орфографическом словаре)

- Как можно проверить  правописание остальных слов? (Подобрать проверочные слова)

2. Работа над предложением.

А теперь давайте  составим  и запишем  предложение с выделенными словами

Молодая берёза склонилась у дороги. (У дороги склонилась молодая берёза)

- Докажите, что мы записали именно предложение (Состоит из слов, слова связаны между собой по смыслу)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные,  побудительные).

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

- Какое предложение по цели высказывания и по интонации записали мы? (Повествовательное, невосклицательное)

Учитель  дополняет  карточки к схеме

- Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)

- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- Что относится к второстепенным членам предложения? (Дополнение, определение, обстоятельство)

Синтаксический разбор предложения.

Возвращаемся к нашему предложению и выполняем синтаксический разбор этого предложения, с указанием частей речи (можно воспользоваться учебником: Справочные материалы — стр.156, таблица разбора предложения по членам предложения)

-Какое это предложение распространенное или нераспространенное? Почему? (Распространенное, есть главные и второстепенные члены предложения)

 Физминутка

3. Работа над словосочетанием.

Вернёмся к нашей схеме.

- Что такое словосочетание? (Это два и более слов, связанных меду собой по смыслу)

Учитель  дополняет  карточки к схеме

- Как называются слова в словосочетании?  (Главное и зависимое слово)

- Какие слова в предложении  не являются словосочетанием? (Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое)).

А теперь запомните интересный факт, сколько в предложении второстепенных членов, столько словосочетаний у вас получится в нем найти.

Определяем и  выписываем все словосочетания из нашего предложения.

Берёза (какая?) молодая                               Склонилась (где?) у дороги

4. Самостоятельная работа по карточкам

У каждого из вас на парте лежит карточка.  Прочитайте внимательно задание, выполняем работу  самостоятельно (дети выписывают только распространенные предложения и выполняют синтаксический разбор  по вариантам:  1 вариант – 1 предложение,  2 вариант – 2 предложение. В это время  2 человека работают у доски – разбирают предложения).

Проверка: зачитывают, какие предложения выписали,  разбор  предложений проверяют  с образцом  на доске.        

1. В пруду  плавают  зеркальные карпы.

2. Высокое дерево росло у  крыльца.

3. В глубине сада стоит красивая беседка.

4. Быстро пролетело жаркое лето.

Назовите мне все словосочетания из 1 предложения (плавают в пруду, зеркальные карпы);

2 предложения (высокое дерево, росло у крыльца).

5. Итог урока

Итог урока проводится по составленной схеме  на доске

- Так из чего состоит наша речь? (Слова, предложения,  словосочетания)

- Что является основой предложения?  (Главные члены: подлежащее и сказуемое)

- Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные дополнение, определение, обстоятельство)

- Как называются слова в словосочетании? (Главное и зависимое слово)

- Что интересного вы запомнили про количество словосочетаний в предложении?

- Достигли ли мы поставленных целей  урока? (Да)

6. Домашнее задание

Домашнее задание по русскому языку я вам не задаю.

Отметки выставлю после проверки  тетрадей, с учетом работы каждого из вас на уроке.

Урок окончен, спасибо, ребята за работу.

Самоанализ урока русского языка

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока:  Синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о  предложении и  словосочетании, об основных видах синтаксической связи.

 Задачи: 

 - закрепить умения выполнять синтаксический  разбор  предложения;

- совершенствовать умения вычленять словосочетания из предложения и устанавливать связь слов в   словосочетании по вопросам;

- развивать связную устную и письменную  речь,  познавательную деятельность и мыслительные процессы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

            - Искать  и выделять информацию, выявлять сущность, особенности объектов.

- Представлять информацию в виде схем.

Регулятивные:

             - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

На уроке использовался системно-деятельностный подход.

Принцип непрерывности - все этапы выполнения работы на уроке были взаимосвязаны.

Методы  организации  учебно-познавательной деятельности:

- Словесный (беседа учителя с учениками на протяжении всего урока),  наглядный (схема, составленная на доске)  и  практический.

Использовались средства обучения:

- Печатные (учебники, раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы))

     - Наглядные (схема, составленная на доске)

Формы обучения:

Фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

Индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности

На протяжении всего урока ученики  работали,  слушали  и понимали друг друга и учителя, строили  речевые  высказывания  в соответствии с поставленными задачами, оформляли  свои мысли в устной и письменной форме.

Осуществлялся  контроль учителя  и самоконтроль детьми своей деятельности  по ходу проведения урока и результатам выполнения задания.

Считаю, что  намеченные цель и задачи урока достигнуты.

Прочитайте  предложения.  Выпишите в тетрадь только распространенные предложения. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

1. В пруду  плавают  зеркальные карпы.

2. Высокое дерево росло у  крыльца.

3. Падает снег.

4.В глубине сада стоит красивая беседка.

5. Поспели ягоды.

6. Лежат яблоки.

7. Быстро пролетело жаркое лето.

8. Листья  мокнут.

Прочитайте  предложения.  Выпишите в тетрадь только распространенные предложения. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

1. В пруду  плавают  зеркальные карпы.

2. Высокое дерево росло у  крыльца.

3. Падает снег.

4. В глубине сада стоит красивая беседка.

5. Поспели ягоды.

6. Лежат яблоки.

7. Быстро пролетело жаркое лето.

8. Листья  мокнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока английского языка "Вспоминаем, повторяем" 2 класс. УМК "Планета знаний" Н. Ю. Горячева, С. В. Ларькина, Е. В. Насоновская.

Я первый год работаю по учебникам этих авторов. Стараюсь не ограничиваться только вариантами учебника и использую дополнительный матииериал. Так как урок проходил сразу после окончания олимпиады в Соч...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф....

Презентация к уроку русского языка "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс

Презентация к уроку русского языка . Тема "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...